11 января 2023
Уникальная коллекция новогодних игрушек конца ХIХ – начала ХХ века, так называемый «дрезденский картонаж», украсила в 2023 году новогоднюю выставку в Мемориальном доме-музее С.Т. Аксакова.
Игрушки были переданы в дар старинным другом музея Матвеевой Ларисой Викторовной. Их она хранила в память о своем приятеле Николае Юрьевиче Постникове, известном уфимском фотографе, объектив которого запечатлел практически всех отечественных и зарубежных звезд театра, кино и эстрады последних пяти десятилетий. Талантливый, изящный, тонкий человек, Ник, так звали его близкие, родился в творческой семье в 1942 году, его мать была театральным художником, работала в Московском театре кукол имени С.В. Образцова, Башкирском театре кукол. Семейные традиции, по-видимому, уходили корнями в ХIХ век; «запретную» память о прошлой жизни семьи Постниковых хранили эти милые рождественские игрушки, кстати, очень дорогие для того времени и весьма редкие сегодня.
В музейной коллекции «дрезденских картонажей» представлено десять старинных игрушек:
- Шахматно-шашечная доска (8х8 см) с внутренней выдвижной частью, в которой были «спрятаны» две посеребренные игрушечные монеты (диаметром 3.3 см) с изображением Императора Николая II, с одной стороны, и двуглавого орла,- с другой.
- Книжка-бонбоньерка (8х5.5 см)
- Золотое сердце (7х5.5 см) с изображением рождественской звезды, с одной стороны, и якоря с крестом, - на другой, что означало три христианских добродетели: веру, надежду и любовь. Все вместе они символизируют Святую Троицу
- Балалайка (13х7 см)
- Паровоз с дымом из ваты (7х7 см)
- Собака (7х7 см)
- Замок с ключиком (7х4 см)
- Матрешка (8.5х5 см).
Первые картонажи (так и было написано на упаковочных коробках) появились, примерно, в последней трети ХIХ века в Дрездене, - отсюда и пошло их название «дрезденские»,- позже в Лейпциге. Картонаж является частью типографского дела. Первые качественные и красивые картонные игрушки для рождественских елок изготавливались в небольших типографских мастерских. При их создании использовались следующие операции, о которых неспециалисту сегодня практически ничего не известно: Конгревное тиснение. С помощью этого метода путем выдавливания на поверхности уже готового изделия создавался определенный рельеф – выпуклый или вогнутый. Перед процедурой тиснения мастер обрабатывал картон паром. После этого он становился более эластичным и не разрывался на части при штамповке. Применялись сразу две формы (клише) – матрица и контрматрица. В результате получалось красивое объемное изображение. - Эти способом сделана игрушка сидящей собаки.
Фигурная вырубка (изготовление острой формой особо тонких и изящных деталей). - Таким способом были созданы тончайшие спицы на колесиках и предохранительная решетка на передней нижней части игрушечного паровоза из музейной коллекции.
Печать методом хромолитографии, то есть цветной литографии. При этом для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма (их могло быть более двадцати). Печатная форма делалась на камне или цинковой пластине. Этот метод печати широко использовался во второй половине ХIХ – начале ХХ века. В России этим занималось знаменитое издательство Товарищества А.Ф. Маркса. – Условно отнесем сюда шахматную двухцветную доску.
Благодаря натуралистической окраске и ювелирной проработке элементов дрезденские изделия отличались высокой реалистичностью. Что можно с восхищением рассматривать на всех поверхностях елочной игрушки «Замок» и лицевой части «Книжки-бонбоньерки», украшенных тонким, изящным тисненым узором.
При более внимательном изучении вопроса становится очевидным, что изготовление новогодних игрушек было очень трудоемким процессом. В типографиях работали мастера очень высокого класса. Повторить сегодня эти методы практически не возможно. Наверное, поэтому «дрезденский картонаж» - старинные раритетные игрушки конца ХIХ – начала ХХ века, изготовленные в Европе и России, стоят на интернет-аукционах баснословно дорого.
В дореволюционной России подобные елочные игрушки также были очень популярны. Любой ее житель, конечно, определенного достатка, мог заказать их к Рождеству по почте. Один лист стоил от 40 копеек до 1 рубля 20 копеек. Вытисненные детали нужно было самостоятельно выдавить или вырезать и склеить в объемные фигурки и бонбоньерки, где могли лежать, например, «шоколадные пуговки, обсыпанные белыми и розовыми сахарными крупинками» (М.В.Добужинский. «Воспоминания».)
Классическая литература сохранила для нас великолепные описания подготовки к Рождеству.
«Выписала по секрету от «Мюра и Мерилиза» (известный торговый дом, основанный в Санкт-Петербурге двумя шотландцами в 1857 году и просуществовавший до 1918 года) картонажи. Разбирала ночью. Они оказались прямо чудесные: попугаи в золотых клеточках, домики, фонарики, но лучше всего был маленький ангел с радужными слюдяными крылышками, весь в золотых блестках. Он висел на резинке, крылышки шевелились.» (Н.А.Тэффи. Рассказ «Валя»).
«Елка была самым большим моим праздником, и я терпеливо ждал, пока папа, няня и живший у нас дядя Гога, закрыв двери в кабинет, наряжали елку. Многие елочные украшения мы с папой заранее готовили сами: золотили и серебрили грецкие орехи (тоненькое листовое золото постоянно липло к пальцам), резали из цветной бумаги корзиночки для конфет и клеили разноцветные бумажные цепи, которыми обматывалась елка. На ее ветках вешались золотые хлопушки с кружевными бумажными манжетами и с сюрпризом внутри. С двух сторон ее тянули, она с треском лопалась, и в ней оказывалась шляпа или колпак из цветной папиросной бумаги. Некоторые бонбоньерки и украшения сохранялись на следующий год, а одна золотая лошадка и серебряный козлик дожили до елки моих собственных детей… Румяные яблочки, мятные и вяземские пряники, подвешенные на нитках …- до чего все это было вкусно на рождественской елке! … Парафиновые разноцветные свечи на елке зажигались одна вслед за другой огоньком, бегущим по пороховой нитке, и как это было восхитительно!» (М.В.Добужинский. «Воспоминания».)
В конце ХIХ века подобные фабрики появились в России, что видно из объявления 1896 года: «Фабрика у станции Мытищи Ярославской железной дороги. Ажурные бумаги, коробки, картонажи, изделия елочных украшений».
«Дрезденский картонаж» стал прототипом для советских картонных игрушек, которые изготавливались методом штамповки, склеивания, а затем покрывались слоем особой серебряной или бронзовой бумаги. В этих игрушках воплотились любимые герои русских народных сказок, а также нашли отражение определенные моменты советской истории.
В заключение хочется добавить, что в замечательном подарочном издании, подготовленным Гос.Третьяковской галереей, Гос.Историческим музеем и Гос.институтом реставрации, «Два века русского детства» размещена фотография с изображением дрезденских рождественских игрушек, среди которых красуется вышеназванный картонный позолоченный «Замок».
Г.О.Иванова, снс, хранитель музея
Игрушки были переданы в дар старинным другом музея Матвеевой Ларисой Викторовной. Их она хранила в память о своем приятеле Николае Юрьевиче Постникове, известном уфимском фотографе, объектив которого запечатлел практически всех отечественных и зарубежных звезд театра, кино и эстрады последних пяти десятилетий. Талантливый, изящный, тонкий человек, Ник, так звали его близкие, родился в творческой семье в 1942 году, его мать была театральным художником, работала в Московском театре кукол имени С.В. Образцова, Башкирском театре кукол. Семейные традиции, по-видимому, уходили корнями в ХIХ век; «запретную» память о прошлой жизни семьи Постниковых хранили эти милые рождественские игрушки, кстати, очень дорогие для того времени и весьма редкие сегодня.
В музейной коллекции «дрезденских картонажей» представлено десять старинных игрушек:
- Шахматно-шашечная доска (8х8 см) с внутренней выдвижной частью, в которой были «спрятаны» две посеребренные игрушечные монеты (диаметром 3.3 см) с изображением Императора Николая II, с одной стороны, и двуглавого орла,- с другой.
- Книжка-бонбоньерка (8х5.5 см)
- Золотое сердце (7х5.5 см) с изображением рождественской звезды, с одной стороны, и якоря с крестом, - на другой, что означало три христианских добродетели: веру, надежду и любовь. Все вместе они символизируют Святую Троицу
- Балалайка (13х7 см)
- Паровоз с дымом из ваты (7х7 см)
- Собака (7х7 см)
- Замок с ключиком (7х4 см)
- Матрешка (8.5х5 см).
Первые картонажи (так и было написано на упаковочных коробках) появились, примерно, в последней трети ХIХ века в Дрездене, - отсюда и пошло их название «дрезденские»,- позже в Лейпциге. Картонаж является частью типографского дела. Первые качественные и красивые картонные игрушки для рождественских елок изготавливались в небольших типографских мастерских. При их создании использовались следующие операции, о которых неспециалисту сегодня практически ничего не известно: Конгревное тиснение. С помощью этого метода путем выдавливания на поверхности уже готового изделия создавался определенный рельеф – выпуклый или вогнутый. Перед процедурой тиснения мастер обрабатывал картон паром. После этого он становился более эластичным и не разрывался на части при штамповке. Применялись сразу две формы (клише) – матрица и контрматрица. В результате получалось красивое объемное изображение. - Эти способом сделана игрушка сидящей собаки.
