В 1830 году в Москве состоялась историческая встреча Александра Сергеевич Пушкина и Сергея Тимофеевича Аксакова - единомышленников в служении Вере Отечеству и Литературе. Род Пушкиных соединил в себе славянскую и эфиопскую ветви знатных родов, род Аксаковых - тюркскую, арабскую и славянскую ветви. Пушкин ознакомил Россию с Ближним Востоком и миром Ислама в «Бахчисарайском фонтане»' «Подражаниях Корану», Аксаковы принесли свою культуру.
Мять Александра Пушкина была внучкой Ибрагима Ганнибала сына эфиопского эмира Ибрагима Ганнибала, исповедующего Ислам. В роду Пушкиных, начиная с великой княжны Ольги и крестителя Руси великого князя Владимира, Александра Невского. Павел 1 и его царствующие сыновья Александр и Николай помнили о верности Льва Александровича Пушкина и Ганнибала, страдавших за верность Петру Ш. Мария Алексеевна учила внука русскому и грамоте, рассказывала семейных преданиях, родстве Пушкиных с именитыми фамилиями. Внук писал ей из Лицея ("Сон"):
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей.
Когда, в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
В «Родословной моего героя» вновь звучит благодарной ей: Люблю от бабушки московской/ Я толки спутать о родне,/ О толстобрюхой старине.
Вошли в семейные предания встречи Пушкиных с Павлом I, которого Пушкины и гатчинские соратники называли "нашим романтическим Императором", а «гений брани» Наполеон - "русским Дон-Кихотом". Как-то поручик С.Л. Пушкин явился на бал без перчаток. Государь и спросил: «Отчего вы не танцуете?1 - Я потерял перчатки, Ваше Величество, - отвечал офицер. Царь снял свои перчатки и сказал с улыбкой: «Вот Вам мои». Потом взял молодого офицера под руку, подвел к даме и прибавил: - «А вот Вам и дама!».
При встрече в Юсуповом саду Александр I велел снять картуз с полуторагодовалого Саши Пушкина и пожурил няню за ее нерасторопность. Однажды Саша, разбуженный шумом, вышел к гостям в Новый год. Maть сказала: «Вот кто переступил через порог нового столетия! Вот кто в нем будет жить».
В доме все писали и читали стихи и пьесы, на домашние театры приглашались друзья и знакомые, словом, шла обычная московская жизнь просвещенной семьи. Ольга Сергеевна, сестра А.С. Пушкина, оставила «Воспоминания о детстве»: «Праздником для москвичей были посещения Государей. Десятилетний Пушкин вспоминал о встрече Александра I: "В 1810 году в первый раз увидел я Государя. Я стоял с народом на высоком крыльце Николы на Мясницкой. Народ, наполнявший все улицы, но которым должен он был проезжать, ожидал его нетерпеливо... Подъехав к церкви, он один перекрестился (из свиты), и по сему знаменью народ узнал своего Государя».
Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова с благословения родителей обвенчались 18 февраля 1830 года. Детей Александр Сергеевич звал по старшинству: "Машка, Сашка, Гришка. Наташка": их назвали в честь мамушки Марии Алексеевны, отца Александра Сергеевича, матери Натальи Николаевны. "Мое семейство умножается, - писал он Нащокину, - растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться. Холостяку в свете скучно: ему досадно видеть новые, молодые поколения; один отец семейства смотрит без зависти на молодость, его окружающую". Детей воспитывали в духе старины: "Если родители будут преувеличивать в том смысле, что ребенок восчувствует свое значение. ЭТО будет зло, так как, быть, может, слишком забудут пятую заповедь, станут читать ее наоборот: почитай сына твоего и дочь твою". Крестными детей были родители, друзья, Государь. Дети, как и сам поэт, "заченшись" любимой им осенью. Все они долго жили и оставили многочисленное потомство.
Николай 1 взял Пушкина на службу Историографом Петра Великого. После кончины Пушкина последовала «Записка» Государя о милостях его семье: "1. Заплатить долги 2. Заложенное имение отца очистить от долга. 3. Вдове пенсион и дочерям по замужеству. 4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступлению на службу. 5. Сочинения издать на казенный счет в пользу вдовы и детей «Единовременно10 т". Для исполнения "Указа" образовали Опеку. В 1841 году Опека положила: "На наем учителей, квартиры и прислуги для детей покойного А.С Пушкина сверх всемилостивейше пожалованных 6000 рублей ассигнациями, по 4000 рублей в год...".
Пушкин, прощаясь с «женкой», пожелал ей выйти замуж через два года. Это произошло через семь лет, когда подросли дети. Они свято берегли честь Пушкиных сохранили рукописи, письма и библиотеку, способствовали, благодаря Государю изданию его сочинений.
Мария Александровна окончила Екатерининский институт, стала фрейлиной императрицы. Зная тяжелое положение семьи младшей сестры Натальи, она уступила ей свою долю отцовских писем: при крайнем случае их можно было продать за большие деньги.
«Сашка рыжий» окончил вторую Петербургскую гимназию, с отличием Пажеский корпус. В войне 1877-1878 годов за освобождение Болгарии командовал тринадцатым Гусарским полком. Награжден золотой саблей с надписью «За храбрость» и орде-нОм Владимира IV степени с мечами и бантом, австрийскими, итальянскими и черно-горским орденами. Вышел в отставку генерал-лейтенантом. Библиотеку и архив отца передал в Румянцевский музей, способствовал сохранению вещей в квартире - музее на набережной Мойки. Вместе с женой и одиннадцатью детьми был на открытии памятника отцу Москве в 1880 году.
Григорий Александрович окончил Пажеский корпус, подполковник отдельного Гвардейского корпуса. Выйдя в отставку, получил титул статского надворного советника. Тридцать три года прожил в Михайловском, был почетным мировым судьей Опочецкого уезда, присяжным заседателем окружного суда, оставил о себе добрую память.
Младшая дочь Наталья Александровна была прекрасна как мать. Ее полюбил князь Николай Орлов, но его родители воспротивились их браку. Она неудачно вышла замуж, осталась с тремя детьми. В тяжелое время она сохранила письма отца и передала их в Румянцевский музей. Ее полюбил немецкий принц Николай Вильгельм Нассауский и она с детьми уехала к нему в Лондон. Она не могла иметь фамилию мужа; в жилах которого текла королевская кровь. Поэтому ей пожаловали титул графини Меренберг. Ее дочь стала женой внука Николая I. Кто тогда знал, что Пушкины потомки Рюрика, киевских и новгородских князей, что у Пушкина и Александра Ш будет праправнук Александр Ш не признал этот брак, дающий право на престол их наследникам...
На Руси даже немка Екатерина Великая сочиняла сказки внукам. Из пушкинской «Сказке о Царе Салтане», о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди узнают дети о том, что давным-давно Руси были цари и князья, купцы торговали со всем миром, что Добро побеждает Зло и оно не зло-памятно, о совершающихся чудесах. Три сестрицы, что «пряли поздно вечерком напоминают сестер Гончаровых, младшая из которых принесла Царю Салтану сына Гвидона. Царь был в походе, сесрицы-завистнииы бросили младшую с сыном в море Они спасаются, и попадают на пустынный остров. Князь спасает лебедь-птицу. Она дарит им город, напоминающий Кремль, превращается в красу-девицу, становится его женой.
Купцы пристают к острову Буяну, отвечают князю, что Торговали мы недаром Не-указанным товаром;/ А лежит нам путь далек: /Восвояси на Восток.
Неизвестно, что такое "неуказанный товар", но известно, что на Востоком правит его батюшка Царь Салтан. Князь превращается в комара, и плывет с купцами. Те передают Царю приглашение князя Гвидона. Его тетушки боятся неизвестности отговаривают его отца принять приглашение. Как полагается в сказках после третьего приглашения Царь плывет на остров Буян, встречает женушку, сына и невестку, и отправляются домой - «на Восток». А там, поется в песне Тютчева. Но Восток лишь заалет/Чарам гибельным конец.
* * *
Аксаковы пришли на Русь из Золотой Орды в XIV веке в конце правлении Узбека. При нем улус Джучи или Синюю Орду русские называли Золотой, а его Джанибеком Добрым. Митрополит Алексий Московский исцелил жену хана, три года как ослепшую. В честь этого чуда и заложили в Кремле Чудов монастырь: не одно же Зло несла Орда на Русь.
Силы Зла навалились на Орду с двух сторон. Климент VI объявил крестовый По-ход против Орды, осадившей Кафу - центр колоний крымских католиков. Джанибек погибнет в результате заговора. Орда распадалась. Серый кардинал темник Мамай, женатый на дочери хана, не был чингизидом, а потому не мог быть ханом Орды. Тимур поддержал хана Тохтамыша. Мамай бежал в Кафу. Запад решил «помочь» ему взять власть в Орде захватом Москвы. Дмитрий Донской разбил Мамая "Одним из приближенных Дмитрия, - пишет В.В. Кожинов, - был чингизид Серкиз, его сын Андрей Серкизов (погиб - Х.И.) командовал одним из шести русских полков". Памятником им стал московский храм «Покрова во Черкизово».
С этого времени стал заметным исход золотоордынцев на Русь. Среди них Державины, Карамзины, братья Киреевские, Самарины, Хомяковы, чингизиды Ермоловы и Давыдовы... Аксаковы получили удел под Новгородом. П.Д. Аксаков ушел в отставку полковником, II. И. Аксаков действительным статским советником, его сын, Михаил Николаевич - генерал-лейтенантом. Их наследником был Сергей Тимофеевич Аксаков.
Много общего между Аксаковым и Пушкиным. Первый в 10 лет уехал из Уфы в Казанскую гимназию, второй в 12 лет совершил путешествие из Москвы в Петербург для поступления в Лицей. Аксаков вслед за Державиным прославил гимназию, как Пушкина и Дельвиг Лицей. Затем был Казанский университет. Там и тут процветал не профессионализм, а либерализм, потому оба всю жизнь наверстывали упущенное самообразованием. Оба стали литераторами. Народными стали сказки Пушкина, «Аленький цветочек» Аксакова. Аксаков был цензором, Пушкин - автоцензором. Они были противниками свободы печати. Пушкин предрек: «Никакая власть, никакое правление не может устоять против всеразрушающего действия -типографического снаряда. Уважайте класс писателей, но не допускайте же его овладеть вами совершенно". Сейчас этот "снаряд" в виде телевидения и компьютера поселился в домах, разрушая домашнее воспитание, и, главное, молитву.
Ко времени их встречи Пушкин называл Государя Павла «романтическим императором», увековечил в стихах Державина и Шишкова, назвал Аракчеева и Сперанского «гениями Блага и зла в преддверии 1812 гола». Аксаковы и Пушкины могли встретиться на освящении Казанского собора в 1811 году.
Накануне войны 1812 года Аксаков служил в качестве переводчика комиссии составления законов в Петербурге. Не по душе ему были реформы М.М. Сперанского, подрывавшие устои Самодержавия, как и Андрею Болконскому. Оба покинули Сперанского.
Аксакову по духу были гатчинские соратники Государя Павла. Среди них Аракчеев и Растопчин, основатели «Беседы о русском слове» Державин и его духовный отец адмирал Шишков. В это же время Александр Пушкин жил в доме братьев Тургеневых с дядей Василием Львовичем, слышал их полемику с членами "Беседы...», любопытно, что с обеих сторон были выходцы из Орды: Карамзин и Тургеневы, Державин и Аксаков.
Жуковский, сын турчанки Сальхи, окончил Пансион при университете. Формирование его мировоззрения, как и Карамзина, происходит среде масонов-просветителей И.П. Тургенева, И.В Лопухина директоров Пансиона. И кумирами были французские просветители, отправившие на гильотину короля и королеву. Жуковский вторил Василию Львовичу Пушкину: «Шишкова почитали суеверным, но умным раскольником в литературе; мнение его о языке то же, что религия раскольников, которые почитали Священные Книги более за то, что они старые, а старые ошибки предпочитают новым истинам, и тех, которые молятся не старым книгам, называют Богоотступниками. Таких раскольников надо побеждать. Карамзинисты, признавшие свое заблуждение, не-мало способствовали лишению душевности письма, отняв у людей такие слова как «мамушка» и «матушка», «Милостивый государь»... Прославятся заступники Православия. Державин с гениальной одой «Бог». Шишков и Аракчеев, боровшиеся с искажениями при переводе на светский язык Священных Писаний, князь Ширинский-Шихматов, ушедший в монастырь Отечественная война определила место и значение каждого. Статс-секретарь Государя - «Гения Зла» Сперанского сослали, Шишков заступил на его место. Он писал Манифесты от имени Государя, проникающие в душу народа и воинов. Либералы, как обычно, хулили его.
За Шишкова были митрополит Серафим и архимандрит Фотий, граф Аракчеев, С.Т. Аксаков. Пушкин увенчал его в «Евгении Онегине». «Втором послании цензору» 1824:
Обдумав, наконец, намеренья благие.
Министра честного наш добрый Царь избрал
Шишков уже наук правленье восприял.
