официальный сайт

Аксаковская премия

Премию эту давно ждали в России. И вот ее утвердили. И сразу ее вручение стало событием в культурно-духовной жизни России. Той России, которая ценит подлинные, неземные ценности, вырастающие на почве отечественной культуры. Это событие, потому что страна давно ждет восславления имени Аксаковых, потому что народу нашему давно нужны те ценности, которые исповедовали Аксаковы. "Министерством совести и чести" называли их. Как нужны нам люди, безгранично влюбленные в нашу землю, хранящие, воспевающие ее. И, учредив премию Аксакова, Президент республики и Союз писателей Башкортостана, Союз писателей России, Международный Славянский фонд как бы еще раз возводили Аксаковых на высокий духовный пьедестал, обращали внимание на те ценности, которые проповедовали они, утверждали их патриотический авторитет в обществе. А то, что ее материально оснащали и вручали в Уфе - столице Башкортостана, отменяло представление о Всероссийской премии как о, сугубо московской. И это было не сепаратистское устремление, а стремление областей и республик взять на себя ответственность, в том числе в деле утверждения великих ценностей культуры. Когда ищущие скандальный поворот в любой ситуации тележурналисты спросили меня; "А почему все-таки Всероссийская премия утверждается и вручается не в Москве?" - я ответил, что дело защиты Отечества не есть дело одних москвичей, равно как и дело защиты, утверждения, возвышения отечественной культуры не есть дело одной Москвы, тем более, что Президент, писатели Башкортостана проявили здесь мудрость и заинтересованность.

Ну и, конечно, премией отмечается самый высокий художественный и профессиональный уровень. Премия была присуждена и вручена нашему замечательному современнику, человеку высокой и постоянной нравственной позиции, выдающемуся писателю России Василию Белову. На последнем съезде писателей СССР Чингиз Айтматов сказал, что литература двадцатого века признает своей вершиной прозу "деревенщиков". Так закодированно, маскируясь, чтобы не допустить уничтожения (как это было в 30-е годы), обозначалась духовная, реалистическая, сострадательная литература, открывавшая правду обществу, призывающая взглянуть в глаза ближнему и поддержать его. Одним из основоположников этого направления был Василий Белов. Говорили, что для сокрушения крепостного права "Записки охотника", наряду с вдохновенным, исторически обоснованным словом славянофилов, звуком "Колокола" и высотой Пушкинского слова, сделали не меньше, чем указы Александра II. Участие к крестьянину, восхищение его терпением, красотой его труда вызвало в обществе неприятие крепостничества. И не вина русских писателей, что на перехват освобождения кинулись новые крепостники-хищники Разуваевы и Колупаевы. И не вина Белова, Распутина, Носова, Лихоносова, Астафьева, что на перехват их призыва остановить разрушение России, сберечь крестьянина и его мир, возвратить достоинство человеку бросились бойкие политические спекулянты, хитрые владельцы нечестного капитала, приживалы заморских хозяев.

Но чистота помыслов героев Белова, их искренность, отсутствие лжи в их душах поражают и сегодня, вызывают поклонение. Характеризуя польскую поэтессу Виславу Шимборску, получившую Нобелевскую премию, кто-то написал, что это одна из непереводимых поэтесс. Думаю, что и Василий Иванович Белов - один из самых непереводимых писателей. И не только в

своих "Бухтиных", "Плотницких рассказах", в речениях своих мужиков, но и в абсолютной непереводимости чувств русского мужика Ивана Африкановича из "Привычного дела" на язык среднего благополучного европейца или американца. Его ерничанье, покорность, тягловая вековечность рядом с глубокой и трепетной любовью, с грустью и печалью, восхищением окружающим миром кажутся несопос­тавимыми. Но они совмещаются в русском характере и дают тот неповторимый душевный склад, перевести который в параграфы "общечеловеческих ценностей" невозможно.

Василий Белов - певец крестьянства, которое так нерасчетливо и планомерно, в соответствии с догмой учения, уничтожала предыдущая система. Система и ее вожди ошибались и были уничтожены. Василий Белов своим художническим талантом предупреждал, взывал к чувству и даже научному разуму (коим все время гордились создатели коммунистического строя). Помню, как с восхищением рассказывал он в Вологодском музее о каждом предмете крестьянского быта, его предназначении; его эстетической красоте, его совершенстве.

Я был поражен его диалектической увязкой быта, образа жизни, красоты, веры с кругооборотом природы, жизнью страны. Божьим предназначением. И предложил написать книгу. Он отказывался, даже отослал мне издательский договор "Молодой гвардии". Но книгу все-таки написал. Это известный всем "Лад" - книга народной эстетики и крестьянского быта. Подлинная художественная энциклопедия, написанная рукой влюбленного Мастера. И может быть, поэтому на вручении премии тысячи крестьян встречали Василия Белова как подлинного героя, как представителя истинного крестьянства, как землеустроителя и поэта крестьянской жизни. Разноцветье женских платков, острота ребячьих глаз, русская, башкирская, татарская, чувашская, мордовская песни звучали в честь писателя. Я давно не встречал таких восторженных лиц. таких радостных улыбок, таких славящих песен, какими приветствовали в эти Аксаковские дни Василия Белова и других литераторов в селе Зубово, Надеждино, в городском клубе, города Белебея. Люди верят истинному, искреннему слову писателя, люди надеются, что оно поможет им в нелегкой сегодняшней жизни. Но самому творцу сегодня трудно. Особо страдает его душа, она полна болей, народных обид, сомнений. В ней полно обломков сегодняшних катастроф, бед, трагедий, в ней исковерканные судьбы, несбывшиеся надежды современников. Как воссоздать все это и представить в слове для людей? А может, не этого ждут они от русской литературы? И скорее всего, не этого. Они ждут некой опоры, они ждут слов поддержки, соединения, которые оживили бы в них созидательность, сопротивляемость подлости. К Белову на заключительной встрече подошел немолодой человек. Представился. "Я писатель. Когда прочитал ваши книги, бросил писать. Надо писать так, как вы, без крупинки неправды. Заново учусь".

Надо сказать, что в Башкортостане такая атмосфера была подготовлена многолетней просвещенческой деятельностью Аксаковского общества, соединением усилий всех башкирских писателей. И самым мощным мотором в этом деле является Михаил Чванов писатель, общественный деятель, организатор. Удивительны его энергия, его предприимчивость, его проходимость (в хорошем смысле слова). Возрожденный особняк Аксаковых в центре Уфы стал подлинным центром культуры, общения, литературных встреч. А в аксаковском Надеждино вознесся родовой храм семьи, зазвенели колокола над возводимой в родовом месте усадьбой. И

все это сделали Аксаковское общество, Чванов, Президент, писатели Башкортостана, Фонд славянской письменности и культуры, наш Союз писателей России. И пусть эта премия сохранится на высоком духовном пьедестале.

В.Н. ГАНИЧЕВ,

председатель Союза писателей России,

лауреат Всероссийской литературной

премии им. С. Т. Аксакова,

г. Москва

Яндекс.Метрика