официальный сайт

Экспозиция дома - музея С.Т. Аксакова

museum letoМемориальный Дом-музей С.Т. Аксакова находится на углу улиц Салавата и З.Расулева. В этом доме прошли несколько лет раннего детства Сергея Тимофеевича Аксакова. Музей состоит из мемориальной и литературной частей.

 

Мемориальная часть дома

 

Здание было построено в середине XVIII в. и принадлежало дедушке Сергея Тимофеевича Аксакова - Николаю Степановичу Зубову. Николай Степанович был коллежским советником и исполнял руководящую должность - Товарища Наместника, в руках которого была сосредоточена административно-судебная власть. Часть дома была приспособлена под канцелярию, где неотлучно присутствовали чиновники, писцы и посетители, а во второй половине находились жилые комнаты. Здесь жила и воспитывалась до замужества мать будущего писателя - Мария Николаевна Зубова. В 1788 году она выходит замуж за прокурора земского суда - Тимофея Степановича Аксакова, и они поселяются отдельно.

В дом своего деда Сережа Аксаков в возрасте 4-х лет переезжает вместе с родителями и маленькой сестренкой Наденькой через несколько лет после смерти Н.С. Зубова. Делают ремонт и бывшую канцелярию приспосабливают под жилые комнаты. Только комнату дедушки, которая служила ему рабочим кабинетом, оставляют нетронутой. Сергей Тимофеевич пишет:

« ... там были собраны все его вещи; письменный стол, кресло, шкаф с книгами и проч. Нянька сказала мне, что там видят иногда покойного моего дедушку Зубова, сидящего за столом и разбирающего бумаги. Я так боялся этой комнаты, что проходя мимо, всегда зажмуривал глаза. Один раз, идучи по длинным сеням, забывшись, я взглянул в окошко кабинета, вспомнил рассказ няньки, и мне почудилось, что какой-то старик в белом шлафроке сидит за столом. Я закричал и упал в обморок. Матери моей не было дома. Когда она воротилась и я рассказал ей обо всем случившемся и обо всем, слышанном мною от няни, она очень рассердилась: приказала отпереть дедушкин кабинет, ввела меня туда, дрожащего от страха, насильно и показала, что там никого нет и что креслах висело какое-то белье... Няньку мою она прогнала и несколько дней не позволяла ей входить в нашу детскую...»

Через несколько лет Аксаковы переезжают в дедовское имение Ново-Аксаково, а дом продают. Он принадлежит разным семьям. Затем здесь была кожная больница и библиотека профсоюза работников просвещения.

Знакомство с мемориальной частью музея мы начинаем с черных сеней. Во время жизни здесь Аксаковых они выглядели иначе: длинный темный коридор заканчивался небольшим пространством перед оконцем. Лестница, ведущая на второй этаж, была не такой парадной, а смотрелась, как чердачная. Размещенная в сенях экспозиция рассказывает об истории Уфы. На стенах - рисунки и гравюры горожан и одетых в национальную одежду крестьянок. К сожалению, не сохранился портрет дедушки Зубова, но о его одежде мы можем судить по картине, на которой изображен наместник в характерном красном мундире, с париком на голове и треуголкой в руках. Здесь же вы видите первый герб Уфы, принятый при Екатерине II, и план города. Через окошечко дедушка принимал посетителей и руководил канцелярскими делами. В углу сеней располагается макет Троицкой церкви (Смоленского собора), о которой не раз упоминается в произведениях С.Т. Аксакова.

Далее находится парадная прихожая. Это небольшая комната с высокими дверями и узкими окнами. Парадной прихожей пользовалась семья и гости. Парадное крыльцо имело двадцать пять ступенек, и с него была видна река Белая во всю свою ширину. Справа от входа дверь вела в людскую, где готовилась еда, которая подавалась через специальное окошечко. А во время приготовления пищи оно было всегда закрыто, чтобы запахи не проникали в дворянские покои. В экспозиции парадной прихожей представлена схема родословного дерева и герб семьи Аксаковых. Установлено, что пошли Аксаковы от Ивана Калиты, Ивана Аксака (прозванного так за хромату, так как «аксак» в переводе с тюркских языков означает «хромой»), сына Вельямина, вышедшего из Золотой Орды при хане Узбеке. Дед Сережи, Степан Михайлович Аксаков, очень гордился своим 700-летним дворянством. В молодости он любил одну очень красивую девушку, но не взял ее в жены лишь потому, что она не была дворянкой. Степан Аксаков женился на Арине Васильевне Неклюдовой, «девице небогатой, но из старинного дворянского рода». У них было четыре дочери и один сын Тимофей, с которым он связывал надежды на продолжение своего старинного рода. Степан Михайлович жил в Симбирской губернии, а потом купил дешевую плодородную землю в Уфимском наместничестве и переехал туда со всей своей семьей и крепостными крестьянами, « ...чтобы поспеть к Петрову дню, началу сенокоса, нагрузив телеги женами, детьми, стариками и старухами, прикрыв их согнутыми лубьями от дождя и солнца, нагромоздив необходимую домашнюю посуду, насажав дворовую птицу на верхи возов и привязав к ним коров, потянулись в путь бедные переселенцы...»

Дедушка был очень жестким и суровым человеком, порой жестоким. Вот как описывает его С.Т. Аксаков: «... он прогневался на одну из дочерей своих, кажется, за то, что она солгала; узнать было нельзя моего прежнего дедушку; он весь дрожал, лицо дергали судороги, свирепый огонь лился из его глаз, потемневших от ярости!» Но бывали и «добрые» дни у Степана Михайловича. Однажды Мазану и Танайчонку (слугам дедушки) захотелось испить студеной бражки, и они придумали, как это сделать. Пока все в доме спали после сытного обеда, Танайчонок надел на себя барское платье и сел на крыльцо, а Мазан побежал в погреб, разбудил ключницу и, указав ей на фигуру товарища, потребовал бражки. Ключница, толком не рассмотрев, налила им полный жбан. Напившись, слуги улеглись спать. Через некоторое время проснувшийся барин тоже захотел выпить той же самой студеной бражки. Тут Танайчонок и Мазан поняли, какая им грозит опасность, и повалились в ноги своему барину. И что же сделал дедушка?.. Расхохотался и простил своих холопов.

В экспозиции прихожей также можно увидеть рисунки с видами мельницы на реке Бугуруслан, города Симбирска и села Знаменского (Аксаково).

Следующая светлая угловая комната, открывающая собой парадную анфиладу, называется столовой. В ней семья Аксаковых, собравшись вместе, завтракала, обедала и ужинала. Столовая также служила рабочим кабинетом Тимофею Степановичу, служившему прокурором нижнего земского суда. Он страстно любил природу и тяготился своей службой и суетной жизнью в городе, мечтал о том счастливом времени, когда он на правах наследника вернется в отцовское имение и заживет спокойной жизнью помещика. К сожалению, портрет Тимофея Степановича Аксакова не сохранился. На стене висит портрет Марии Николаевны Аксаковой. Это была очень красивая, умная, образованная женщина, деятельная и энергичная. По своему интеллектуальному развитию она возвышалась над обычным уровнем провинциального дворянского общества. Она любила принимать гостей, которых «ездило очень много, бывали у нас почти ежедневно и очень любили моего отца и мать, и нас с сестрицей». В экспозиции представлены портреты друзей семьи Аксаковых. Гостями дома были люди, оставившие заметный след в истории культурной жизни России конца XVI- начала XIX вв. К Тимофею Степановичу часто приезжали видные влиятельные чиновники Уфы: генерал-губернатор Уфимский и Симбирский С.К. Вязимитинов, полковник Л.Н. Энгельгардт. Бывала и «старушка Мертваго и двое ее сыновей».А еще приезжали Чичаговы, Княжевичи, у которых были двое сыновей почти одних лет с Сережей, Воецкая со своей сестрицей; из военных бывали генерал Мансуров, генерал граф Ланжерон и полковой адьютант Волков, и др.

«Иногда гости приезжали обедать, и боже мой! как хлопотала моя мать с поваром Макеем, весьма плохо разумевшим свое дело. Миндальное пироженое всегда приготовляла она сама, и смотреть на это приготовление было одним из любимых моих удовольствий.»

В углу столовой стоят большие напольные часы, которым почти двести лет.

Следующая просторная комната называется "большая гостиная". Здесь устраивались званые вечера: жарко топили печи, зажигали свечи в люстрах и канделябрах и приглашали музыкантов. Они играли на небольшом духовом музыкальном инструменте, похожем на пианино, называвшемся фисгармония. Дамы и кавалеры танцевали менуэт или полонез. Они выглядели так же, как пары на рисунках в экспозиции. В этой комнате висит необычная люстра: в нее вставлено стекло, чтобы воск со свечей не капал на наряды дам и кавалеров. Стекло легко снимается, очищается и снова вставляется на место. Маленький Сережа очень любил бывать среди гостей. Он вслушивался в разговоры о литературе, искусстве и политике. Лев Николаевич Энгельгардт рассказывал Сереже военные истории. Сережа и сам любил развлекать гостей. Он вставал на стул и рассказывал им стихотворения. Именно в этой гостиной состоялось обручение Марии Николаевны Зубовой и Тимофея Степановича Аксакова.

Стоит обратить внимание на окраску стен в комнатах. В XVIII веке было модно белить каждую комнату в определенный «свой» цвет. Например, большую гостиную белили в цвет фасада дома, малую - в малиновый, жилые комнаты - в зеленый и голубой цвета. В экспозиции большой гостиной представлен мебельный гарнитур, восстановленный по образцу того времени. В углу стоят колонки под подсвечники. Сюда же еще ставили красивые вазы для украшения комнаты.

Следующая маленькая «малиновая» комната называется "малая гостиная" или «дамская». Здесь Мария Николаевна и ее подруги пили чай или кофе, занимались рукоделием и вели беседы, а по вечерам собиралась вся семья: читали вслух романы, играли в лото, раскладывали пасьянс. На стене висит гравюра, где изображена часть парка XVIII в. с подстриженными деревьями в виде прямоугольников, что было характерно для того времени. В этой комнате находится уникальный экспонат - мебельный гарнитур, изготовленный в Австро-Венгрии в середине XVIII в.

Маленький Сережа очень любил вечера, когда устраивались домашние чтения. Он читал свои книжки с восторгом и увлечением. Слушал рассказы отца об охоте и деревенской жизни, или с удовольствием смотрел, как рисует дядя Сергей Николаевич Зубов.

Комната родителей, или, как ее еще называли, "маменькина", завершает парадную анфиладу и начинает анфиладу жилых помещений. Анфиладный принцип построения жилища был характерен для конца XVIII в. В комнате стоит старый комод для белья, женский туалетный столик, за которым Марья Николаевна приводила себя в порядок перед выездом в свет или выходом к гостям. Также здесь находится рабочий столик, за которым маменька писала письма и деловые бумаги. Она следила за новинками отечественной и иноземной художественной литературы, вела переписку со многими видными современниками, среди которых можно назвать выдающегося просветителя Николая Ивановича Новикова и его друга и помощника - Адриана Федоровича Аничкова. На стене можно увидеть образец вышивки гладью. На рабочем столике можно увидеть уникальную книгу- лечебник Бухана. Его подарил Марии Николаевне друг и путешественник Мантейфель.Когда Сереже было три года, он очень сильно заболел и едва не умер. Лучшие лекари всеми средствами пытались его вылечить, но все усилия были напрасны. Все думали, что мальчик умрет. Но Мария Николаевна принялась лечить Сережу по лечебнику Бухана, и он начал медленно поправляться.

«Выздоровление мое считалось чудом, по признанию самих докторов. Мать приписывала его, во-первых, бесконечному милосердию Божию, а во-вторых, лечебнику Бухана. Бухан получил титло моего спасителя, и мать приучила меня в детстве молиться богу за упокой его души при утренней и вечерней молитве».

Мария Николаевна любила своего Сереженьку больше всех остальных детей. Все свободное от посещения гостей и хозяйственных работ время она проводила с сыном. Следила за его чтением, направляла интересы, развивала ум, чувство и мышление. А отец брал иногда с собой на охоту и рыбалку.

Рядом с комнатой родителей находится первая детская или пеленочная комната. В ней жила Сережина сестренка Наденька.

«Сестрицу я любил сначала больше всех игрушек, больше матери, и любовь эта выражалась беспрестанным желаньем видеть ее и чувством жалости: мне казалось, что ей холодно, что она голодна и что ей хочется кушать; я беспрестанно хотел одеть ее своим платьицем и кормить своим кушаньем; разумеется, мне этого не позволяли, и я плакал».

Образ Надежды Тимофеевны С.Т. Аксаков запечатлел в повести «Наташа». Экспозицию этой комнаты составляют сундук, комод и детские стульчики. На сундуке располагаются незамысловатые детские игрушки: деревянные чурочки, трещотка. Любимой игрой Сережи и Наденьки было составление из чурочек башни. Сережа составлял, а сестренка, махнув рукой, разбивала башню, громко при этом хохотала и веселилась. На комоде стоит шкатулка с лоскутками для шитья и детская одежда - это платьице и чепчик. Такое платье носили девочки и даже мальчики до четырех лет. На картине изображены дворянские дети именно в таком наряде.

Следующая небольшая, но уютная комната, выбеленная в голубой цвет - комната Сережи. Сережа рос хилым и болезненным мальчиком. Маменька не разрешала ему много гулять, поэтому он рано научился читать и читал очень много. У него была одна единственная книга под названием «Зеркало добродетели». Сережа перечитал ее несколько раз и некоторые места выучил наизусть. Когда богатый сосед Аксаковых, граф Аничков, узнал об увлечении Сереженьки чтением, он пригласил его к себе домой и подарил сборник журналов «Детское чтение для сердец и разума», где было написано о явлениях природы, о живописи и художественных произведениях. Сережа прибежал домой, спрятался на кроватке за рединым пологом и принялся читать. Мария Николаевна даже не сразу его обнаружила. А когда увидела, отобрала все книги и выдавала Сереже на несколько часов в день, чтобы не загружать мальчика. Но он умудрился всего за месяц перечитать все несколько раз.

В комнате можно увидеть нехитрую мебель: стол для занятий, большой деревянный сундук, обитый железом, кроватка, шкафчик для книг. На столе маленький ларчик, где хранились Сережины сокровища, то есть камушки, которые они с сестренкой собирали по берегам рек во время путешествий. Вокруг дома Аксаковых был сад. Летом в растворенное окно Сережиной комнаты заглядывали веточки малины и яблони, и было слышно, как поют птицы. Однажды Сережа услышал за окном писк и сказал об этом маменьке. Она послала дворовую девушку посмотреть. Девушка вернулась в дом с маленьким щеночком. Его накормили, оставили при доме и назвали Суркой. Щеночек стал любимой забавой мальчика и сопровождал его во время

прогулок. Сурка сделался потом небольшой дворняжкой и жил у них семнадцать лет, всегда сохраняя привязанность к Сереже и маменьке. Вместе с Сережей в этой же комнате жил неизменный спутник детства писателя - слуга Евсеич. Он очень любил своего «соколика»: разделял с ним детские игры, готовил удочки для рыбалки, рассказывал о повадках птиц и рыб.

Завершает анфиладу жилых комнат «девичья», или комната для прислуги. Здесь находились две-три дворовые девушки, которые выполняли приказания Марии Николаевны. В свободное время они занимались рукоделием: пряли пряжу, шили, вязали, вышивали. За работой девушки пели песни, а Сереже очень нравилось их подслушивать через приоткрытую дверь. За трудом девушек следила ключница Пелагея. Она была великая мастерица рассказывать сказки, и каждый день Сережа слушал новую сказку. Однажды ключница поведала Сереже сказку об аленьком цветочке, которая надолго запала в душу мальчика.

В комнате собраны предметы крестьянского быта: старинные вышивки, плетеные ивовые лари, домотканые скатерти, веретена, прялка, глиняные кувшины и деревянная посуда, сундуки, в которых хранили зимнюю одежду, лапти и ухват. Маменька запрещала сыну общаться с крепостными, стараясь предохранить его от вредных впечатлений и разговоров. Но Сережа тайком от матери частенько заглядывал в девичью, потому что там было весело.

 

Литературная часть дома

 

В трех залах литературной части музея можно познакомиться с дальнейшей жизнью и творчеством С.Т. Аксакова, его семьей и друзьями. Детские годы Аксаков провел в дедовском имении Ново-Аксаково, в радостном ощущении широкого раздолья степных просторов. Он унаследовал от отца страсть к общению с природой. Лодка, удочка, а вскоре и ружье начинают заполнять не только досуги, но и почти всю жизнь мальчика. Восьми лет от роду Сережа Аксаков вместе с родными приехал в Казань, поэтому на стенах можно увидеть виды города. В 1804 году в Казани открыли университет. С.Т. Аксаков был одним из первых студентов. Одна из экспозиций литературного зала говорит нам о годах учебы Аксакова и его увлечениях: издании журналов, театре и ловле бабочек. Еще в гимназические годы Аксаков оказался в центре кружка молодых людей, проявлявших живой интерес к искусству. Увлечение гимназистов литературой проявлялось в том энтузиазме, с каким издавались здесь рукописные журналы. Один из таких журналов -

«Аркадские пастушки» - выпускал близкий приятель Аксакова, Александр Панаев. Его портрет представлен в этом зале. Аксаков и Панаев увлекались также собиранием бабочек, а учил их этому преподаватель естественных наук в университете по фамилии Фукс, чей портрет также можно увидеть в этой части музея. Здесь также висит портрет Григория Ивановича Карташевского, преподававшего чистую математику в гимназии и высшую математику в университете. Несколько лет спустя он породнился с С.Т. Аксаковым, женившись на его сестренке Надежде Тимофеевне Аксаковой. С.Т. Аксаков был великолепным знатоком природы. Рано проявившийся интерес к самым разнообразным явлениям природы разбудил в нем страсть - стремление описывать предмет своих наблюдений. Так вышли в свет охотничьи книги Аксакова: «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Записки об уженье рыбы» и очерк «Собирание бабочек».

У Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны было четырнадцать детей. Четверо из них умерли еще в детстве. Семья Аксаковых считалась образцовой. Все члены семьи были соединены редким единодушием, полным согласием вкусов, наклонностей и привычек. Здесь можно увидеть портрет С.Т. Аксакова и его жены Ольги Семеновны Заплатиной. В этой же части дома находится комната сыновей Аксакова - Константина, Григория, Ивана.

В литературно-музыкальной гостиной проводятся музыкальные и литературные вечера, выступают профессиональные певцы и самодеятельные фольклорные коллективы из Уфы и разных районов РБ. Здесь можно увидеть мебельный гарнитур из губернаторского дома Г.С. Аксакова. В этой же комнате находятся материалы, посвященные памяти С.Т. Аксакова: родословное дерево потомков писателя, чертеж Народного Дома Аксакова, который ныне уфимцы знают как театр оперы и балета, фотографии момента освящения его закладки, виды Уфы в 1856г., герб Уфимской губернии, гравюры и фотографии Уфы XIX-XX вв., рисунки Н. Богатова к сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Яндекс.Метрика