2 мая 2024
Весной 2023 года уфимка Любовь Васильевна Тюпкина, 1950 г.р. передала в фонды Аксаковского музея разбитую на несколько частей чашку, ранее принадлежавшую семье ее свекрови. Синее клеймо на дне - «Фабрики Храпунов Новаго» позволило узнать о времени и месте, где она была изготовлена. Коллекционеры свидетельствуют, что изделия этого завода сегодня имеют большую художественную и коллекционную ценность, занимая, наряду с предметами известных фарфоровых фабрик, достойное место в частных собраниях и экспозициях музеев мира. Собиратели ценят их за редкость и красоту.
В течение почти года, приходя на рабочее место, я поглядывала виновато на хранящиеся в картонной коробочке из-под кефира черепки разбитого бокальчика. Все руки не доходили развернуть упаковочные салфетки и с пристрастием разглядеть каждый фрагмент. Была еще одна причина, не позволявшая приступить к делу, - давно не заглядывал для дружеского разговора за чашечкой чая друг музея с поистине золотыми руками, бескорыстными стараниями которого были возрождены для второй жизни различные музейные предметы – старинные игрушки, вазочки и даже часы…
Наконец, все совпало – приход Александра Васильевича Норца, свободное время для общения… Когда начали складывать черепки, - оказалось, что соединение их возможно, более того, оно идеально и без потерь. Было решено, что мастер попробует восстановить бокальчик без спешки, когда появится свободное время…
Был поздний час субботнего вечера, когда раздался звонок, и Александр возбужденно заявил, что уже приступил к работе, что эта чашечка достаточно редкая, и он получает большое удовольствие и даже азарт от своей работы. В начале следующей недели отреставрированная изящная вещица уже красовалась на музейном столе под восхищенными взглядами сотрудников.
После пространного, но столь необходимого вступления расскажем подробно об истории фарфоровой чашки-бокальчика, изготовленной во второй половине Х1Х на фабрике Храпунова Нового.
В 1818 году крестьяне деревни Кузяево Московской губернии Тихон, Семен и Иван по фамилии Новые основали собственную фарфоровую мастерскую. Предприятие процветало, а управление передавалось по старшинству и по наследству.
На фабрике при братьях Новых изготавливали фаянсовые и фарфоровые изделия простых форм в стиле ампир. Чашки лепили в форме конуса, яйца или цилиндра с расширением верхней части, с высокими ручками и плавным переходом от ножки к тулову. Использовали надглазурное крытье, полихромную роспись, которая отличалась яркостью и богатством палитры. Предпочтение отдавали цветочной тематике. Деревенские художники были настоящими виртуозами: тщательно прорабатывали каждый лепесток, элементы растительного орнамента, - и цветы выглядели будто живые.
Существовали варианты и с более простым декором, когда большая часть изделия (как в нашем случае) оставалась белой.
В 1848 году Агафья Григорьевна, вдова младшего из братьев, вышла замуж за Якова Герасимовича Храпунова. Новый хозяин сохранил в названии предприятия фамилию прежних владельцев, и оно стало именоваться «Фабрики Храпунова-Новаго в д.Кузяево» (Здесь следует отметить, что в литературе встречается два варианта написания фамилии «Новые», с буквами «а» и «о»: Храпунова-Новаго или Хрупунова Нового ). В цехах появилось современное оборудование, расширилось производство. В течение двадцати лет штат рабочих увеличился с 45 до 245 человек, и фабрика стала занимать лидирующие позиции среди других керамических предприятий России.
Первоначально при новом хозяине мастера подражали образцам ведущих фарфоровых заводов России и Европы, но позже на фабрике выработался свой стиль со спокойной цветовой гаммой, появились русские народные мотивы. Расширился ассортимент продукции. Формы и художественное оформление изделий стало совсем другим. Однако по-прежнему блюда и чайные пары с цветочным декором занимали лидирующие позиции и пользовались повышенным спросом. Форма чашек стала проще. Высокая вычурная ручка сливочников, чайников и чашек стала удобнее, приняв округлую в виде завитка или ступенчатую (как в нашем случае) форму.
Изделия фабрики Храпунова-Нового имеют характерную особенность – цветное крытье, по фону которого художники наносили тонкий рисунок. Прописывался детально каждый бутон и цветок. А вторая особенность – ажурные, словно кружевные, прорезные ножки или нижняя часть предметов.
В 1918 году фабрику национализировали и переименовали в Кузяевский фарфоровый завод.
На дне музейной чашки-бокальчика сохранилось и отчетливо читается синее подглазурное клеймо: «Фабрики Храпунова-Новаго», которое в справочнике исторических клейм этой старинной фарфоровой фабрики специалисты относят ко II половине ХIХ – началу ХХ века.
В канун приближающейся Пасхи 2024 года, опираясь на разнообразные воспоминания известных уфимцев – М.В.Нестерова, С.Т.Аксакова, Б.Д.Четверикова, И.И.Садовникова, Е.А.Рубинского, позволим себе пофантазировать, что эта маленькая изящная чашечка сто пятьдесят лет тому назад могла быть приятным памятным подарком, преподнесенным близкому любимому человеку в «Высокоторжественный праздник».
снс, главный хранитель Иванова Г.О.
В статье использована информация из открытых источников интернета:
1.аuktion.ru/ Храпунова фарфор, фаянс
2.artlot24.ru Фарфоровая фабрика Якова Храпунова-Нового
3.monetik.ru Фарфор Храпунова-Новаго: от братьев Новых до Кузяевского фарфорового завода
4.m.avito.ru Храпунова-Новаго –авито/обьявления в Москве
5 meshok.net «Храпунова» в разделе Фарфор, Фаянс, Керамика