Род дворян Аксаковых берет свое начало так же, как и пять других фамилий, входящих в шестую часть родословной книги - от внука шведского короля Олафа I (Шоскенига) знатного варяжского князя Шимона, в крещении Симона (№ 1), пришедшего в Киев к Ярославу Мудрому с трехтысячной дружиной в 1027 году. "К великому князю Ярославу Володимировичу приехал служить в Киев из варяжские земли муж честен, именем Шимон Африканович в лето 6535-го (1027) (В родословной росписи Аксаковых от 14 января 1686 года эта дата указана как 6517 (1009) год [1] ), а во крещении имя ему Симон, а у Симона сын Юрий, и князь Ярослав отпустил сына своего Всеволода на Володимер, а дал ему Юрия Симоновича..." [2].
Молодой русский писатель из Башкирии Михаил Чванов пришел в отечественное аксаковедение в конце 60-х годов ХХ века, в годы экзистенциального осмысления русской литературой современной действительности и поисков своих национальных и религиозных корней. К этому времени в аксаковедении уже появилось первое в советском литературоведении фундаментальное исследование творческого пути С.Т.Аксакова, сделанное С.И. Машинским; пользовались заслуженным читательским успехом яркие публицистические очерки в защиту аксаковских мест В.А.Солоухина; были опубликованы кропотливые краеведческие изыскания о семье Аксаковых и ее окружении в Башкирии и Оренбуржье известных уфимских краеведов Г.Ф. и З.И.Гудковых. Так что Чванов пришел не на пустое место. Но он, может быть, острее других почувствовал, что пришел на руины не только усадеб и храмов, но и всей русской православной культуры; и начал вместе с другими упорно разгребать завалы.
Немало дней протекло с той ужасной и скорбной минуты, когда пуля презренного убийцы вырвала из русской жизни Петра Аркадьевича Столыпина, а столбцы ежедневной печати и до сих пор продолжают заполняться воспоминаниями, статьями и данными по поводу его утраты, характеризующими его личность, его деятельность, а равно и раскрывающими новые стороны его гражданского подвига. Имя П.А. Столыпина, столь родное многим русским людям, после святотатственного киевского преступления, жертвою которого он пал, разнеслось далеко по градам и весям необъятной нашей Родины, а желание узнать, оценить и понять безвременно погибшего героя-мученика охватило широкие круги всей грамотной России. Такой интерес, такая жажда ближе узнать П.А. Столыпина вполне естественны. Каждый уважающий себя народ чтит и благоговейно хранит память о своих героях. Память эта - богатство, источник силы народа, а светлая, могучая личность П.А. Столыпина вполне заслужила имя героя.
Одной из многих значимых проблем современной западноевропейской цивилизации является кризис института семьи. По мнению некоторых исследователей, эта проблема имманентно присуща современному Западу и связана с теми принципами, по которым он стал развиваться в Новое время. «Во всех незападных цивилизациях обмен меновыми стоимостями (товарами) был явлением маргинальным, так до конца, до нынешней эпохи всемирной вестернизации, и не получившей настоящую легитимацию...Действовала жесткая дилемма: или обмен дарами... или...вражда, хаос, дезорганизация и неповиновение» /1/.
АЛИ АКЛЯ АРСАН (Сирия), председатель Союза писателей Сирии, генеральный секретарь Всеарабского союза писателей - за огромный вклад в дело дружбы между народами России и Сирии, за пропаганду русской классической литературы на Ближнем Востоке
ЗИГАНШИН КАМИЛЬ ФАРУХШИНОВИЧ, писатель, учредитель и председатель Фонда поощрения граждан и организаций, занимающих-ся защитой диких животных - за развитие экологического движения в РБ и за помощь в проведении мероприятий Аксаковского фонда
М. Чванову
Скажи мне, друг мой, где берешь ты силы
Поставить двор, где не было кола?..
В воскресшем храме в глубине России
Своим трудом звонят колокола.
Ты шел один с эпохою не в ногу
На страх и риск - была иль не была!..
Что видел ты, известно только Богу.