На кладбище во французском городе Медон, близ Парижа, близ знаменитой обсерватории, похоронен отдаленный потомок ливонского рыцаря. Вот ведь как бывает: был некогда «рыцарь бедный», приехал он во времена Ивана Грозного в Россию на службу и - остался в этой стране навсегда, пустил корни, обзавелся детьми и внуками. От детей и внуков потом были новые дети и внуки, уже русские, и так шли века. А потом наступил век двадцатый, произошли известные события - и отдаленный потомок был выброшен обратно в Европу, где и окончил свой земной путь. Так завершились, описав некий круг, фамильные странствия.
Аксаковские места Башкирии... Почитаемые, посещаемые, сберегаемые. С именем русского писателя С.Т. Аксакова (1791-1859) мы привычно связываем прежде всего город Уфу, где он родился, и деревни: белебеевскую Надеждино, а также уфимские Сергеевку и Зубовку. Деревне Пестровке Стерлитамакского района (ныне с. Большое Аксаково) повезло меньше, она оказалась на периферии аксаковского краеведения. Одна из причин, объясняющих это, состоит в том, что стерлитамакское имение отца писателя Тимофея Степановича Аксакова (1762-1837) деревня Пестровка на страницах автобиографических книг С.Т.Аксакова не была упомянута. Тем не менее, стерлитамакская земля вошла в жизнь Аксакова-писателя, стерлитамакские мотивы отражены в его знаменитых произведениях, а история Пестровки связана с именами ее владельцев, его родственников - отца, сестры Надежды (по мужу Карташевской) и потомками последней.
Начиная с 1976 года, с легкой руки М.А.Чванова, в литературе, посвященной С.Т.Аксакову, стала встречаться фамилия Соколовых, как потомков рода Аксаковых. В своих краеведческих очерках Г.Ф. и З.И. Гудковы установили степень родства Соколовых с великим писателем. В данной статье в справочной форме кратко изложена схема родственных связей этих двух фамилий с использованием трудов вышеупомянутых авторов и семейного архива. Тетушка С.Т.Аксакова Аксинья Степановна вторым браком сочеталась с Борисом Анатольевичем Нагаткиным. Их дочь Вера Борисовна Нагаткина, двоюродная сестра С.Т.Аксакова, вышла замуж за Ивана Петровача Куроедова. Их дочь Екатерина Ивановна была замужем за майором Михаилом Ивановичем Буниным, которого С.Т. Аксаков назвал судьей и своим родственником. Дочь М.И. и Е.И. Буниных, троюродная внучка С.Т.Аксакова, Наталия Михайловна, вышла замуж за заводского лекаря в городе Миассе Уфимской губернии Соколова Николая Ивановича (1809-1859 гг.), сына инспектора 1-ой Казанской мужской гимназии Ивана Ивановича Соколова, что и положило начало нашего родства с Аксаковыми. Николай Яковлевич Соколов является основателем династии врачей Соколовых в Уфимской губернии и Башкирии.
В довоенной Уфе каждый знал Случевскую гору, она была одним из излюбленных мест горожан. С горы можно было наблюдать забельские дали. Инспектор классов Епархиального женского училища священник Александр Александрович Гуляев, автор «Иллюстрированной Уфы» (1914 г.), писал: «Из городского Случевского парка открывается чудный вид на луговую сторону, или так называемую «урему».
В творчестве С.Т. Аксакова всегда очень ярко звучала тема уважения к книге, к чтению. Вряд ли во всей русской литературе можно отыскать произведение, где эта тема была выражена так отчетливо, как в «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова-внука». Книга у него - и друг, и советчик, и воспитатель, и даже целитель. Аксаков книге и чтению отводил очень большую роль в своей жизни. Чтение- страсть с детства, оно доставляло огромное удовольствие в кругу родных, сплачивая и сближая. Чтение же открыло успех в домашних спектаклях, в обществе. Еще и не думая о писательском труде, С.Т. Аксаков мог считать себя мастером декламации. У него даже родилось намерение написать что-то вроде рассуждения об искусстве читать. Кстати, именно в этом он видел основу сценического мастерства. Самым трудным на поприще чтеца Аксаков считал «управление собственными чувствами, мерою теплоты и одушевления», а главной задачей - устранение всего поддельного, неестественного в чтении, а значит и в себе. Это был путь к простоте и искренности, который приведет его в конце жизни к написанию «Семейной хроники» и «Детских годов Багрова-внука», быть может, к одним из самых великих произведений в русской литературе.
Чистоту жизни
возвысить над чистотою слога
Иван Киреевский
В последнее время в стране начинает возрождаться интерес к национальным традициям, своим корням, собственно своей корневой культуре. В этой связи все более актуальными становятся проблемы семейного воспитания и культуры семьи. Надежда на то, что национальная идея и тесно связанные с ней принципы семейной культуры, семейной педагогики, подобно цементирующему раствору, укрепят общественный фундамент, - оправдана.