Большая гостиная

Из столовой через высокие двустворчатые двери мы переходим в большую гостиную, убранную, как писал Аксаков, “недорого, но со вкусом”. Здесь обращает на себя внимание металлические люстры на цепях со стеклом, предохраняющим от капель расплавленного воска.

Происхождением используемого нами и по сей день термина «люстра» мы обязаны Франции, где в XVII веке этим словом обозначали осветительные приборы на одну или несколько свечей со стеклянным убором, прикрепленные к потолку. Возможно, что ни один другой предмет интерьера не был настолько узнаваем и не завоевал такую популярность в разных странах на протяжении веков, как люстра. История люстры насчитывает более восьмисот лет, в течение которых ее конструкция подвергалась постоянному усовершенствованию, отражая растущее богатство и превращаясь в предмет роскоши, доступный только элитным слоям общества. Совершенствование люстры шло в ногу с развитием технического прогресса и промышленного производства.

Начиная с ранних веков люстра всегда была тесно связана с аристократией и рассматривалась как символ роскоши и доказательства высокого статуса ее обладателя. Отображение эволюции люстры переплетена с историями монархий в период пятнадцатого — девятнадцатого веков, того времени, когда сформировались узнаваемые стили, сохранившие свои неповторимые очертания и в наши дни.

Люстра XVIII – начала XIX веков представляла собой массивный металлический каркас, на который крепилось множество подвесок из стекла или из природного камня. Вес такой люстры мог достигать порядка тонны и чтобы обслуживать ее, требовался очень мощный механизм. Ведь для того, чтобы зажечь свечи в люстре, необходимо было прежде опустить люстру, а затем, уже с зажженными свечами – поднять. Свечные люстры приходилось подвешивать на небольшой высоте от пола, так как свет свечей довольно слаб, и для достижения нужного результата осветительный прибор должен был находиться достаточно близко от освещаемого пространства. В зависимости от величины помещения использовались одна или несколько люстр. Гасились свечи специальными металлическими колпачками, которые крепились на длинную рукоять. Сами свечи изготавливались поначалу из животного жира, а затем стали производиться из пчелиного воска. Фитилем в таких свечах служил тростник. В более позднее время в качестве фитиля стали применять хлопковые и конопляные волокна.

Украшают большую гостиную колонки с канделябрами, парадный гарнитур начала Х1Х века,  гравюры, фисгармония.

 

Старинная фисгармония появилась в Большой гостиной в начале 2000-х годов. Она была подарена музею состоятельным уфимцем. Из надписи на фисгармонии можно узнать, что инструмент был изготовлен в Америке, а появился в продаже в одном из музыкальных магазинов Юлия Генриха Циммерманна в России – в  Петербурге или Москве, а уже оттуда он, вероятно, попал в Уфу. Кстати на уфимской фотографии начала ХХ века изображены крупные магазины на центральной городской улице – Успенской, где хорошо читается надпись музыкального магазина Ю.Г.Циммерманна.

Аксаков вспоминает, что благодаря талантам, обаянию и необыкновенному дару красноречия его маменьки  Марии Николаевны в доме каждый вечер собиралось блестящее общество молодых острословов, ценителей литературы и изящных искусств, весьма просвещенных для своего времени людей.  Иногда в доме устраивались танцевальные вечера с приглашением небольшого оркестра.  Музыкальных инструментов в тот период в аксаковской семье не было. Однако фисгармония была распространена в домах того времени и ее присутствие в музее вносит дополнительные музыкальные и эмоциональные впечатления для характеристики эпохи Х1Х века во время экскурсий.

Первую фисгармонию изготовил музыкальный мастер Антон Хёкель в 1818 году в Вене. Этому изобретению предшествовал целый ряд подобных по конструкции музыкальных инструментов, сделанных мастерами в первой четверти XIX века: пангармоники (1805), органа-экспрессива (1810), элодикона (1814) и др. Первые фисгармонии имели весьма примитивное устройство. Только в начале 40-х годов 19в. после усовершенствования парижским мастером Александром Франсуа Дёбэном этот инструмент принял в основном свой современный вид.

По форме фисгармония напоминает пианино уменьшенных размеров. Клавиатура — органного (фортепианного) типа. Внутренняя голосовая часть фисгармонии делится на две половины; поэтому и клавиатура как бы разделяется пополам: диапазон левой части — от до большой октавы до ми первой, диапазон правой — от фа первой октавы до до четвертой.

Внутреннее устройство фисгармоний несмотря на их различные конструкции принципиально одинаково. Фисгармония состоит из следующих основных частей: педалей, мехов, подающих воздух или отсасывающих его, амортизационного меха-камеры, выравнивающего подачу воздуха и делающего ее равномерной, ряда (или рядов) голосовых планок и воздушных каналов к ним, клапанов, клавиатуры (регистры и створки). Расположение этих деталей может быть несколько различным в зависимости от конструкции и размеров. Различие может быть еще и в способе подачи воздуха: нагнетание мехами (венская система) или всасывание его (американская система). Названия эти утвердились по местам большего распространения, хотя обе системы возникли в Европе.

 

Самым любимым развлечением гостей, по воспоминаниям Аксакова,  было совместное чтение вслух. Мария Николаевна собрала небольшую библиотеку, что в то время было особенно ценным, а Сережа в четыре года научился читать и развлекал гостей стихами и рассказами.

Поделиться: