КРУГ ВНИМАЮЩИХ – ТАК ТЕСЕН

30 июня в музее стартовал новый проект, посвященный знакомству с творческим окружением Сергея Тимофеевича Аксакова.
Первая лекция-встреча, которую подготовила и провела старший научный сотрудник музея Татьяна Евгеньевна Петрова, была о драматурге, поэте, мемуаристе Владимире Александровиче Соллогубе.
В голубой гостиной музея на старинном столике разложили книги Владимира Соллогуба. С особым вниманием и трепетом посетители рассматривали книжку с потертой обложкой – «Сочинения графа В.А. Соллогуба» 1855 года издания.
Татьяна Евгеньевна рассказала биографию писателя. Дала характеристику значимым произведениям Владимира Соллогуба, а чтобы слушатели почувствовали и поняли, слог и стиль автора, прочитала его стихи и отрывок из повести «Тарантас». Значительную, и, самую интересную, часть лекции составили сведения о взаимоотношении Соллогуба и Аксаковых. Присутствующие услышали стихи Ивана Аксакова –

Гр. В.А. Соллогубу
Ответ на послание его и приглашение посетить его в деревне

Увы! пространство скользкое
Взъерошили дожди,
И ты меня в Никольское,
Писатель мой, не жди!
Затем, что здесь лечение
Едва окончил я,
Откинув попечение
О выдержке себя, –
Спешу, не медля долее,
Не мешкая в пути;
Хоть день в Москве, не более,
Желал бы провести,
Покуда службой тяжкою
Не занят каждый час…
Лети ж, с тройной упряжкою
Мой легкий тарантас!…

Узнали, почему пьеса Сологуба «Сотрудники, или Чужим добром не наживешься», вызвала разногласие в семье Аксаковых. В этой пьесе был выведен Константин Аксаков, как некий литератор, одетый в красную рубашку, старинный полукафтан и мурмолку. Этот литератор недоволен Петербургом, железными дорогами, жалеет, что женщины не носят сарафана…
Из письма Ивана Аксакова к родным (1 февраля 1851 год): «На днях читал я преглупейший, но пресмешной фарс Соллогуба «Сотрудники, или Чужим добром не наживешься». Тут выведен на сцену Константин под именем Олеговича, в русском платье и с диссертациями о земле Тмуторокановской, букве ъ и чешском корнесловии! Пожалуйста, достаньте и прочтите: глупо, но я хохотал много».
Сергей Тимофеевич, кажется, недовольно ответил сыну: «Удивляюсь, как ты мог чему-нибудь рассмеяться в пасквиле Соллогуба. Он написан совершенно бездарно и прескучно».
Все это не стало поводом к серьезному конфликту, уже через четыре месяца Сергей Тимофеевич с сыновьями Константином и Иваном по пути в Оренбургскую губернию заехали в имение Соллогуба Никольское Симбирской губернии.
Звучала в этот вечер в голубой гостиной и музыка – песни на стихи Соллогуба и мелодия из кинофильма «Шербурские зонтики» Мишеля Леграна. Оказалось, что правнучка Владимира Соллогуба, французская актриса Маша Мериль (урожденная Гагарина) жена Мишеля Леграна.
Татьяна Евгеньевна подчеркнула, что для современного читателя Владимир Соллогуб интересен, в первую очередь, как мемуарист и бытописатель. Он был знаком с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Тургеневым, Достоевским, Глинкой и другими замечательными деятелями 19 века и оставил воспоминания о них. В произведениях этого писателя много характерных деталей той эпохи, которые уже непонятны в наш век, но тем более интересны всем любителям старины. Посоветовала почитать «Тарантас. «Путевые впечатления»», по словам Белинского, – это «книга умная, даровитая и — что всего важнее — книга дельная…».
Закончилась лекция полным погружением в 19 век – был показан фильм «Поездка в Висбаден», по повести И.С. Тургенева «Вешние воды».

Поделиться: