Предлагаемое рассуждение имеет своим непосредственным предметом литературные мемуары С.Т. Аксакова «Историю моего знакомства с Гоголем»1. Но нас большей частью интересует не Н.В.Гоголь сам по себе, а «Гоголь» С.Т. Аксакова, восприятие Гоголя русским мемуаристом. Таким образом, нас интересует артефакт. Не вдаваясь в долгое толкование термина2, отметим, что нам наиболее важны в нем два семантических элемента: 1) множественность артефактов-интерпретаций, порожденных одной культурной формой; 2) взаимность связи, возникающей между восприятием и реальностью.
У этой переписки есть своя предыстория. И начать следует с того, что Николай Васильевич Гоголь получил обычное для России XIX века религиозное образование. В этой области он не имел (до определенного времени) широкого кругозора. В своих письмах к друзьям он неоднократно признавался, что не был начитан в трудах отцов церкви и богословской литературе. И лишь в 1840-х годах Гоголь бросается восполнять пробел и принимается за чтение книг духовного содержания. Его заграничные письма той поры наполнены просьбами о присылке книг по богословию, истории церкви, русским древностям. В 1844 году Николай Васильевич даже заводит специальную тетрадь для выписок из творений святых отцов и учителей Православной церкви. Помимо Иоанна Златоуста, Василия Великого, Ефрема Сирина, Григория Нисского в этом сборнике есть отрывки из сочинений духовных писателей современников Гоголя: митрополита Филарета (Дроздова), преосвященного Михаила (Десницкого) и др.
Помещичий дом в деревне Пестровка Стерлитамакского уезда (основана в 1802 г.), первоначально располагавшийся в черте деревни у слияния речек Конлыелга и Меселька, был построен в начале XIX века при первом владельце поместья Тимофее Степановиче Аксакове, отце писателя. В этом доме, очевидно, останавливался в 1810 году сам Сережа Аксаков при посещении им Стерлитамакского имения отца1.
В последние годы стало модно говорить о том, что русские люди по сути язычники, и в качестве примера приводили лишь масленицу - праздник, сохранившийся с языческих времен. Что ж, к масленице мы еще вернемся, но присмотримся глубже к мировосприятию русского человека. «Язык - это душа народа», - говорил великий знаток русского языка и создатель уникального «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль. Итак, взглянем на русский язык, используя словарь Даля. Мы не задумываемся, что говорим, произнося «Спасибо!» В словаре В.И. Даля указано, что это сокращение от «Спаси Бог!», т.е. в благодарность мы желаем другому человеку: «Спаси тебя Бог!» Сейчас в церквях православные так и говорят друг другу; «Спаси Господи!», чтобы не употреблять до невозможности искаженное «Спасибо». А «большое спасибо» - вообще бессмысленно. Русские - единственный народ, который назвал себя христианским. Христиане - то есть крестьяне. И не случайно это самосознание русского народа имеет в своем корне «крест». Это промыслительное совпадение, т.е. участь русского народа нести свой крест.
До конца дней своих будет он помнить светлое Пасхальное Воскресенье, когда к нему, запыхавшись, прибежали березовские мужики: «Валера! Кто-то часовенку нашу пожег...» Стиснул он тогда зубы от обиды. Но горевать, сидя, сложа руки, не в его характере. Уже через два месяца часовня восстала из пепла.
Давно обосновавшийся в Уфе, поработавший начальником Производственного отдела крупнейшего союзного главка - «Главтрубопроводстроя», а затем основавший свою фирму «Урал-Центр», Валерий Григорьевич Тетерев с годами все чаще стал приезжать в родную Николо-Березовку. Решил он построить на родительской усадьбе дом, а на кладбище поставить часовню. Но главным его делом стало восстановление церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Затея многим казалась неподъемной, даже чудной. Но Тетерев не отступился...
Евгению Смольянинову, певицу из Санкт-Петербурга, теперь легче найти в Москве, где с большим успехом проходят ее концерты. В этот чарующий голос невозможно не влюбиться. К сожалению, многим она неизвестна, хотя на сцене уже около 15 лет, снималась в кино, на телеведении, записывает компакт-диски. Гарик Сукачев, искушенный певец, композитор, актер и режиссер, пораженный голосом Смольяниновой, воскликнул: «Так поют ангелы в раю!»