Григорий Сергеевич Аксаков родился 4 января 1820 г. в селе Ново-Аксаково под Бугурусланом. В раннем детстве отличался вспыльчивостью, чем очень походил на своего прадеда Степана Михайловича. Как и все сыновья Аксаковых, получил домашнее образование, в 1836 г. поступил в старший класс Училища правоведения в Петербурге. Учился не блестяще, но и не плохо, слыл человеком умным и основательным. "Гриша будет славный делец и законник, он рожден для жизни деловой", - так отозвался о нем один из современников. Первым наслаждением его в годы учебы стало «чтение записок дел, не решенных в общем собрании сената». Гриша был прост, ровен в обращении, но сходился до определенной черты, избегая излишней откровенности, опасаясь предательства или коварства. Близких друзей в Петербурге у него не было. Все четыре гола Григорий жил при училище и обучался на казенный счет. Тем радостнее были выходные дни, которые он проводил в доме своей тетушки Надежды Тимофеевны Карташевской. Там собиралось много молодежи и было очень весело. К старшим братьям Александру и Николаю приходили товарищи по артиллерийскому училищу, но Григорию они были совсем уж чужды. К концу срока обучения он окончательно решил посвятить себя юридической карьере.
Россия после победы в Отечественной войне 1812 года переживала небывалый подъем национального самосознания, расцвет культуры. Принципиально новым явлением для этого времени стало обращение к собственной истории и культуре, стремление отдельных представителей русской Общественности собрать отечественные древности, произведения национального искусства, сделать их доступными для публики с помощью музейных экспозиций.
На основании сенсационных археологических открытий, трудами местной интеллигенции и с поддержки российского правительства были созданы археологические музеи в Феодосии - в 1811 г., Одессе - 1825 г., Керчи - 1826 г. Наиболее ценные находки по распоряжению правительства отправлялись в Петербург, где образовали особый зал «керченских древностей» в Эрмитаже. Это и определило благосклонность правительства к раскопкам, которые субсидировались царской казной, и к созданию археологических музеев для изучения и сохранения памятников древностей.
Предлагаем вниманию читателей главу из последней книги выдающегося публициста, философа и литературоведа Вадима Валериановича Кожинова «Победы и беды России», увидевшей свет в 2002 году уже после его смерти.
Когда я, теперь уже более десяти лет назад, включился в дело спасения и восстановления аксаковских мест, возвращения имени С. Т. Аксакова на должное ему место в великой русской литературе, многие мне говорили (а некоторые и сейчас говорят): «На что ты кладешь свою жизнь? Пытаешься сделать классика из второстепенного, провинциального писателя?! Ну, о природе, охоте, рыбной ловле хорошо писал...». Уверенный в своей правоте, я не спорил, по мере сил делал свое дело. И вот сегодня один из самых выдающихся умов России рубежа ХХ-ХХ1 веков В. В. Кожинов, чьи книги, к сожалению, по нынешней нашей беде так и не стали известны широкому читателю, а именно они должны быть учебниками по отечественной истории и проводниками я будущее - во всю силу своего большого таланта гражданского долга сказал, что имя С. Т. Аксакова нужно поставить даже не в общем ряду, а в самом начале великой русской прозы, может быть, даже раньше А.С. Пушкина и Н. В. Гоголя.
В 1830 году в Москве состоялась историческая встреча Александра Сергеевич Пушкина и Сергея Тимофеевича Аксакова - единомышленников в служении Вере Отечеству и Литературе. Род Пушкиных соединил в себе славянскую и эфиопскую ветви знатных родов, род Аксаковых - тюркскую, арабскую и славянскую ветви. Пушкин ознакомил Россию с Ближним Востоком и миром Ислама в «Бахчисарайском фонтане»' «Подражаниях Корану», Аксаковы принесли свою культуру.
Мять Александра Пушкина была внучкой Ибрагима Ганнибала сына эфиопского эмира Ибрагима Ганнибала, исповедующего Ислам. В роду Пушкиных, начиная с великой княжны Ольги и крестителя Руси великого князя Владимира, Александра Невского. Павел 1 и его царствующие сыновья Александр и Николай помнили о верности Льва Александровича Пушкина и Ганнибала, страдавших за верность Петру Ш. Мария Алексеевна учила внука русскому и грамоте, рассказывала семейных преданиях, родстве Пушкиных с именитыми фамилиями. Внук писал ей из Лицея ("Сон"):
Чудотворная икона - понятие, идущее из глубины веков. Не обошел его вниманием и С.Т. Аксаков, рассказав в автобиографических повестях о чудесах, явленных через особо чтимые иконы Богородицы.
Владимир Солоухин в 1970-х годах в очерке «Аксаковские места» рассказал о вопиющем варварстве: в селе Ново-Аксаково Оренбургской области было осквернено святое место. Некогда там находился целостный архитектурный ансамбль: прекрасная каменная церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение», празднуемой 27 ноября (по ст. ст.), построенная, как известно из «Семейной хроники», отцом писателя, часовня и фамильный склеп.