К слову сказать, само слово иллюстрация стало активно употребляться в русском языке с 70-ых годов позапрошлого века, а до этого весь изобразительный материал - собственно иллюстрации, портреты, виньетки и другой орнамент назывался одним обобщающим словом «картинка».Практически сто лет - весь XIX век - в России шел процесс формирования особого типа книжного издания – издания детских книг, пока они не приобрели тот вид, в каком мы их знали на протяжении последующего времени.
В этой статье речь пойдет о художнике, который много работал как иллюстратор, но сегодня его имя широкой публике неизвестно.
В начале 70-ых годов XIX века он первым проиллюстрировал сказку С.Т.Аксакова «Аленький цветочек», но сделал это не для книги, а для волшебного или, как его еще называли, магического фонаря. По сути, это был проектор, через который просматривались слайды. Устройство было популярно с середины XVII до начала XX века.
Проекционный аппарат имел деревянный или металлический корпус с отверстием; в корпусе размещали источник света: сначала это была свеча или лампада, а потом электрическая лампа.
Изображения были нанесены на пластины из стекла, а источник света усиливали с помощью рефлектора, то есть впалого зеркала, а позднее линзы. Можно сказать, что волшебный фонарь явился предшественником таких проекционных оптических устройств, как фильмоскопы, диапроекторы, различные проекционные фонари и др.
Имя художника - НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БОГАТОВ (1854 – 1935). В экспозиции Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова представлено шесть его картинок к сказке.
Николай Богатов происходил из семьи служителя императорского двора. В пятнадцатилетнем возрасте он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у знаменитых мастеров - В.В. Пукирева, Е.С. Сорокина и В.Г. Перова. Имена двух последних упоминает как своих педагогов наш великий земляк художник М.В.Нестеров, который спустя несколько лет также обучался в училище.
Выпускная работа Богатова «Отдых волов на пашне» (1874г.) получила большую серебряную медаль училища, а еще через несколько лет в 1880 году по представлению МУЖВиЗ Академия художеств присвоила ему звание классного художника. Николай Алексеевич был членом Московского общества любителей художеств и активно экспонировался на выставках Общества, а также около сорока лет посещал художественный кружок «Среда». О том, как проходили встречи и общение художников и как происходило «превращение» «пятницы» в «субботу», а субботы в «среду» рассказал великий знаток московской жизни дядя Гиляй (В.А.Гиляровский). После Октябрьской революции Богатов продолжал активную социальную деятельность: входил в общество московских художников «Звено» и состоял членом Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете.
Он проявил себя в живописи и графики; его жанровые картины: «Продавец дров», «С теплым товаром», «Сбитенщик», «Голубков кормит» отображали жизнь простых людей.
Помимо того, что Н.Богатов иллюстрировал детские книги, дети появляются на его работах: «Шарманщик», «Испугалась», «Крестьяне в поле», «Тятенька загулял». Для него, как и для других художников-передвижников, была близка тема детства, интерес к которой во второй половине XIX в. очень сильно выразился и в литературе, и в изобразительном искусстве. Общество к тому времени было уже готово проявлять свой интерес к миру ребенка и рассматривало это как нечто очень важное.Будучи художником журнала «Вокруг света», издаваемого И.Д.Сытиным, Николай Алексеевич совершил в начале 90-ых годов XIX века путешествие по России, во время которого получил обилие материала для творчества. Многим запомнились его работы, изображающие типы русских боярышень в старинных национальных костюмах и головных уборах, сделанные для этого издания.
Во время Первой мировой войны, когда воюющие стороны активно выпускали агитационный материал – плакаты, открытки, Н.Богатов в числе других русских художников создавал открытки, посвященные этой теме.
С его иллюстрациями выходили произведения русской классики: книги Пушкина, Ершова, Тургенева, Достоевского, Мамина-Сибиряка, Григоровича и др.
Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в областных музеях Севастополя, Твери, Чебоксар, Сыктывкара, Омска и частных собраниях.
Кузина Г.Н., н.с.музея