Программа «Оживающий музей». Игры в “девичьей”

В субботу, 9 февраля состоялось очередное занятие по программе “Оживающий музей». Тема занятия – игры в «девичьей». Цель занятия – познакомить ребят с бытом, одеждой и занятиями крестьян.

В голубой гостиной музея ведущая рассказала ребятам, что рядом с дворянскими семьями жили те, кто помогал вести хозяйство – это крестьяне. Она поведала о нелегком крестьянском труде, о быте и одежде простого народа.

Чтобы детвора легче вжилась в крестьянский образ, девочек нарядили в сарафаны, и подвязали очелья, а мальчикам надели косоворотки и пояски. И разыграли сценку, в которой дедушка Аксаков, которого талантливо сыграл один из пап, проверяет работу своих дворовых. Ребята показали “дедушке” что делает садовник, нянька, ключница. Дети быстро вжились в роли: печник изобразил, как рубит дрова и подкидывает в печь, конюх – как гриву лошадке чешет, прачка – белье трет, стряпуха – тесто месит, а маленькая ключница вышла со связкой ключей и продемонстрировала, как открывает и закрывает замки.

После этого дети перешли в мемориальную часть музея, которая им хорошо знакома. Дети шли по залам и называли – столовая, большая гостиная, комната маменьки, комната Сережи. А вот и дверь, за которой детвора еще не была. Ведущая рассказала, что это особая комната, она называется девичья. В этой комнате женская незамужняя прислуга шила, вышивала, вязала и выполняла разные бытовые поручения хозяйки. «Девичья» считалась одновременно жилой и рабочей комнатой.

Описание девичьей С.Т. Аксаковым в произведении “Детские годы Багрова-внука”:
“Проходить к ним надобно было через коридор и через девичью, битком набитую множеством горничных девушек и девчонок; их одежда поразила меня: одни были одеты в полосущатые платья, другие в телогрейки с юбками, а иные были просто в одних рубашках и юбках; все сидели за гребнями и пряли. Это была для меня совершенная новость, и я, остановясь, с любопытством рассматривал, как пряхи, одною рукою подергивая льняные мочки, другою вертели веретена с намотанной на них пряжей; всё это делалось очень проворно и красиво, а как все молчали, то жужжанье веретен и подергивание мочек производили необыкновенного рода шум, никогда мною не слыханный”.

В девичьей ребята расселись по лавкам и с интересом рассматривали светец, рубель, прялку и узнавали назначение этих предметов. Татьяна Евгеньевна показала, как на старинном ткацком станке изготавливали домоткань. В былые времена во время работы девушки пели, и маленькая участница программы – Марина – спела «Во поле береза стояла». Места в девичьей немного, но там уютно и интересно: можно в рожок подудеть и трещотку повертеть.

Ребята узнали, что крестьянские дети играли тряпочными самодельными куклами. В конце занятия дети вместе с родителями смастерили тряпочных кукол в деревенских платочках. Этих новых кукол ребята взяли домой. А на дом задали нарисовать, чем занимались крестьяне в городской усадьбе.

Поделиться: