официальный сайт

Всевышним предопределено нам жить вместе

В Уфе, на крутом берегу Белой, в трехстах метрах друг от друга находятся два старинных здания, два духовно-нравственных учреждения. Это мемориальный Дом-музей С.Т. Аксакова, в котором располагается Аксаковский фонд, осуществляющий Аксаковскую программу Международного фонда славянской письменности и культуры, и Центральное Духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ.

Мемориальный Дом-музей и Аксаковский фонд возглавляет секретарь Союза писателей России, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры Михаил Чванов. Центральное Духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ- видный исламский богослов, широко известный в нашей стране и за рубежом, Верховный муфтий России Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин.

Этих людей - православного русского писателя и иерарха Ислама - связывают особые доверительные отношения. По просьбе редакции журнала "Москва" Михаил Чванов встретился с Верховным муфтием России.

Михаил Чванов. Я вам благодарен, что вы, несмотря на чрезвычайную занятость (в этот день вы вернулись из далекой и трудной поездки), в завершение Десятого Международного Аксаковского праздника пришли на торжественный вечер, посвященный 90-летию закладки Аксаковского народного дома.

Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Я не мог не прийти. Во-первых, в свое время средства на Аксаковский народный дом собирали по всей России как православные, так и мусульманские священники. А, во-вторых, большой русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков принадлежит сразу двум духовным культурам. Что бы ни говорили его биографы, для меня бесспорно, что его корни тюркского происхождения. Это следует даже из самой его фамилии. "Аксак" в переводе с тюркского - "хромой". Его предки, кажется в XIV веке, при хане Узбеке, спасаясь от татаро-монгольского ига, попросили убежища на Руси, им дали удел где-то под Новгородом, они отличились на государственной службе. Прошло время, за века они обрусели и уже русскими, православными вернулись - может, не подозревая о том, - на свою родину. Такова далеко не кровавая особенность русской "колонизации".

Михаил Чванов. Но сказать об Аксаковых, что они русские, православные, - мало, они выразили собой православную суть России. Вместе с братьями Киреевскими, Самариным, Хомяковым они стали основателями такого коренного духовного русского движения, как славянофильство.

Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Вот в этом и суть евразийства России, а не в тех отвлеченных философских изысках, которые это понятие - порой и специально - только запутывают. Великие славянофилы, великие русские Самарин и Хомяков тоже несут в себе тюркские корни. Все это не случайно.

Михаил Чванов. И не случайно, что здесь, в приуральских степях родились и великий русский историк Н.М. Карамзин (кстати, его предок, некто Кара-Мурза, пришел на Русь в XV веке откуда-то из этих мест), и великий русский поэт Г.Р. Державин (его предок, мурза Ибрагим, вышел из Орды на службу к великому князю Василию Васильевичу). Спасаясь от монгольского ига, уходили на Русь целыми улусами, основывали села, города, принимали русское подданство, в конце концов становились русскими по своим воззрениям. За время существования Орды было несколько булгаро-тюркских исходов на Русь. Внутри Московского государства два века существовало Касимовское княжество, никаких религиозных или этнических распрей при этом не было. И будущее дворянство первоначально как сословие складывалось как раз из выходцев из Золотой Орды, особенно после Куликовской битвы, когда из Орды ушло к князю Дмитрию много татарских мурз и им нужно было дать какие-то гражданские права и привилегии. От выходцев из Орды идут многие громкие русские фамилии.

Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Кстати, недавно я послал председателю Союза писателей России Ганичеву свое благословение по случаю строительства Пушкинской часовни на месте гибели поэта на Черной речке в Санкт-Цетербурге.

"Во имя Творца, Всемилостивого, Милосердного!

Центральное Духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Верховный муфтиат с радушием восприняли благородную инициативу Союза писателей России о строительстве памятной часовни на месте гибели гения русской литературы Александра Сергеевича Пушкина.

Духовное наследие великого сына русского народа Пушкина принадлежит не только православным России. Его гений является бесценным достоянием всего человечества. Российские мусульмане - татары, башкиры и другие тюрко-язычные народы - с гордостью считают Александра Сергеевича своим национальным поэтом. Настолько он искренен и чист в своей большой любви к простолюдинам всех народов. И при этом лучезарно-родниковая поэзия гения осталась родниково-русской.

Возвышенный интерес Александра Сергеевича Пушкина к изучению Священного Корана, стихи, посвященные Божественной Книге, подтверждают особый знак Всевышнего к гению русского народа, его могучую духовность. Эти факты говорят о многовековых и прочных узах Православия и

Ислама. Считаю важным и необходимым отметить, что великий поэт татарского народа Габдулла Тукай высоко чтил Пушкина, Лермонтова и Толстого.

От имени Верховного муфтиата я благословляю инициативу Секретариата Союза писателей, России. Высылаемые на возведение памятной часовни деньги собраны правоверными в мечетях обширной России. Скромный взнос мусульман в богоугодное и святое дело является искренним выражением любви и уважения к бессмертному имени Александра Сергеевича Пушкина - чести и гордости человечества.

Мир вам, Милость Всевышнего и, Его благословение!

Что касается Сергея Тимофеевича Аксакова, то есть и вторая причина, по которой я не мог не прийти на этот вечер. Выразившие, как вы говорите, национально-православную Русь Аксаковы на границе двух мировых цивилизаций не просто счастливым образом соединили в себе славянскую и тюркскую кровь: жена Сергея Тимофеевича, мать великих славянофилов Константина и Ивана Аксаковых, - не только полутурчанка, она из рода эмиров, прямых потомков пророка Мухаммада.

Михаил Чванов. Вы полагаете, что это не случайно?

Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Вы не хуже меня знаете, что ветерок не дунет, и листок не упадет с дерева без воли Всевышнего. Как и не случайно -и в этом третья великая причина, почему я пришел на Аксаковский вечер, что Духовное управление мусульман в России, и именно в Уфе, было организовано по иници­ативе крестного отца Сергея Тимофеевича Аксакова сенатора Мертваго.

Михаил Чванов. И не случайно, чго освободителям славян, в частности, болгар и сербов, в прошлом веке стал полутурок, прямой потомок пророка Мухаммада и одновременно великий русский печальник славянства Иван Сергеевич Аксаков?

Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Совсем не случайно. Потому что экстремистские силы в Турции, которые спровоцировали эту войну и которые не имеют ничего общего с истинным Исламом, стали провоцировать войска на осквернение в Болгарии православных храмов, и потому наказать их должен был, может быть, полутурок - прямой потомок пророка Мухаммада. Такова была воля Всевышнего.

Михаил Чванов. Предки С.Т. Аксакова, переселившись в Башкирию, основали село с символическим названием Надеждино, в котором на стыке Европы и Азии ординарец великого Суворова поставил храм во имя великомученика Дмитрия Солунского, покровителя всех славян.

Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Кстати, великий Суворов тоже несет в себе тюркскую кровь. "Сувор"- в переводе с тюркского - "наездник". И не случайно, что вы, по сути, бросив писать, посвятили свою жизнь восстановлению этого храма, восстановлению памяти об Аксаковых, предвидя будущие славянские беды, ту же Югославию, восстановлению древних славянских связей, организовав Аксаковский фонд, собирающий около этого храма ежегодный Международный Аксаковский праздник. Я помню вашу статью "Где ты, новый Иван Аксаков?..", прозвучавшую как бы в пустоту. Увы, в России ныне нет личности такого размаха, как Иван Сергеевич Аксаков. Я знаю, порой вы приходите в отчаяние, порой вам кажется, что строите храм на песке. Нет, не на песке. У вашего дела уже большие плоды. И главное, что в вашем чисто русском православном деле вам одинаково помогают как православные, так и мусульмане. И собираются на ваш праздник люди совсем не по национальному признаку, он стал почти государственным" в многонациональной республике...

Михаил Чванов. Вдвойне горько, когда, к примеру, заместитель главы администрации Белебеевского района, на территории которого находится Надеждино, мусульманин Мухтасар Валеев обращается с письмом в Министерство культуры России с просьбой помочь в восстановлении Аксаковской усадьбы в качестве национальной святыни, а ему русский заместитель министра культуры России отвечает, что вследствие разграничения полномочий между Россией и Башкортостаном восстановление Аксаковской усадьбы исключительно прерогатива правительства Башкирии, туда, мол, и, надо обращаться. Я понимаю, когда делят заводы и фабрики, но когда под видом разграничения полномочий отказываются от национальной памяти... Кстати, Министерство культуры до сих пор никаким образом, не выразило своего отношения ни к аксаковским местам в Башкирии, ни к Международному Аксаковскому празднику. Что касается Башкирии, то ее правительство восстановило дом Аксаковых в Уфе, там ныне мемориальный музей, в Уфе основана Аксаковская гимназия, горсовет учредил четыре аксаковские стипендии, Президентом же: Башкортостана учреждена Всероссийская литературная премия имени, Аксакова, первым лауреатом которой стал большой русский писатель, Василий Белов.

Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Надо быть выще этого. Разве не символично, что по случаю 200-летия Дмитриевского храма, в Дмитровскую поминальную субботу (молитва по всем убиенным за Отечество), установленную великим русским князем и святым Дмитрием Донским в память о погибших в Куликовской битве (первую службу там служил игумен всея Руси и чудотворец преподобный Сергий Радонежский, благословивший князя Дмитрия на эту битву), по вашей просьбе глава администрации города Белебея башкир и мусульманин Рим Газизов дарит храму дом священника с классом воскресной школы. И на Аксаковском вечере ему и главе администрации Краснокамского района мусульманину Махмутзяну Идрисову вручается почетный диплом Международного фонда славянской письменности и культуры - "за большую роль в

организации и проведении праздника Николы Вешнего в селе Николо-Березовка и в восстановлении Свято-Никольского храма". Я помню, какими аплодисментами было встречено ваше выступление на Всемирном курултае башкир, на который жители Белебеевского района вас, русского, православного, избрали своим полноправным: делегатом. Потому что вы снимаете шоры с глаз людей. Потому что, говоря о Дмитровской поминальной субботе, вы не устаете повторять, что на Куликовом поле, вопреки общепринятому, а, точнее, навязанному мнению, Русь столкнулась не с Золотой Ордой, а вместе с Золотой Ордой столкнулась все с тем же коварным Западом, потому что Мамай к тому времени давно уже не представлял Золотой Орды и шел на Русь с генуэзской пехотой на папские деньги, а в войске князя Дмитрия, наоборот, была татарская конница.

Когда мы по телефону договаривались о встрече, вы сказали, что редакцию журнала "Москва" интересует моя точка зрения по евразийству. Я полагаю, что ответил на этот вопрос. Благодаря евразийству, Россия стала великой державой. И вы евразиец, только не отвлеченный философ, а представитель конкретного практического дела. Можно много спорить по этому вопросу, но только конкретное дело и ясное понимание цели может сегодня спасти: Россию. Что спорить о евразийстве? Все континенты - Америка, Австралия - разделены океанами, только перешеек связывает Африку с Азией, а Европа и Азия, так не случайно предопределено Всевышним, вместе, они словно мощным сварочным швом соединены Уралом. Более того, скажу: деление на части света - Европу и Азию - условно, тем не менее оно уводит от истины. Объективно существует единый континент Евразия. Можно уверенно сказать, что он - колыбель человечества. Здесь не просто соприкасаются культуры Запада и Востока, все послания Всевышнего пришли с Востока. И разделение народов произошло в свое время по воле Всевышнего, потому что люди в своей гордыне хотели потягаться с Богом, построив для этого Вавилонскую башню. Может, это сказано с какой-то долей аллегории, что башню построили - стали с нее из лука стрелять. Может, тогдашняя; цивилизация достигла такого технического уровня, что люди возомнили себя творцами всего, то есть стали, по сути дела, атеистами. И тогда Бог разделил человечество на народы и народности, чтобы они в своей гордыне самой большой беды не сотворили. Деление это вынужденное, потому современное стремление народов к единению, к сближению культур - это естественное стремление человечества к своему первоначальному состоянию, в свое время Богом установ­ленному. Но для этого нужно очиститься от прежней скверны. Мы, мусульмане, верим во второе пришествие Иисуса Христа. Более того, я скажу так; тот не мусульманин, кто не верит во второе пришествие Иисуса Христа. Это является неотъемлемой частью нашей веры. И любой человек, который приложил хотя бы каплю труда, энергии, свои мысли, свое влияние на сближение народов, на уничтожение искусственного противоречия, служит Божественным целям. А Аксаковы, может, до конца не осознавая того, не только в мыслях, не только в своих деяниях, но в крови соединили две великие цивилизации: славянскую и тюркскую - и не случайно родились на стыке Европы и Азии. Да-да. Аксаковы соединили в себе две огромные духовные цивилизации; Христианство и. может, даже ле подозревая того, Ислам. И великая сказка Сергея Тимофеевича Аксакова "Аленький цветочек", так близкая русскому человеку, несет в себе огромный пласт фольклора Востока.

ная или не зная об этом, Сергей Тимофеевич Аксаков даже в облике своем, в своей одежде как бы воплощал идею взаимоприемлемости, взаимовлияния Ислама и Православия. Взять даже то, что

у него усов не было. Славянин, православный, носящий бороду, непременно оставляет усы. А пророк Мухаммад говорил "Отпускайте бороду, усы сбривайте!"

Михаил Чванов. По отсутствию или наличию усов у нас сейчас определяют: ваххабит или не ваххабит.

Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Как раз перед Аксаковским праздником я был в Челябинске. В одном селе, граничащем с Курганской областью, обратил внимание, что все мусульмане бородатые, но без усов. Никакого ваххабизма там нет, там истинная вера в Аллаха, они исключительные патриоты России, Сегодня о мусульманах - ваххабит или не ваххабит - нельзя судить только по внешним признакам. Тут ведь обратное: ваххабиты подстраиваются под истинных мусульман, чтобы обмануть незнающих, чтобы по ним судили об истинных мусульманах.

Михаил Чванов. На Аксаковском вечере вы единственный, кто сказал о возрождении Святой Руси. Мы, православные, с некоторых пор стесняемся или даже боимся говорить об этом.

Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Я это говорю не только сегодня. Всю свою осознанную жизнь я говорю об этом. Святое все, что исходит от Бога. И когда мы говорим о целой стране, о своей Отчизне, выражение "Святая Русь" не просто красивый эпитет, тем более относящийся к безвозвратному прошлому. Привыкли, что понятие "Святая Русь" - только для православных. Но мы, мусульмане, по своей истории знаем, что наши предки, которые сейчас живут по всей России, приняли Ислам добровольно, у нас, как и у православных, тоже была свобода выбора. А когда вера выбирается добровольно, это и есть святое. Потому, естественно, нормально и нужно мусульманину называть свою Отчизну, которая у нас общая с православными. Святой Русью. Больше ста народов Всевышний соединил в одной Отчизне. Отчизну, как и мать, не выбирают. Это - воля Всевышнего. И не случайно, в свое время разъединив, он снова соединил нас вместе. На огромном пространстве земного шара вместе живут во взаимном согласии и мире миллионы православных и правоверных, и дай Бог это единство сохранить, и потому наша Отчизна - действительно Святая Русь. И русский народ - действительно великий народ. Была свобода выбора, и переход из язычества в православие - великий шаг, достойный великого народа, в результате которого он из сонма племен и стал народом.

То, что завещано нашими предками, мы никогда не забудем. За всю историю российского государства православные и мусульмане всегда стояли бок о бок в защите Отчизны. И никогда за четыре века не было религиозного противостояния. В беде Православие и Ислам всегда были вместе. Если посмотреть историю: война со шведами, и в войске Александра Невского в Ледовом побоище была татарская конница, нашествие Наполеона, Гитлера... н это исходит из самой сущности нашей веры. У нас одна Родина, у нас общее прошлое и будущее. И русский царь признавался мусульманами белым царем, за '' которого молились во всех мечетях России.

Взглянем еще дальше в прошлое, еще тысячу лет назад, в Булгарском халифате, около двадцати процентов населения были христиане. Христианские праздники отмечали и христиане, и мусульмане. Мусульманские праздники отмечали тоже вместе.

И еще одно укрепляет нашу веру в то, что Русь по-прежнему Святая. Это то, как православные любят Бога. Это мы знаем и видим на каждодневном примере. С какой любовью, несмотря на чрезвычайное экономическое положение, строятся тысячи церквей. У любого настоящего мусульманина в России спросите, он уважает христиан. Потому что видит и скромность их, и отзывчивость, и благородство, и добродетельность. Да, последние семьдесят лет государственного атеизма наложили на всех нас свой отпечаток, от которого нам еще сотни лет очищаться, но православные христиане и правоверные мусульмане приверженности своей вере не потеряли. И дальше: чем ближе мы будем друг к другу, тем лучше будем понимать друг друга, тем чище и святее будет наша страна. И чем больше будем любить друг друга, тем больше будет в наших действиях и деяниях готовности ко второму пришествию Иисуса Христа, который, как говорит пророк Мухаммад. снова объединит всех людей. Из рассказов наших предков мы знаем, что еще до революции 1917 года мусульмане в селах отмечали Рождество Христово, называя праздник по-своему - Раштулла. Да и праздник Пасха, который посвящен Воскресению Иисуса Христа, праздновался мусульманами

Вспомним слова пророка Мухаммада: вы не войдете в рай, пока не уверуете в Бога, вы не уверуете в Бога, пока не полюбите друг друга. Говорить, что веришь в Бога, и в то же время ненавидеть людей, своих соседей, пусть они не придерживаются твоей веры или у них другой разрез глаз, или другой цвет кожи, - это кощунственно. Если любишь Бога, то должен любить всех Его тварей. А наидостойнейший из Его созданий - это человек. К какой бы нации, к какому бы народу он ни относился. Пророк Мухаммад говорит: все люди - твои родственники, ибо Адам и Ева - ваши отец и мать. Потому для нас взаимоотношения между православными и мусульманами, сохранение взаимопонимания и любви между ними является священной задачей.

Михаил Чванов. Вы говорили об особенности русской "колонизации". Мои предки, крестьяне-переселенцы, пришли на Урал в середине прошлого века. Как шло соприкосновение православных и мусульман? Два народа притирались друг к другу. Язык - зеркало души народа. Одни слова умирают, другие рождаются, может, напрасно мы иногда плачем по ним - безвозвратно ушли понятия, которые они определяли.

Есть слова-понятия, которые чрезвычайно редко, но рождаются одновременно у двух или даже у нескольких народов. И они говорят о взаимоотношениях этих народов больше, чем труды ученых-историков. Работ по истории взаимоотношений башкирского, татарского и русского народов, наверное, уже тысячи, все они в большей или меньшей степени отображают часть истины, но народная душа, а значит, главное порой остается за пределами этих исследований. И потому для меня главное в том, что, несмотря на сложность и даже порой драматичность исторических взаимоотношений этих трех народов, в языках каждого из них родилось одновременно великое

слово "знакум", не подчиняющееся ни грамматическим, ни стилистическим нормам ни одного из этих трех языков.

Слово "знакум" родилось в консервативной крестьянской среде, а крестьянство - суть любого из этих народов. Слово "знакум" не просто слово-понятие. Это целый всеобъемлющий свод законов, по которому три народа определяли взаимоотношения между собой. "Знакум" - это не просто искаженное слово "знакомый". Можно было отказать в хлебе, в помощи другу, брату, свату, но нельзя было отказать "знакуму", хотя никто не знал, почему. И что бы ни писали новейшие историки в угоду новейшим политическим или иным веяниям, для меня отношения русского, татарского и башкирского народов будут определяться великим словом "знакум".

Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Совершенно согласен с вами.

Михаил Чванов. Недавно принят закон о свободе совести. В Россию бросились тысячи всевозможных проповедников.

Шейх-уЛь-Ислам Талгат Таджуддин. Думаю, что закона о свободе совести в принципе не может, не должно быть. Потому что для совести закон только один - Божественный Закон. Свобода совести - это свобода убивать, резать, грабить. Можно установить закон о вероисповеданиях, как это было до 1917 года. Разработать положение, как к вероисповеданиям относиться, как государство этому может помочь. А нынешний закон о свободе совести - да, в нем есть положения, которые вроде бы можно приветствовать. По сравнению с законом, который был до 1990 года, когда все и вся было регламентировано, а самого закона священнослужители даже в руках не смели держать, его знали только уполномоченные по делам религий, этот закон, можно сказать, шаг вперед. Но в то же время нынешний закон о свободе совести содержит в себе совершенно неприемлемые пункты, как, например, возможность организовывать различные так называемые духовно-религиозные центры по инициативе всего двух-трех общин. Под видом демократии дают полнейшую свободу проникновению различных тоталитарных сект из-за рубежа в нашу страну, неприемлемых для большинства верующих, как православных, так и мусульман. Под видом демократии происходит циничное иноземное нашествие, враждебное вторжение в духовную сферу России. В России более тысячи лет мирно сосуществуют Православие и Ислам, так определено Богом, и на этом поле никто другой не должен сеять, тем более сорные семена. После торжества и падения государственного атеизма допускать сюда различные тоталитарные секты просто кощунственно. Надо дать время народам окрепнуть в своей вере; после болезни любому человеку дается усиленное питание, лечение, чтобы он окреп, только потом он может приступить к труду. У каждого есть свобода выбора - между верой и атеизмом. Это не свобода совести, а свобода веры. Поэтому новый закон внес много негативного в нашу жизнь. Даже невооруженным взглядом видно: все, что происходит в Чечне, в Дагестане, привнесено к нам извне. По всей России рыщут эмиссары сект, которые, по сути дела, являются отделами спецслужб. Они ловят души молодых, неокрепших людей, отвращают от семьи, от чувства любви к Отчизне, от общества, превращают их в биороботов. Ни один верующий в Иисуса Христа и Аллаха сегодня не может молчать, потому позиция Центрального Духовного управления мусульман

России и европейских стран СНГ полностью совпадает, как и во многом другом, с позицией Русской Православной Церкви.

Михаил Чванов. Я полагаю, миллионы людей по всей России хотят узнать о вашем отношении к ваххабизму.

Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Средства массовой информации, прежде всего телевидение, находятся или в полном неведении, или, выполняя чей-то заказ, откровенно лукавят, когда говорят о ваххабитах как об исламистах, более того - как о фундаменталистах. Фундамент как понятие предполагает основу веры. Ваххабизм же ничего общего с Исламом не имеет. Ислам и террор - несовместимы. Ваххабизм придуман еще в XVI веке английскими империалистами, чтобы держать мусульман в узде в своих восточных колониях. Это было проще, чем содержать войска, на которые требовались большие средства. И, следуя принципу "разделяй и властвуй", посредством искусственного течения в Исламе, они внеслы раскол в ряды правоверных. Для этого нашли продажного человека, некоего Мухаммада Бец Абд аль-Ваххаба. Позже его "учение" пытались внедрить даже на родине пророка Мухаммада. Даже в Мекке и Медине ваххабизм утверждали мечом: гибли тысячи людей. Ваххабиты навязывают нам мнение, что за тысячу с лишним лет Ислам якобы был осквернен, поэтому веру нужно "очищать". Ваххабиты считают мусором все, чего нет в Коране, они отрицают народные традиции и обычаи, называя их проявлением язычества. Они даже разрушили дом, в котором родился пророк Мухаммад. Пытались уничтожить и его могилу. И сейчас около могилы Мухаммада стоит полицейский и бьет плетью каждого, кто посмеет остановиться и задержаться около этой святыни.

