Вторая часть. Начало экскурсии: черные сени, кабинет Н.С. Зубова

Наша экскурсия начинается из достаточно обширного помещения, которое освещается через маленькое высокое окно. Аксаков повествует, что здесь в середине ХУШ века, когда дом делился на жилые помещения и канцелярию Уфимского наместничества, находилась приемная. В определенные дни и часы зажигали свечи, Зубов проходил в свой рабочий кабинет, усаживался в кресло за стол и через растворенное окно принимал прошения и жалобы.

Когда в доме поселяется семья Аксаковых, Сереже около 3-х лет, и это помещение уже называется черные сени. Здесь царит полумрак, вдоль стен стоят сундуки. Сюда по-прежнему выходит окно из кабинета Зубова, где, по воспоминаниям Аксакова,  в память о дедушке хранились его  личные вещи и бумаги.

Самый интересный экспонат в кабинете – секретер начала Х1Х века (стиль «Буль»).

 

Секретер сочетает в себе письменный стол и множество полочек, ящичков и отделений с потайными механизмами, хранящих письма, ценности и важные документы. В нем соединяются функции бюро и миниатюрного кабинетного шкафа. Первый секретер классифицировался именно как дамская мебель и выглядел как небольшой столик с откидной доской и шкафчиком для бумаг.

Позже его размеры увеличились за счет добавления большого количества ящичков для хранения писем и деловых бумаг. Секретер был надежным хранителем, так как его потайные отделения были хорошо замаскированы явными отделениями. Часто приоткрыв один из ящиков и нажав на скрытую пружину, можно было найти другой ящичек. Именно поэтому секретер был символом высокой аристократии – далеко не каждая дама могла себе позволить такую роскошь. Секретер, хранящийся в Кабинете Зубова, передан в музей дальними родственниками С.Т.Аксакова – уфимской семьей Гудковых. Самый известный ее представитель – Георгий Федорович Гудков (1916-1995), знаменитый уфимский краевед и аксаковед. Согласно семейному преданию, старинный секретер попал в Россию из Франции как трофей после войны с Наполеоном. Большой деревянный дом Гудковых находился в самом центре Уфы по улице Крупской (Жандармской), недалеко от перекрестка с улицей Кирова, откуда и был вывезен в музей в конце 1990-х годов старинный секретер.

Секретер украшен резьбой, инкрустирован черепашьим панцирем и бронзовыми

накладками. Бронзовые накладки (с тонким рифлением и чернением) образуют прекрасные, тонкой работы цветочные узоры по всей поверхности секретера. В центре расположена группа фигур, напоминающая старинный герб – в центре мальчик, держащий над головой полотнище, по-видимому, с девизом (бронзовый его фрагмент утерян), чуть ниже по обеим сторонам – две фигурки сидящих на задних лапках сказочных зверушек, напоминающих белок с пушистыми хвостами с длинными тонкими ушами вверх. В лапке и во рту зверушки держат горны. Похожее изображение двух зверушек с горнами (теперь между ними появляется условный пюпитр с нотами), но только мельче и условнее, располагается также и внизу стола. Откидывающаяся столешница обтянута темно-синим бархатом с узорным тиснением. В секретере много выдвижных разновеликих горизонтальных ящичков, а также два узких вертикальных – для бумаг.

В своей автобиографической книге «Детские годы…» Аксаков рассказывает, как увидел в темном окошечке кабинета приведение и упал в обморок.

На стене, около окна кабинета Н.С. Зубова находятся план города Уфы  1803 г. и  герб Уфимской губернии. Первый генеральный план города Уфы был утвержден 15 июля 1803 года. Его – архитектор Вильям (Василий Иванович) Гесте. По разным причинам план не был воплощен в жизнь. В декабре 1817 в Уфе Гесте вместе с губернским землемером В.К. Сметаниным внес поправки в план. А третьего марта 1819 года правительство утвердило проект, по которому и строилась Уфа в течение 19 века. По плану Гесте, границы города расширялись от улицы Телеграфной (ныне Цюрупы) до Никольской (Гафури) и от реки Белой до улицы Богородской (ныне Революционной). Архитектор удачно использовал старую застройку, рельеф местности. Вывел главную улицу – Большую Казанскую (ныне Октябрьской Революции) к новому центру – будущему Гостиному двору на Верхне -Торговой площади. Административно-торговый центр Уфы сохранялся на территории исторического ядра города в течение длительного времени.

Исторический герб Уфы представляет бегущую куницу на серебристом гербовом поле, в знак того, что водилось их около Уфы великое множество. Описывая природу уфимского края, С.Т.Аксаков отмечал: «Свежи, зелены и могучи стоят твои разнородные черные леса, и рои диких пчел шумно населяют нерукотворные борти твои, занося их душистым липовым медом. И уфимская куница, более всех уважаемая, не перевелась еще в лесистых верховьях рек Уфы и Белой!». Уфимцы очень любили и почитали её. Герб Уфе был пожалован 03 июля 1782 г., хотя еще в середине XVII века в приказе Казанского дворца была изготовлена печать Уфимской приказной избы с изображением бегущей куницы. Через сто лет, в  1878 году, были определены цвета для герба: голубой (лазоревый) – для куниц, серебряный (белый) – для поля щита и красный (червление) – для языка и глаза куницы. В середине 20-х годов 18 в. наряду с изображением куницы рассматривалось изображение на уфимском гербе белой лошади –  «в золотом щите на красном поле белая лошадь, бегущая по зеленой земле». И оба герба были утверждены в 1730г. Уфимский гарнизонный полк поместил на своем знамени герб с изображением бегущей лошади, а Уфимская провинциальная канцелярия пользовалась печатью с изображением куницы. В конце XVIII века уфимцы вернулись к единому старинному гербу – бегущей кунице.

Второе, очень яркое и страшное, впечатление испытал шестилетний Сережа, наблюдая в окна пожар колокольни Троицкой церкви, где он бывал на службе с родителями. В ту июньскую грозовую ночь выгорело много улиц старой Уфы. Макет этой церкви и фрагмент бронзовой арки, украшающий ее вход, мы видим в экспозиции «приемной». Троицкая церковь (бывший Смоленский собор) находилась на территории уфимского кремля и уфимской крепости. Это был самый  древний каменный памятник истории и архитектуры нашего города, к сожалению, не сохранившийся. В годы советской власти большевики уничтожали и церкви и мечети. В 1956 году был взорван и Троицкий храм, а на его месте возведен Монумент дружбы народов.


В экспозиции мы видим черно-белые и раскрашенные литографии начала Х1Х века, на которых представлены народности, населяющие Уфимский край в то далекое время: башкиры, татары, чуваши, черемисы, мордва, мещеряки, калмыки. Малоисследованные башкирские земли и населяющие их народы в начале Х1Х века привлекали ученых.

 

Первыми исследователями, возглавившими экспедиции Российской Академии наук, были Петр Рычков (1712-1777) и Петр Паллас (1741-1811), чьи портреты мы видим в экспозиции. Выдающиеся географы, экономисты, историки и путешественники, они отдали много сил изучению нашего края, впервые описав Уфу, реки, озера и животный мир, в том числе древнюю Капову пещеру.

 

Маленький Сережа Аксаков вместе с родителями в карете также много путешествовал, отправляясь навестить больного дедушку Степана Михайловича Аксакова, проживавшего в своей деревне Аксаково под Бугурусланом в Оренбургской губернии. По дороге он примечал, как живут, как выглядят разные народности.

 

Поделиться: