Третий концерт граммофонной музыки в Доме-музее Аксакова

В субботу, 5 октября, в Голубой гостиной музея состоялся очередной, третий по счету, концерт граммофонной музыки. Автор и ведущий этого музыкального проекта – коллекционер и друг музея Александр Норец.

Это мероприятие – не обычный концерт, а увлекательный концерт-лекция. На прошлых встречах Александр рассказывал среди прочего об истории создания граммофона, объяснял особенности его устройства, демонстрировал собравшимся самые первые граммофонные записи знаменитых певцов.

В этот раз ведущий объявил, что концерт будет посвящен классической музыке, и подчеркнул, что записи величайших оперных исполнителей прозвучат с оригинальных пластинок, записанных с 1906 по 1919 годы, на оригинальном граммофоне того же периода.

Открылся концерт прослушиванием редкой пластинки итальянского оперного певца, мастера бельканто – Маттиа Баттистини. Александр рассказал об уникальном случае: этот исполнитель был настолько популярен, что на представлении оперы «Риголетто» в Москве (1912 год) публика бесконечно вызывала певца на бис, и Баттистини пришлось повторить всю оперу от начала до конца. Спектакль, начавшийся в восемь часов вечера, окончился только в три часа ночи! О Баттистини критики писали, что с таким голосом было бы преступлением не петь. И он пел до 70-ти лет. В исполнении легендарного певца прозвучали арии из опер Верди «Бал Маскарад» и «Травиата». Обе пластинки были записаны в Милане: одна в 1906, другая в 1911 году.

Затем в зале зазвучал голос Шаляпина. По словам М.Горького, «В русском оперном искусстве Шаляпин — эпоха, как Пушкин в литературе». На этот концерт Александр принес две пластинки великого артиста. Вначале в исполнении Шаляпина прозвучали куплеты Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст» (запись 1907 г. С.-Петербург), а потом присутствующим была представлена очень редкая, малоизвестная даже специалистам, пластинка с записью народной песни «Было у тещеньки семеро зятьев», сделанной в 1913 году в Лондоне.

В этот день в аксаковском доме-музее произошло чудо: в Голубой гостиной спустя более чем сто лет первозданно и чисто звучали незабываемые голоса Антонины Неждановой и Леонида Собинова (дуэт Лейлы и Надира из оперы Бизе «Искатели жемчуга»), Нелли Мельба и Энрико Карузо (дуэт первого акта из оперы Пуччини «Богема»).

Интересные сведения узнали присутствующие и о Николае Северском – «короле оперетты», популярном исполнителе цыганских романсов, а также режиссере и композиторе. Он родился в 1870 году в дворянской семье. Северский – сценический псевдоним. В 1913 году увлёкся авиацией и был одним из первых в России летчиков-любителей, владельцем двух самолетов. Категорически не принял революцию, стал белым офицером, эмигрировал в Константинополь.
В книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» есть эпизод, где Маресьеву попадает в руки заметка о летчике, которой во время 1-ой Мировой войны потерял правую ногу, но вернулся в авиацию и стал лучшим пилотом. Этим летчиком был сын Северского – Александр. В исполнении Николая Северского прозвучал романс на стихи Пасхалова «Нет, за тебя молиться я не мог» (запись 1910 г. С.-Петербург).

Александр поделился редкой специфической информацией о «секретах» фирмы «Граммофон». Это касается обычного бумажного кружка в середине пластинки – этикетки. Оказывается, важно не только то, что на ней написано, но и какого этикетка цвета. Цвет этикеток этой фирмы играл строго определенную роль. Пластинки привилегированных, с самыми высокими гонорарами артистов, таких как Шаляпин, Собинов, Нежданова, в начале ХХ века выпускали с красной этикеткой. Эти диски назывались «экстра» и стоили очень дорого. Все прочие, даже очень популярные артисты, записывались на пластинках с черной и зеленой этикетками, а второстепенные исполнители – с синей. Пластинки великих певцов имели особую нумерацию и были односторонними. Английское акционерное общество «Граммофон» печатало на этикетках пластинок для России свою специальную эмблему, охранный знак фирмы – «Пишущего Амура», а на прочих была другая эмблема – «Собака» (фокстерьер, сидящий перед рупором граммофона).

Вторая часть концерта граммофонной музыки (изюминка и сюрприз мероприятия) прошла в Большой гостиной мемориальной части музея. Танцевальный дивертисмент, состоящий из танго, вальса, кадрили, исполнили под граммофонные пластинки солисты студии исторического танца «Ассамблея» (руководитель Денис Аксенов). Все они были одеты в стильные изящные костюмы начала прошлого века, что произвело на зрителей незабываемое впечатление.

В антракте посетители с интересом разглядывали выставку старинных фотооткрыток с изображениями звезд оперной сцены: Баттистини, Шаляпин, Собинов, Нежданова, Медея Фигнер, Лина Кавальери, Северский. Особенно ценны открытки, где артисты представлены в сценическом образе.

Концерты граммофонной музыки – редкость для нашего времени. Чтобы произошло, свершилось это уникальное культурное мероприятие (если хотите – даже событие) необходимо, чтобы в единое целое соединилось несколько моментов: желание коллекционера – страстного меломана поделиться с другими, не менее страстными поклонниками музыки, своими музыкальными сокровищами, своими знаниями, своей любовью к Музыке; главным условием является наличие хорошего музыкального аппарата (инструмента) и, конечно, подходящего по настроению места, где могли бы спокойно и с удовольствием провести время поклонники классической музыки.

Поделиться: