В Национальном архиве Республики Татарстан исследователю работается легко и приятно, сотрудниками архива заботливо подготовлены тематические списки поисков данных. Есть там и подборка по С.Т. Аксакову. В фонде №87 хранятся материалы, касающиеся его учёбы в Казанской гимназии, а затем в университете в 1801-1807 годы. Среди них списки студентов Казанского университета и учеников гимназии, а также Ведомости императорской Казанской гимназии о питомцах, показующие прилежание, успехи и поведение в классах, равно как и отсутствие их" в период 1804-1807 гг.1
По мысли С. Машинского, «Семейную хронику» трудно подвести под обычную жанровую классификацию: «В самом деле, что это - роман? Повесть? Мемуары? Отчасти и то, и другое, и третье. И вместе с тем - ни то, ни другое, ни третье». Поскольку, по мнению критика, реалистическое искусство по самой природе своей чуждо канонам нормативной эстетики с характерным для непредставлением о замкнутости литературных жанров, то документально-историческая основа «Семейной хроники», а так же особенности ее художественно-композиционной структуры позволяют рассматривать это произведение при всем его неповторимом своеобразии в рамках мемуарного жанра. С. Машинский уточняет, что мемуары лишены устойчивых признаков жанра, поскольку в них по существу совмещается несколько жанровых разновидностей: воспоминания, записи, дневники, автобиография, каждая из которых имеет свои особенности, и тяготеет либо к художественной литературе, ли к документально-исторической прозе. С. Машинский подчеркивает, сто в «Семейной хронике» доминирует художественное начало, хотя, на его взгляд, основа этого произведения строго документирована. Он ссылается на письмо С. Аксакова к публицисту М.Ф. Де Пуле: «Близкие люди не раз слыхали от меня, что у меня нет свободного творчества, что я могу писать только сидя на почве документальности, идя за нитью истинного события ... даром чистого вымысла я вовсе не владею». Критик делает вывод, что творчество Аксакова имело под собой автобиографическую или документальную основу.
Стихотворение «Сияет солнце, воздух тих...»1, которое мы для краткости и ради, чтобы подчеркнуть его связь с одноименным очерком, будем называть «Бураном», сих пор не удостаивалось специального анализа. В комментарии С. Машинского к прозаическому очерку «Буран» оно названо «первоначальной попыткой воплощения замысла, который впоследствии принял форму очерка «Буран»2. При этом прозаический очерк по общему согласию аксаковедов представляет собой важную веху в творческом становлении писателя. В таком контексте вопрос о генезисе стихотворения приобретает особую значимость. Также приобретают дополнительный интерес существенные смысловые и формальные различия стихотворного и прозаического «Бурана».
Так сложилась творческая судьба Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859), что, «раззадоренный» Н.В. Гоголем, он создавал свои знаменитые произведения не на Урале. Писательская слава пришла к нему, когда он был уже далеко не молодым человеком, давно уехавшим из родного Оренбуржья и имевшим все основания причислять себя к кругу столичных литераторов. Не на Урале же - только значительно раньше - он прочна связал свою деятельность с современной ему театральной и музыкальной культурой.
Сравнительно-типологическое изучение творчества И.С. Тургенева и С.Т. Аксакова еще ждет своего исследователя. Мы же ограничимся темой взаимовлияния писателей в ходе творческой истории создания и опубликования охотничьих записок. Свои произведения оба автора назвали почти одинаково, тем самым продемонстрирован определенное единство замысла и его воплощения. Они практически одновременно обратились к традиционному тогда жанру "натуралистических" очерков.
Семья была и остается тем гнездовьем,
где будущий гражданин обретает нравственные начала,
чтобы идти потом по жизни достойно и уверенно.
М. Карим
Социально-политические реалии нынешнего переходного этапа нашего общества - распад традиционных экономических, политических, общественных структур и социальных институтов, межнациональные конфликты и войны, кризис политической власти, неоправданный отказ государства во многих сферах общественной жизни от регулирующих и контролирующих функций, ориентации экономики на тотальную либерализацию экономической сферы, идеологический вакуум, обвал научного и образовательного уровня, демографический спад - вызвали мощный накал социальных проблем, кризисные симптомы в духовной жизни общества, семьи, отдельного человека. Нарастающий в обществе прагматизм, утрата общественных ценностей, какого-то интереса к знаниям, труду, ослабление института семьи, подвергающегося многочисленным испытаниям свободного рынка, без должного патроната и необходимых страховок государства, изменение ценностных ориентации молодежи (культ «успеха», погоня за удовольствиями), ограниченность духовной жизни, неуверенность в завтрашнее дне - все эти явления общественной жизни отрицательно влияют на нравственное психическое, физическое здоровье человека, ослабляют «генетический банк» общества.