Сей старец дорог нам: он блещет средь народа
Священной памятью двенадцатого года:
Один в толпе вельмож он Русских муз любил
Их, незамеченных, созвал, соединил. .
Карамзин поздравил Шишкова: «Милостивый Государь Александр Семенович всегда любили истинное просвещение и стараюсь распространять его вашими полезными трудами. Достойное достойному». Идею Шишкова что массовое распространение грамотности «принесло бы больше вреда, нежели пользы», любил повторять Гоголь и Тютчев «Воспоминаний о А.С. Шишкове» С.Т. Аксакова: «Много несправедливого, не-верного смешного и нелепого говорило об этом человеке злоязычие человеческое... с высокого и государственного секретаря, с которого он двигал духом России написанными Манифестами, - Шишков имел одну цель: общую пользу; но и для достижения этой святой цели никаких уступок он не делал. Никогда Шишков для себя ничего не искал, ни одному Царю не льстил; он искренне верил, что Цари от Бога, и был предан всею душой Царскому сану, благоволил пред ним. Шишков без всякого уважения мог поклониться в ноги природному Царю, но, стоя на коленях, он говорил: «Не делай этого. Государь, это нехорошо».
В декабре 1815 года в доме Державина прозвучали слова, ставшие достоянием литературной столицы, записанные Сергеем Тимофеевичем Аксаковым: «Скоро яви, свету второй Державин, это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял писателей».
Этому предшествовали публичные переводные экзамены в Лицее 8 января 1815 года, собравшие именитых людей во главе с Державиным. «Державина - вспоминал о том Пушкин, - видел я только однажды. Державин был очень стар. Он был в мундире плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали: он преобразился. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хватили его стихи - он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминая в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я и до стиха где упоминаю имя Державина, («Старик Державин нас заметил //И в гроб сходя благословил») голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как я окончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли». Родители Александра дивились вниманием к их сыну Державина.
В селе Ново-Аксаково в Оренбуржье у Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны Заплатиной родились Константин - 1817, Григорий - 1918, а в селе Надеждино под Белебеем Иван - 1823. Она как и мать Пушкина, по материнской линии родом из эмиров, прямых потомков пророка Мухаммеда. Сергей Тимофеевич сам обучал детей. Аксаковы вернулись в Москву в 1826 году на коронацию Государя Николая I. Царь вызволил в Москву из Михайловского опального Пушкина. Пушкин читал переводы Аксакова, тот сочинения поэта. Аксаков стал цензором. О пользе цензуры Пушкин писал. "Борис Годунов" обязан своим появлением не только частному покровительству, которым удостоил меня Государь, но и свободе, дарованной им писателям России в такое время и при таких обстоятельствах, когда всякое другое правительство старалось бы стеснить и оковать".
Аксаковы заложили детям веру и любовь к Руси. Они восприняли призывы Государей Павла и Николая уважать традиции России, когда в обществе процветала западная мода на языки, литературу, одежду. Аксаковы носили бороды и крестьянское платье, им подражали поэты Кольцов, Николай Клюев и Сергей Есенин, писатель Лев Толстой.
Замечательны статьи Аксакова о Пушкине. «Борис Годунов»: «Сцена в монастыре между летописцем Пименом и иноком Григорием произвела глубокое впечатление на всех простотою, силою и гармонией стихов нерифмованного пятистопного ямба. Не было человека, который бы на восхищался этой сценой». В 1830 году он опубликовал «Письмо к издателю «Московского вестника» «О значении поэзии Пушкина», в котором писал:«....Всегда уважая необыкновенный талант А.С. Пушкина и восхищаясь его прелестными стихами, с неудовольствием читывал я преувеличенные, безусловные и даже смешные похвалы ему в «Сыне отечества», в «Северной пчеле» и особенно в «Московском телеграфе». Пушкина не разбирали, не хватили даже, а обожали и предавали анафеме всех варваров, дерзавших восхищаться не всеми его произведениями и находивших в прекрасных стихотворениях его - недостатки!.. Называя Байрона первым поэтом человечества своего века, «Телеграф» не обинуясь говаривал: Байрон, Пушкин и пр. И что ж теперь?.. Если неумеренные похвалы возбуждали в людях умеренных, какое же негодование должны произвести в них явные притязания оскорбить, унизить всякими, даже литературными средствами, того же самого поэта, перед которым раболепные журналы весьма недавно пресмыкались во прахе? Он один имеет такого рода достоинство, какого не имел еще ни один русский поэт-стихотворец: силу и точность в изображении не только видимых предметов, но и мгновенных движений души человеческой, свою особую чувствительность, сопровождаемую горькою усмешкою. Многие стихи ею, огненными чертами врезанные в душу читателей, сделались народным достоянием...».
В том же году Аксаков напишет: «Пушкин, не зная лично меня, и не зная, кто написал эту статейку, он сказал один раз в моем присутствии: «Никто еще, никогда не говаривал обо мне, то есть о моем даровании, так верно, как говорит в последнем номере «Московского вестника», какой-то неизвестный барин».
То была критика, нашедшая отклик в душе Пушкина, как аксаковское описание «Бурана», использованное им в «Капитанской дочке», Львом Толстым в «Метели». Пушкин в статье о «Юрии Милославском» Загоскина, приведя некоторые языковые и идиотические погрешности, упомянул о статье Аксакова: «Но сии мелкие погрешности и другие замеченные в 1-м № «Московского вестника» не могут повредить блистательному, вполне заслуженному успеху «Юрия Мирославского». Аксаковы глубоко переживали гибель Пушкина, переживали за его сирот, тех, кто не смог пережить утерю. «В 1837 году погиб Пушкин, - пишет Сергей Тимофеевич, - Гоголь сделался болен и духом и телом, по моему мнению, он уже никогда не выздоравливал совершенно и что смерть Пушкина была единственно причиной всех болезненных явлений его духа, вследствие которого он задавал себе неразрешимые вопросы, на которые великий талант его не дал ответа...». Аксаков напишет еще "Семейную хронику", "Детские годы Багрова-внука», оставит бесценные дневники.
Константин Сергеевич Аксаков окончил Московский университет в 1838 году. Он и Катков отойдут от либеральною кружка Станкевича (иных в университете не водилось), куда входили Белинский, Боткин, Герцен, Корш, Тургенев... Либералы сотрясали души молодежи крепостным правом. Славянофил К.С. Аксаков посвятил себя служению Отечеству, подал знаменитую "Записка" Александру II с изложением взглядов на русский народ и отношение к государству, накануне отмены крепостного права Иван Сергеевич Аксаков окончил Петербургское училище правоведения. Велика роль Ивана Аксакова в освободительной борьбе в Болгарии, Сербии, Черногории от турецких поработителей. Московский комитет под его руководством собирал денежные средства оружие, формировал отряды добровольцев. Был издателем газет и журналов: «Парус», «Русская Беседа», «День», «Москва», "Русь". Вместе с братом Константином и с Ю.Ф. Самариным он представлял так называемых «младших» славянофилов. Его «Биография Федора Ивановича Тютчева» вдохновила В.В. Кожинова на продолжение этой темы в книге: «Тютчев» и «Пророк в своем отечестве Федор Тютчев».
И.С. Аксаков был членом Комитета по установке памятника Пушкину. В январе 1872 года в Москве собрались представители Комитета, чтобы «сообразить, в каком именно пункте Москвы приличнее всего воздвигнуть памятник» и встретиться «по этому вопросу с наиболее интересующимися делом местными жителями»: «И.С. Аксаков. П.Й. Бартенев, К.К. Грог, М.Н. Катков. И.А. Лямин. П.И. Миллер, М.П. Погодин и Ю.Ф. Самарин1.
Ивана Сергеевича не стало за два дня до 50-летия со дня кончины А.С. Пушкина Александр III направил соболезнование его супруге: «Императрица и Я душевным прискорбием узнали о внезапной смерти вашего мужа, которого уважали как честного человека и преданного русским интересам. Дай Бог вам сил перенести эту сердечную потерю».
Всему миру известны Пушкинский дом РАН в Петербурге, возглавляемый пушкинистом Н. Скатовым, музеи его имени в Москве, Михайловском и др. Не менее притягивает к себе и Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова в Уфе, на крутом берегу Белой. Там же располагается Аксаковский фонд. Он осуществляет Аксаковскую программу Международного фонда славянской письменности и культуры, проводит Аксаковские праздники. С 1996 года Президентом республики Башкортостан, Союзом писателей Башкорстана, Союзом писателей России, Международным Славяне фон-дом учреждена Всероссийская литературная премия имени С.Т. Аксакова лауреатами стали «певец крестьянства» Василий Белов, Валентин Распутин, Валер Ганичев, Михаил Чванов.
Исхаков И.С.
доктор технических наук,
Москва