1928 год. Убогий азиатский городок Кзыл-Орда на берегу глиняно-желтой Сырдарьи. Из окна камеры внутренней тюрьмы ГПУ виден горизонт - дальние степные холмы, подсвеченные заходящим солнцем и тучи фиолетовой пыли, которые поднимает гуляющий над ними недобрый ноябрьский ветер. Облака на высоком небе, - как перья, остатки крыльев улетевших в южную сторону птиц. В камере, измученный нескончаемыми арестами, ссылками и этапами, пятидесяти-шестилетний епископ Андрей, в миру Александр Ухтомский, торопясь, боясь не успеть, пишет в ученической, в синюю клеточку тетради, озаглавленной «Исповедь», историю своей жизни, своих взглядов и поисков правды.
Думает ли епископ, что когда-нибудь вернется к уфимской пастве живым? Надеется ли он на понимание мыслей, высказываемых им в исповеди или, хотя бы, на то, что его исповедь дойдет до уфимцев, которым она адресована? «Я начинаю писать свою политическую исповедь, - пишет епископ, - эту исповедь мою я адресую по преимуществу моей пастве, моим дорогим уфимцам, с которыми я встретил февральскую революцию семнадцатого года, с которыми пережил все события восемнадцатого года. Пусть они проверят мои слова во всех отношениях.
«Чудесный край благословенный, хранилище земных богатств...», - эти стихотворные строчки из повести «Семейная хроника» о красоте и богатстве нашего края часто цитируют. В этой же повести С.Т. Аксаков называет одно из этих богатств - кумыс: «Раздобрели тощие, зимние стада коров, полны питательной влагой вымя и сосцы их. Но что башкирцу до ароматного коровьего молока! Уже поспел живительный кумыс, закис в турсуках, и все, что может пить от грудного младенца до дряхлого старика, пьет допьяна целительный, благодатный, богатырский напиток, и дивно исчезают все недуги голодной зимы и даже старости: полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем здоровья покрываются бледные, впалые щеки».
Занимаясь исследованием русской эмиграции в Китае, мне удалось отыскать следы Русского архива в Шанхае. По просьбе директора Шаляпинского центра в г. Уфе Галины Александровны Бельской я начала также поиски материалов о потомке знаменитой аксаковской семьи - композиторе Сергее Сергеевиче Аксакове, правнуке нашего земляка Сергея Тимофеевича Аксакова.
В честь столетия со дня рождения Сергея Тимофеевича Аксакова Уфимская городская дума решила учредить общественную библиотеку его имени. Аксаковская библиотека начала свою деятельность с сентября 1891 г. Книжный фонд ее пополнялся за счет города и уфимцев-благотворителей. Сначала она размещалась в здании Городской управы на улице Большой Успенской (Коммунистической), 51.
Дореволюционная Уфа имела одно из лучших в России летнее театральное здание - в саду Видинеева, но много лет не имела хорошего зимнего театра: деревянные здания неоднократно сгорали, а залы Большой Сибирской гостиницы, Общества вспоможения частному служебному труду, дворянского собрания были неудобны как для артистов, так и для зрителей. Город нуждался в зимнем театральном здании. А еще он нуждался в хорошем музейном помещении. Не было в городе и вместительного зала для проведения общественных собраний.
Топор строителя не раз висел над этим домом, но, не иначе Бог отводил. Горел дом кажется, а начале прошлого века, сухое дерево горит, как порох, но по всему, вовремя удалось потушить: на чердаке можно увидеть обугленные бревна. Последние предреволюционные хозяева дома, фамилии их пока неизвестны, видимо ушли с Белой Армией, надеясь в скором времени вернуться: реставраторы дома нашли на чердаке приличную сумму старых бумажных денег.