Ваххабиты против того, чтобы поминать усопших в 3, 7 и 40-й дни, так как они отрицают связь этого мира с потусторонним. Их учение, по сути, атеистично: умер человек, похоронили его, превратилось тело в прах - и никакой надежды.

Ваххабизм - это искусственно организованная спецслужбами Запада течение, которое никак не относится ни к одному из основных течений Ислама. Правоверные мусульмане нашей страны абсолютно не приемлют ваххабизм. Его кровавые следы видны в Алжире, в Афганистане, в Югославии, к сожалению, и в нашей стране. Мы видим, что это очень прагматичное и по природе своей атеистическое движение, основанное на большой методике, разработанной в специальных центрах, может привести как к взрыву и противостоянию народов, так и разорвать один народ изнутри...

Михаил Иванов. Насколько эта опасность грозит России?

Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Мы не приемлем ваххабизм. Но небольшая часть молодого духовенства, получившего образование за рубежом, можно прямо сказать, закуплена на корню и теперь сеет в России дурные семена...

Михаил Чванов. Мы до сих пор умиляемся, счастливы, когда наши дети попадают учиться за рубеж, тем более бесплатно.

Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Как мы знаем, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Так вот, многие сотни студентов прошли обучение за рубежом, в исламских государствах, не в самых лучших, мягко скажем, учебных заведениях. Там проходит вербовка, возвращаются они уже совсем иными людьми. Сначала тихое проникновение, прикрытие Исламом и его принципами, а потом начинается практическая разрушительная деятельность. На последнем Совете муфтиев России мы приняли заявление, в котором прямо указали на эту опасность. Об этом мы вслух не раз говорили в последние годы. К сожалению, к нашим предостережениям не очень прислушивались. Сейчас же, когда льется кровь наших соотечественников, молчать об этом - большой грех. И поэтому мы открыто указали, что так называемое Духовное Управление мусульман Татарстана прямо способствует проникновению ваххабизма в Россию. В городах и селах они создают параллельные структуры для того, чтобы противопоставить ваххабизм истинному Исламу. В те дни, когда происходили трагические события в Дагестане, произошел захват мечети ваххабитами в Бугуруслане Оренбургской области, захватили мечеть также в селе Асикееве, избили имама, вскрыли сейф. Сомнительную политику, именно политику, проводит небезызвестный Исламский культурный центр в Москве, Российский фонд "Ибрагим Абдулазиз аль-Ибрагим". В разных районах России организуются летние лагеря. Это и под Москвой, и в Самарской области, и в Тюмени, и здесь, у нас, в Башкирии, в Октябрьском, где вербовались 13-14-летние дети и многие из них уже в сентябре уехали для подготовки за рубеж. Угроза реальна. Чтобы лишить нас влияния на жизнь приходов, вновь и вновь предпринимаются попытки перевести Центральное Духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ из Уфы. например, в Казань. Такие попытки были после 1917 года и позже, но по воле Всевышнего эти замыслы не осуществились. И сегодня разные организации и структуры, некоторые государственные и политические деятели ведут работу, чтобы перевести ЦДУМ в Казань, где легче будет произвести подмену. И потому мы с благодарной молитвой снова и снова вспоминаем вклад в это дело крестного отца Аксакова сенатора Мертваго. Он, как бы предвидя будущее, настойчиво предлагал организовать мусульманское духовное управление именно в Уфе.

Михаил Чванов. Муфтий-хазрат, больной вопрос для нас, православных, Косово, Югославия. Что, по вашему мнению, ждет Православие и Ислам - как каждую религию в отдельности, так и в контексте совместного существования на трагическом рубеже третьего тысячелетия?

Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Я полностью с вами согласен, когда вы говорите о Югославии, что она полигон, где испытываются и отрабатываются средства и методы уничтожения России. Там специально создается видимость религиозной войны, прямого противостояния Православия и Ислама. Но посмотрите, кто на самом деле цинично бомбил, пытался поставить на колени

православную Сербию. Вроде бы, христианские страны. И в Косово взялись за оружие спровоцированные спецслужбами "христианского" Запада не мусульмане, а вырядившиеся под мусульман экстремисты ваххабитского толка. Не случайно, что некоторые из них сейчас оказались в Чечне. Правда, кажется, в цене не сошлись, часть вернулась обратно. Видите, не идея, а деньги во главе угла.

Я согласен с вами, когда вы с тревогой говорите о возможной будущей трагедии Болгарии, правительство которой, устремившись в НАТО, кажется, совсем не думает о последствиях такого шага. Вы справедливо считаете, что там может стать еще жарче, чем в Косово, ведь уже в недалеком будущем этнически в Болгарии будут преобладать турки, то есть мусульмане. Будет ли на самом деле так - в конце концов воля Всевышнего. Дело в другом; Православие и Ислам, и примером тому Россия, веками жили мирно, но в Болгарии экстремистские силы уже сегодня пытаются поставить эту будущую возможную ситуацию на грань межконфессионадьного раздора. Все это меня не может не тревожить на рубеже третьего тысячелетия. Общими силами мы должны этого избежать. Мы жили вместе и в согласии более тысячи лет, значит, ничто не мешает нам так жить и далее. Более того, мы должны укреплять нашу связь, не отказываясь каждый от своей веры.

Что меня еще тревожит? То же, что и вас. Я полностью согласен с вашими словами, которые вы сказали на торжественном заседании по случаю 200-летия Уфимской епархии, на который я имел честь быть приглашенным: "В нынешнем мире есть силы, которые упорно хотят столкнуть Ислам и Православие, чтобы окончательно уничтожить Россию и чтобы на всей планете восторжествовал князь мира сего. На его пути стоят православная Сербия, которой Россия, к сожалению, не смогла помочь, и некоторые исламские государства. Логика этих сил цинична и по-своему мудра. В России сегодня нет ни национальной власти, ни национальной идеологии, но есть две реальные духовные силы, которые еще продолжают удерживать нравственный дух народа: это Православие и Ислам. И нужно их столкнуть, а на пепелище придем мы и установим нужный нам космополитический порядок". Более того, скажу: помимо того, ведется упорная борьба по разложению как Православия, так и Ислама изнутри. И может произойти страшная подмена, если мы не будем бдительными и поддадимся на дьявольские соблазны, когда истинными мусульманами будут считаться какие-нибудь ваххабиты, от которых в ужасе содрогнется весь мир. Ведь это примерно то же самое, что принимать за Православие одну из изуверских сект. Это испытание за наши грехи ниспослано Всевышним. Будем молить Его и делать все от нас зависящее, чтобы этого не произошло.

Михаил Чванов. Совсем не случайно, что Благодатный огонь от Гроба Господня, нисходящий в православную Пасху, свят и для мусульман... Огромное вам спасибо, многоуважаемый и досточтимый Муфтий-хазрат, что вы нашли время для этой беседы. И разрешите последний вопрос: каковы ваши отношения со Святейшим Патриархом?

Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин. Самые прекраснейшие. Его святейшество Патриарха Алексия II я знал еще до того, как он стал Патриархом, в свое время мы вместе являлись членами правления

Фонда мира. По необходимости всегда встречаемся, беседуем, у нас есть полное понимание позиций друг друга. Я с уважением и любовью отношусь к его святейшеству - и как простой смертный, и как глава мусульман России. У меня прекрасные отношения с епископом Уфимским и Стерлитамакским преосвященным Никоном. И не только наверху - православные и правоверные священники сотрудничают и на местах. И все добрые инициативы, с которыми выступает его святейшество Патриарх Алексий II, всегда находят в сердцах и душах правоверных мусульман отклик и понимание.

Яндекс.Метрика