“Ночь кино” в музее 

Музей Аксакова в очередной раз участвует во всероссийской акции “Ночь кино”.
В прошлом году гости музея посмотрели фильм “Красавица и Чудовище” (2012) режиссёра Марк-Андреас Бочерта. После просмотра собравшиеся сравнивали Аксаковский вариант сказки с современной немецкой постановкой.

В этом году отмечается 160-летие сказки “Аленький цветочек” и для показа выбрали два фильма на эту тему: французского режиссера Жана Кокто «Красавица и чудовище» 1946 года и постановку режиссера Владимира Грамматикова “Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке” (1991).

Известный искусствовед Светлана Соболевская рассказала гостям музея, что уже 30 лет изучает сказку “Аленький цветочек”, что “ткань повествования сложна и многогранна” и разгадывать тайные знаки Аксакова чрезвычайно интересно. Например, Светлана Леонидовна отметила, что многие знают – сказку Сережа Аксаков услышал в детстве от ключницы Пелагеи, а в зрелом возрасте вспомнил ее и записал. Оказывается, не все так просто: в “Воспоминаниях” Аксаков рассказывает еще о двух версиях этой сказки, с которыми он познакомился в юности – “Красавицу и зверь” он прочитал, когда был студентом Казанского университета, а оперу “Земфира и Азор” он услышал в Казанском театре. “Поэтому Аксаковский “Аленький цветочек” вобрал в себя все три варианта сказки,”- сказала Светлана Леонидовна. В народном языке сказки зашифрованы своеобразные послания, которые отсылают знатоков к произведениям Державина, Пушкина… С. Соболевская открыла для многих сказку заново.

После выступления Светланы Леонидовны с юбилеем сказки поздравил собравшихся краевед С.Д. Садовников. Наверное, многие были удивлены тем, что серьезный исследователь дворянских родов нашего края появился на таком не слишком серьезном мероприятии, и были еще больше удивлены, когда Сергей Дмитриевич поздравил всех не со 160-летием, а с 280-летием сказки.

С.Д. Садовников рассказал интересные факты. Занимаясь своей родословной, в которую входят известные дворянские фамилии – Эверсманы, Мансуровы, Булгаковы, Тимашевы, Аксаковы, Карамзины, он обратил внимание на некоего графа Вильяма де Бомона, женатого на Софье Булгаковой. В «Ведомости о людях, находящихся под надзором Уфимской городской полиции…», приложенной к рапорту и.о. полицмейстера князя Кугушева на имя оренбургского гражданского губернатора значится:
«Французский граф Вемион Демобо, лет 48. Прислан из г. Стерлитамака при предписании оренбургского губернатора от 9 сентября 1837 г. за № 9070, с разрешения г. Оренбургского военного губернатора, но по каким делам — неизвестно. Жительствует в Уфе в собственном доме, никаких занятий не имеет, также и от казны никакого содержания не получает. Имеет при себе жену Софью Ивановну, сыновей Петра 18 лет, Дмитрия 17, Павла 14 и Васафа 11 лет».
В Уфу граф был сослан по высочайшему повелению за растрату государственных средств и дерзкое письмо министру финансов Канкрину. А самое невероятное в том, что Вильям де Бомон является правнуком Жанны Мари Лепрес де Бомон, которая в 1757 году написала сказку «Красавица и чудовище». Сказка Лепрес де Бомон, ставшая классикой, была вариантом сказки, которую в 1740 году написала Габриель Сюзанна Барбо де Вильнёв. Таким образом, маленький провинциальный город Уфа, где родился Сергей Тимофеевич Аксаков, который по сюжету “Красавицы и чудовища” Жанны Мари Лепрес де Бомон написал “Аленький цветочек”, становится центром переплетения судеб и событий.

На акции “Ночь кино” прошло и еще одно мероприятие. В честь 160-летия “Собирания бабочек” мастер по текстилю Людмила Васильчикова провела в музее мастер-класс по изготовлению текстильной бабочки. Это занятие особенно понравилось маленьким гостям музея.

Поделиться: