Выставка «ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Выставка «ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ» 01 февраля открылась в Мемориальном доме-музее С.Т.Аксакова. Свои работы представил уфимский клуб народной куклы «Крупеничка» (руководитель — Алина Зайнуллина).
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Всюду, где селится и живёт человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Даже в самых бедных крестьянских семьях русской деревни с давних времен традиционной игрушкой в быту была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только забавой для девочек, в них играли все дети младенческого возраста (семь лет), пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им делали матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
На выставке представлены простейшие тряпичные куклы, которые можно очень быстро сделать из подручных средств: головного платка или кусочка тряпочки, одним движением рук при помощи завязывания узлов. Из свёрнутых тряпочек могут получиться замечательные младенчики. Обычная деревянная ложка также может послужить основой для куклы.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице — бабе, и она делала их на заказ.
Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах — угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво: и фартук повяжут, и поясок поверх рубахи.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили детям.
В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка — свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали «куличку» и «пряницу» (так назывался жертвенный хлеб в России).
Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была «принародно» посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем — маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Часть выставки занимает авторская композиция «ЯРМАРКА» (текстиль, дерево), созданная в 2017году. Она состоит из кукол, у которых практически не повторяется ткань для одежды, и предметов антуража; на оформление работы использовано: несколько метров старинной тканой вручную дорожки, мешковина, флажки из разноцветного ситца.
Два долгих года заняла эта работа: начиная с просмотра альбомов с репродукциями русского художника Бориса Кустодиева и старинных фотографий, и, заканчивая подбором тканей и воплощением кукольных образов. Участники клуба постарались передать русский размах, людскую массовость и толкотню на ярмарке, представив, как она проходила в России более ста лет назад.
Вы можете воочию увидеть неизменные атрибуты и героев русской ярмарки: качели, карусель, прилавки……и многое другое….. продавцы, покупатели….. цыгане…. телеги, кони….. продавец мороженого, продавец сбитня, продавец воздушных шаров…… коробейники, бабы, девки, мальчишки, мужики, бабки, торговки…… всего не перечислить….
Каждая отдельно взятая кукла или несколько кукол уже составляют сами по себе отдельно взятые небольшие композиции.

Поделиться: