официальный сайт

История экспонатов дома-музея С.Т. Аксакова

В музееведении существует несколько мнений по поводу составления экспозиции мемориальных интерьеров. Широкое распространение получил типологический интерьер (в том числе и в Мемориальном доме-музее СТ. Аксакова). Отсутствие мемориальности предмета восполняется его познавательной и обучающей функциями, когда вместе со зрителями воссоздается определенный момент истории. При этом возрастает значение и роль отдельно взятого экспоната как знака, символа, образа ушедшего времени.

Совсем случайно не ушли в небытие события и имена людей, имеющие опосредованную связь с домом-музеем С.Т.Аксакова, обретшую, однако, за последние десятилетия символический смысл. В залах музея находится шесть предметов мебели,1 принадлежавших в последнюю четверть XIX века Евграфу Васильевичу Еварестову - светлому человеку, настоятелю Уфимского Кафедрального собора.

В конце 1990-х годов, прогуливаясь, заглянула в музей его 50-летняя правнучка Наталья Александровна Латышева посмотреть на дедушкину мебель, которую она не видела со времен своей молодости. После знакомства последовал подробный рассказ о событиях далеких лет, о близких и дальних родственниках, запись о чем отсутствовала в «Журнале поступлений» по причине равнодушия или халатности людей, принявших вещи. А отсутствие так называемой «легенды» уменьшает ценность экспоната на несколько порядков. В начале 1980-х годов из дома священника, где жила его старшая дочь, была закуплена Краеведческим музеем мебель, а через год он перестал существовать, взорвавшись от накопившегося в подвалах газа. И то, что провидение сохранило для аксаковского дома эти вещи, теперь расценивается нами не как случайность, а как особого рода закономерность.

В истории семей Аксаковых и Еварестовых прослеживается несколько параллелей, несколько на удивление схожих моментов. Как и С.Т.Аксакова, Е.В.Еварестова можно назвать «великим семьянином». Было у него пятнадцать детей. Дружная, крепкая семья дала нашему обществу людей замечательных - известных музыкантов, певцов...

В конце XVIII века дом Зубовых-Аксаковых в Уфе был своеобразным культурным центром, куда красота, обаяние и ум его молодой хозяйки Марии Николаевны Аксаковой привлекали самых образованных и блестящих людей Уфимской губернии. Еще более известны аксаковские субботы в московском доме Сергея Тимофеевича. Через сто лет в Уфе достаточно широкую известность имел дом Евграфа Васильевича Еварестова. Музыкальные вечера в доме священника привлекали любителей и ценителей фортепианной музыки и пения.3 Его супруга Анна Васильевна (в девичестве Покровская) была талантливой пианисткой. Шестнадцати лет ее было решено выдать замуж. Узнав о сватовстве, учитель, из немцев, обучавший ее игре на фортепиано, «валялся» у родителей в ногах и молил не делать этого, чтобы не погубить редкий талант. Старшая их дочь,

Александра Евграфовна (1888-1984) вспоминала, что «почти каждый год рождались дети, а маменька все играла и играла на фортепиано»...

Евграф Васильевич Еварестов родился в 1858 г. в семье сельского священника. В 1879 г. окончил Самарскую духовную семинарию, а в 1885 - Казанскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия, и был определен на службу в Уфимскую духовную семинарию. В 1887 г. он принял сан священника, с 1900 г. возведен в сан Протоиерея Уфимского Кафедрального собора.

