Обращаясь сегодня к славянофильству, мы не просто оглядываемся назад, но пожинаем своеобразные плоды утраты собственной исторической памяти, горькие плоды, ибо мы фактически фиксируем забвение уроков истории. При всей утопичности отдельных пунктов своей программы славянофильство как первое проявление национального философского самосознания призвано было стать выходом из того состояния идеологического вакуума, который возник в России после разгрома выступления декабристов. Попытка свалить русскую монархию усилиями кучки заговорщиков, завороженных абстрактными мечтами о справедливости и вдохновленных пропагандой антитиранических, просветительских в своей глубинной основе идей, обернулась для русского дворянства жестокими репрессиями и годами духовного застоя.
Всякая культура и цивилизация оставляет на Земле, в истории человечества свой неизгладимый след, становясь основой для будущих дерзаний человечества. Каждой цивилизации отводится своя роль, она выполняет свои функции в существовании и развитии человеческого сообщества на Земле. Вклад в общечеловеческую духовную и материальную культуру, внесенный каждой цивилизацией, различен и по содержанию, и по глубине, и по масштабам воздействия.
Константин Сергеевич Аксаков - самый замечательный и, в то же время, самый малоизученный идеолог славянофильства. Известно, что это направление русской общественной мысли представляло романтическую реакцию на банкротство европейского рационализма XVIII века и политическую реакцию на начавшийся в 1 830-1850-е годы упадок Российской империи. Славянофилы первыми почувствовали и отразили в своих пламенных посланиях надвигавшуюся на Россию катастрофу. Наиболее последовательным и бескомпромиссным проводником этих идей был Константин Аксаков. "Откуда происходит внутренний разврат, взяточничество, грабительство и ложь, переполняющие Россию? - спрашивал он Александра II. - (Почему на этом) внутреннем разладе выросла бессовестная лесть, уверяющая во всеобщем благоденствии? (Потому что) правительство вмешалось в нравственную жизнь народа... перешло таким образом в душевредный деспотизм, гнетущий духовный мир и человеческое достоинство народа и, наконец, обозначившийся упадком нравственных сил в России - с общественным развращением". По мнению К. С. Аксакова, этот "душевредный деспотизм" поразил Россию где-то около 1700 года во время петровских преобразований. "Чем долее будет продолжаться петровская правительственная система, делающая из подданного раба, - утверждал он, - тем более будут входить в Россию чуждые ей начала., тем грозней будут революционные попытки, которые сокрушат, наконец, Россию, когда она перестанет быть Россией".
Жизнь и творчество замечательного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859) тесно связаны с нашим родным краем - Башкирией, и мы по праву можем гордиться тем, что являемся земляками этого выдающегося мастера слова.
Среди разнообразных событий 1996 года как-то незаметно для общественного сознания впервые был отмечен новый праздник - Общероссийский День библиотек. Согласно Указу Президента дата нового праздника приурочена ко дню основания 27 мая 1795 года первой государственной общедоступной библиотеки России - Императорской публичной библиотеки (ныне Российской национальной библиотеки).
Кризис самоидентификации (на личностном и общественном уровнях), утрата людьми подлинности и смысла бытия - таковы характеристики нынешней российской духовной жизни. Причины, приведшие наше сообщество к такому печальному состоянию, многочисленны и разнообразны. И не о них сейчас речь. Главное - поиск пути преодоления указанного кризиса, обретения подлинности и смысла бытия. Удастся ли найти такой путь? - Ответ на этот вопрос принесут ближайшие десятилетия. Ясно одно: судьба российского сообщества и не только его определяется сегодня в первую очередь не построением эффективной экономики и стройной, сбалансированной правово-политической системы, а поиском и созиданием удовлетворяющего требованиям современной эпохи и дающего надежные смысложизненные ориентиры мировоззрения.