26 июня 2024
Однажды летним вечером в начале 2000-х гг. в Доме-музее С.Т.Аксакова появилась группа возбужденной и радостной молодежи во главе с истовым защитником старины Павлом Владимировичем Егоровым. Молодые люди, увлеченные изучением истории города и сохранением памятных мест Уфы, торжественно передали на хранение в старинный Аксаковский дом две узорные чугунные плиты (ОФ № 3398/1. Размер 70х70 см), обнаруженные на частном подворье, - редкостный артефакт, связанный с Воскресенским кафедральным собором, самым прекрасным и самым высоким в городе. Он был освящен в 1841 году, вмещал более 3 тысяч человек, самый крупный из тринадцати колоколов весил 8 тонн. Главной святыней собора была усыпанная драгоценностями чудотворная икона Казанской Божией матери. К сожалению, в 1932 году собор был разрушен, а через тридцать лет на фундаменте храма построили Башкирский драматический театр.
Сохранились воспоминания уфимцев о великолепном хоре Воскресенского собора. Его настоятель Евграф Васильевич Еварестов (1858-1919), ныне причисленный к лику святых новомучеников, всячески поддерживал талантливых молодых певцов. Многие, кто начинал петь в хоре собора, позже становились солистами столичных театров.
Мало кто знает, что великий русский бас Федор Иванович Шаляпин, чей дебют состоялся в Уфе 18 декабря 1890 года, также пел в этом хоре. Графиня Екатерина Александровна Толстая (сама талантливая пианистка, учившаяся фортепианному искусству в Москве и Сорбонне) вспоминала, что неоднократно слышала пение Шаляпина на службе. В поисках дополнительного заработка он пел также в Ильинской церкви и служил несколько месяцев писцом в Губернской земской управе (ныне здание на углу улиц Цюрупы и Валиди).
Таким образом, чугунные плиты, хранящиеся в аксаковском музее, являются сегодня единственными реальными свидетелями пребывания великого певца в нашем городе, на них навечно запечатлены следы Ф.И.Шаляпина! Следует отметить, что в канун открытия в Уфе Музея музыки имени Ф.И.Шаляпина одна из плит была передана на хранение в этот замечательный музей.
Невозможно промолчать, что другой знаменитый русский певец - бас-профундо М.Д. Михайлов (1893-1971) также пел в хоре этого храма. В 1914 году он был рукоположен в диаконы Уфимского Воскресенского кафедрального собора. Максим Дормидонтович обладал уникальным голосом невероятной красоты и мощи. «Профундо» - самая низкая разновидность баса. Его голос три года украшал церковный хор, а «уфимцы, - по воспоминаниям старожилов, - ходили в собор как в театр». Почти четверть века М.Д.Михайлов был солистом Большого театра.
Ф.И.Шаляпин в конце жизни говорил: «Настоящий бас сейчас есть только в Москве – М.Д.Михайлов… Какой голос … Даже завидую ему».
Г.О.Иванова, снс, хранитель музея