Фигурная вырубка (изготовление острой формой особо тонких и изящных деталей). - Таким способом были созданы тончайшие спицы на колесиках и предохранительная решетка на передней нижней части игрушечного паровоза из музейной коллекции.
Печать методом хромолитографии, то есть цветной литографии. При этом для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма (их могло быть более двадцати). Печатная форма делалась на камне или цинковой пластине. Этот метод печати широко использовался во второй половине ХIХ – начале ХХ века. В России этим занималось знаменитое издательство Товарищества А.Ф. Маркса. – Условно отнесем сюда шахматную двухцветную доску.
Благодаря натуралистической окраске и ювелирной проработке элементов дрезденские изделия отличались высокой реалистичностью. Что можно с восхищением рассматривать на всех поверхностях елочной игрушки «Замок» и лицевой части «Книжки-бонбоньерки», украшенных тонким, изящным тисненым узором.
При более внимательном изучении вопроса становится очевидным, что изготовление новогодних игрушек было очень трудоемким процессом. В типографиях работали мастера очень высокого класса. Повторить сегодня эти методы практически не возможно. Наверное, поэтому «дрезденский картонаж» - старинные раритетные игрушки конца ХIХ – начала ХХ века, изготовленные в Европе и России, стоят на интернет-аукционах баснословно дорого.
В дореволюционной России подобные елочные игрушки также были очень популярны. Любой ее житель, конечно, определенного достатка, мог заказать их к Рождеству по почте. Один лист стоил от 40 копеек до 1 рубля 20 копеек. Вытисненные детали нужно было самостоятельно выдавить или вырезать и склеить в объемные фигурки и бонбоньерки, где могли лежать, например, «шоколадные пуговки, обсыпанные белыми и розовыми сахарными крупинками» (М.В.Добужинский. «Воспоминания».)
Классическая литература сохранила для нас великолепные описания подготовки к Рождеству.
«Выписала по секрету от «Мюра и Мерилиза» (известный торговый дом, основанный в Санкт-Петербурге двумя шотландцами в 1857 году и просуществовавший до 1918 года) картонажи. Разбирала ночью. Они оказались прямо чудесные: попугаи в золотых клеточках, домики, фонарики, но лучше всего был маленький ангел с радужными слюдяными крылышками, весь в золотых блестках. Он висел на резинке, крылышки шевелились.» (Н.А.Тэффи. Рассказ «Валя»).
«Елка была самым большим моим праздником, и я терпеливо ждал, пока папа, няня и живший у нас дядя Гога, закрыв двери в кабинет, наряжали елку. Многие елочные украшения мы с папой заранее готовили сами: золотили и серебрили грецкие орехи (тоненькое листовое золото постоянно липло к пальцам), резали из цветной бумаги корзиночки для конфет и клеили разноцветные бумажные цепи, которыми обматывалась елка. На ее ветках вешались золотые хлопушки с кружевными бумажными манжетами и с сюрпризом внутри. С двух сторон ее тянули, она с треском лопалась, и в ней оказывалась шляпа или колпак из цветной папиросной бумаги. Некоторые бонбоньерки и украшения сохранялись на следующий год, а одна золотая лошадка и серебряный козлик дожили до елки моих собственных детей… Румяные яблочки, мятные и вяземские пряники, подвешенные на нитках …- до чего все это было вкусно на рождественской елке! … Парафиновые разноцветные свечи на елке зажигались одна вслед за другой огоньком, бегущим по пороховой нитке, и как это было восхитительно!» (М.В.Добужинский. «Воспоминания».)
В конце ХIХ века подобные фабрики появились в России, что видно из объявления 1896 года: «Фабрика у станции Мытищи Ярославской железной дороги. Ажурные бумаги, коробки, картонажи, изделия елочных украшений».
«Дрезденский картонаж» стал прототипом для советских картонных игрушек, которые изготавливались методом штамповки, склеивания, а затем покрывались слоем особой серебряной или бронзовой бумаги. В этих игрушках воплотились любимые герои русских народных сказок, а также нашли отражение определенные моменты советской истории.
В заключение хочется добавить, что в замечательном подарочном издании, подготовленным Гос.Третьяковской галереей, Гос.Историческим музеем и Гос.институтом реставрации, «Два века русского детства» размещена фотография с изображением дрезденских рождественских игрушек, среди которых красуется вышеназванный картонный позолоченный «Замок».
Г.О.Иванова, снс, хранитель музея