Одновременно с пастырской деятельностью шла его педагогическая служба. Так после окончания духовной семинарии Евграф Васильевич до 1881 г. работал учителем русского и старославянского языков в Самарском духовном училище. В 1885г. был назначен помощником инспектора и преподавателем в Уфимскую духовную семинарию. Одновременно с этим он нес множество других обязанностей: был членом правления, инспектором и, наконец, ректором семинарии. Руководил жизнью церковно-приходских школ Уфимского уезда, а затем и всей епархии, С 1896 г. Е.В. Еварестов - цензор Уфимских Епархиальных Ведомостей, где печатал и свои труды. Научная работа его продолжилась в качестве непременного члена Уфимского статистического комитета. С 1892 г. отец Евграф - член Комитета Православного миссионерского общества, с 1905 - начальник противораскольнической миссии. Будучи очень известным и уважаемым пастырем, он был избран в 1907-1908 гг. и 1911 г. депутатом Уфимской городской думы от духовного ведомства. За заслуги в своей многогранной деятельности Протоиерей Е.В. Еварестов неоднократно удостаивался церковных и государственных наград. Был награжден набедренником (1888), скуфьей (1889), камилавкой (1892), наперстным крестом (1896) и орденами - Анны 3 ст. (1903), Анны2ст. (1903), Владимира 4 ст. (1906); палицей (1911). Шесть раз ему была выражена Архипастырская благодарность.3

В 1912 г. в Уфе широко отмечали 25-летие служения Евграфа Васильевича настоятелем Уфимского Кафедрального собора. В городе он был известен как «человек долга, справедливости и честности, у которого всегда можно было найти нравственную поддержку, а не безучастное формальное отношение». В знак всеобщей признательности, глубокого уважения и любви Е.В. Еварестову была подарена Казанская икона Божией Матери, копия Чудотворного Образа, свято хранящегося-в Кафедральном соборе.

В годы Гражданской войны Уфимская губерния оказалась в самом ее эпицентре; власть неоднократно переходила из рук в руки. В 1919 г. здесь велись активные боевые действия между Красной Армией и белыми войсками Колчака. Все это еще более усиливало «красный» террор.* Расправа со священослужителями последовала сразу после «окончательного освобождения» Уфы Красной Армией в июне 1918 г. Тогда было расстреляно духовенство Уфимского Кафедрального собора и другие священники за то, что приход в город белых войск они встречали колокольным звоном и благодарственными молебнами. Среди погибших был Протоиерей собора Евграф Васильевич Еварестов.

После расстрела мужа Анну Васильевну Еварестову, как жену врага народа, заключили в тюрьму, пытали... Выйдя через год на свободу, она прожила недолго...

И у Аксаковых, и у Еварестовых существовало семейное предание о чудесном спасении посредством образа Богородицы. Доведенная до отчаяния преследованиями мачехи, 12-летняя Мария Николаевна Зубова решила по­кончить с собой. Перед смертью она стала молиться у иконы Божией Матери и вдруг случилось чудо: загорелась потушенная свеча. Девочка поняла это как Божий знак, что ей следует терпеть и жить дальше,, Похожее произошло и в семье священника Е.В.Еварестова через более, чем сто лет. После расстрела отца старшая его дочь Александра Евграфовна решилась взвалить на свои слабые плечики нелегкий крест забот по воспитанию младших сестер и братьев. С семью младшенькими ее выслали морозной зимой из Уфы в Катав-Ивановский завод. Условий и возможности для выживания не было - поселили их в разваливающейся избушке. Голод и неустроенность быта обрекали всех на медленную смерть. И она решила не мучить детей - открыла заслонку печи. Незадолго до смерти Александра Евграфовна призналась внучке, что в тот миг ей явилась Богоматерь и сказала, что все еще наладится... Александра выбила табуреткой стекло, пустив в комнату живительный воздух.. А через несколько дней пришло из Уфы распоряжение-разрешение вернуться домой. Семья выжила. Многие из детей, благодаря особой атмосфере царящей в доме, пошли по «музыкальным» стопам маменьки. Мария Евграфовна окончила консерваторию в Таллине, Екатерина - Бестужевские курсы, но пройдя в детстве домашнюю музыкальную школу, прекрасно владела инструментом. Александра Евграфовна закончила 6-годичные музыкальные курсы Рапгофа в Петрограде. Иван Евграфович играл на скрипке, Василий на рояле: - оба участвовали с матерью в домашних концертах. Николай Евграфович начинал обучаться медицине, но абсолютный слух и незаурядный голос определили его карьеру как оперного артиста. Довелось ему петь на сцене Большого театра. Его коллегой и другом был К.С.Козловский. Судьба забросила Николая Евграфовича в Соловецкий лагерь, но это не ожесточило, не очерствило его сердце...5 По воспоминаниям знакомых и близких, доброта светилась в каждом его слове, жесте, взгляде, поступке. Н.Е. Еварестов жил в Москве, работал настройщиком и пел в церковном хоре. Внук его, Юрий, пошел по стопам прадеда, став священником.

Правнучка Евграфа Васильевича и Анны Васильевны Еварестовых Наталья Александровна Латышева - талантливая пианистка, «педагог феноменальной продуктивности и мастерства»6 Уфимского училища искусств. Ее дочь (праправнучка Еварестовых) Наталья Львовна Латышева, окончив Российскую Академию музыки, преподает в Уфимском институте искусств.

Александра Евграфовна вышла замуж за Евладова Василия Александровича. Семья Евладовых также была известна в Уфе начала XX века своими музыкальными талантами. Одна из трех сестер - Валентина Александровна -знаменитая певица. Сама М.Ульянова, очарованная ее голосом, хлопотала о принятии последней в труппу Большого театра7. Екатерина Александровна закончила Сорбонну и Московскую консерваторию, позже преподавала в Уфимской музыкальной школе № 1. Ее муж - граф Петр Петрович Толстой - Уфимский губернатор, расстрелян в 1918 г. В январе 1998 г. в музей С.Т.Аксакова по ходатайству Натальи Александровны Латышевой передали кресла, люстру и другие вещи из дома графа Толстого.

Имя Сергея Тимофеевича продолжает собирать под крышей родового дома Зубовых-Аксаковых, богатого традицией духовного общения, потомков тех, чьи имена так много значат в исторической, культурной летописи города Уфы и России. Возвратить к жизни имена, факты, события, некогда преданные забвению, восстановить 70-летние «провалы» в памяти и культуре - наш долг перед теми, кто идет вслед за нами. Данную мысль хочется завершить словами уфимского Протоиерея Валерия Мохова: «Их жизненный подвиг, их кровь -это залог силы нашей молитвы к Богу о спасении России».

СНОСКИ

В мемориальной части музея С.Т.Аксакова в комнате Марии Николаевны находится женское письменное бюро, в комнате Сережи Аксакова - шкатулка. В литературной части музея - парные зеркала, круглые настенные часы фирмы «Мозер», в рабочем кабинете - диванчик из дома Е.В. Еварестова.

Как тонкий ценитель музыки и пения, Евграф Васильевич переманил из Казани в Уфу и устроил диаконом в Кафедральный собор известного впоследствии певца Михайлова Максима Дормидонтовича. И другой интересный факт. Отец популярного советского композитора Андрея Яковлевича Эшпая Я.А.Эшпайкин служил регентом в хоре Воскресенского Кафедрального собора, преподавал пение в Уфимской духовной семинарии, где ректором был Е.В.Еварестов. Дошли отзывы современников, что «хор Собора был просто потрясающим. Уфимцы ходили в церковь слушать его, как на концерт...»

Уфимские Епархиальные Ведомости. - № 2-3,1996.

Уфимские Епархиальные Ведомости. - №14, 1912.

Попов Б. По корням и крона. //Истоки. - №7, апрель, 1996. //Рампа.-№16-7,1995.

Латыпова Л. Винтовая лестница// Рампа. - №16-7, 1995

Архив семьи Латышевых.

Т.О. ИВАНОВА,

научный сотрудник

Мемориального дома-музея СТ. Аксакова в Уфе

Яндекс.Метрика