Известно, какую роль для Петербурга сыграл Петр I, для Парижа - Людовик XIV, а для Уфы, можно сказать, - губернатор Григорий Сергеевич Аксаков (сын писателя С.Т. Аксакова). Именно при его правлении в Уфе (с 1861 по 1867) сформировался архитектурный ансамбль административно-торгового центра города, который и в наше время частично характеризует архитектурный облик Уфы. Сегодня здесь находится административный центр нашей республики. Эта территория ограничена улицами Тукаева, Коммунистической, Маркса, Ленина (Воскресенской, Успенской, Александровской и Центральной). В XIX веке она носила название площадей Соборной и Верхне-Торговой, где красовались монументальные, классического стиля здания кафедрального собора, духовной семинарии, дома Архиерея, губернатора, гостиного двора и др.
Эпиграфом к настоящему сообщению мы посчитали возможным взять слова известного русского критика П. Анненкова: "...по нашему мнению, язык этот /рассказов С. Т. Аксакова/ имеет много общего и родственного с языком знаменитого романа Пушкина ("Капитанская дочка" имеется в виду - Е., X.) как по отвращению к роскоши и нарядности, так и по способности обнимать явление, черту мысли и душевного движения самым обыкновенным, всеобщим и естественным оборотом русской речи" [1, 176].
Имя С. Т. Аксакова занимает видное место в истории отечественной литературы. Он считается выдающимся мастером реалистической прозы, тонким психологом, знатоком сокровенных богатств русского народного слова, художником, владевшим искусством изображения природы. Однако, его реализм долгое время представлялся ряду исследователей "созерцательным" в сравнении с обличениями его современников Некрасова и Тургенева. На заре нашего века усиленно пропагандировалась мысль о всеобъемлющем славянофильстве писателя, тем самым утверждался "областнический", "почвенный" характер его искусства. Лишь в работах С. Машинского ощутимо стремление к объективному анализу художественного наследия С. Аксакова и сделана попытка рассмотреть его творчество в мировом литературном контексте.
Идейное наследие ранних славянофилов (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков) хотя и неоднократно оценивалось как первое проявление самобытной русской философской мысли (Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский и др.), однако до сих пор не рассмотрено как важный вклад в историю мировой (а не только российской) философии и общественной науки. Между тем их идеи не только значительный этап в духовном развитии России и русского народа. Они заслуживают рассмотрения в контексте развития мирового, тем более, что их актуальность сегодня необычайно возрастает.
Сегодняшний день принес в нашу жизнь огромное количество партий, блоков и движений, причем цели и задачи многих из них подчас неизвестны широким массам.
Многонациональность человечества, несмотря на огромное значение для всемирной истории и общественной жизни, до сих пор не получила достойного осмысления и оценки, являясь в большей степени предметом политических деклараций, публицистики и специальных исследований. Из перечисленных в заглавии сфер духовной деятельности, наибольшее внимание данной проблеме уделялось в некоторых философско-культуропогических концепциях