Творческий путь С.Т. Аксакова - одно из самых сложных явлений в истории русской литературы. Ранний период творчества Аксакова это начало постепенного формирования Аксакова как крупного русского писателя.
Юность его протекала в первое десятилетие XIX века в Казани. Во время учебы в Казанской гимназии и Казанском университете у Аксакова пробудился интерес к литературе, искусству, все больше определялся гуманитарный настрой его ума. Одни из любимых увлечений Аксакова были литература и театр.
Аксаков отводил чтению большую роль в своей жизни. «Чтение было его страстью с самых детских лет, оно доставляло ему много наслаждения»1. Он очень рано научился читать и почти все свое свободное время проводил с книжкой в руках. С детства маленький Сережа любил декламировать свои любимые стихотворения в кругу родных и близких, в кругу гостей.
Первые начатки литературного образования, полученного Сережей еще в отеческом доме, носили преимущественно классический характер, под этим словом подразумевается господствовавшее в то время в России художественное направление - классицизм. Мальчик познакомился с сочинениями таких видных представителей этого направления как Сумароков и Херасков, ему нравились героические сюжеты и высокие темы, стройность художественной композиции, торжественность и красочность языка. Увлечение литературой было одним из любимых занятий гимназистов и студентов университета «Оно проявлялось в том энтузиазме, с каким издавались здесь рукописные журналы»2. Один из таких журналов - "Аркадские пастушки" - выпускал близкий писатель Аксакова, Александр Панаев. В своем журнале он издавал стихи, написанные в сугубо идеалистическом направлении на манер Карамзина. Под произведениями, помещаемыми в журналах, стояли подписи - Адонис, Дафнис, Ирис и т.д. - условные пастушеские имена обитателей выдуманной счастливой страны.
У Аксакова такое направление вызывало противодействие, и с 1806 года он вместе со своим другом принялся издавать рукописный "Журнал наших занятий". "Я изгонял из этого журнала, сколько мог, идиллическое направление моего друга и слепое подражание Карамзину," - вспоминал впоследствии С.Т. Аксаков. Именно поэтому "Рассуждение о старом и новом слоге российского языка" А.С. Шишкова было воспринято Аксаковым как нечто гораздо более соответствующее его собственным настроениям. (Напомню, что Шишков выступал решительно против языковой реформы Карамзина, считая ее противоречащей природе русского языка, и ратовал за возвращение русского языка к его старославянским исконным основам.)
В выступлениях Аксакова против Карамзина и в защиту Шишкова не последнюю роль играли патриотические мотивы. С.Т. Аксакову казалось, что развитие русской культуры на евразийских началах, обогащение русского языка новыми западными словами и оборотами - все это умаляет национальные традиции.
Но в силу своих дружеских связей с Панаевым и потому, что сам не был до конца свободен от сентиментальных настроений, Аксаков явно колебался в своих художественных вкусах и симпатиях. Поэтому произведения Аксакова, сочиненные им для Жур-нала, были написаны в сентиментальной манере, свойственной популярной лирике того времени и творчеству окружавших Аксакова начинающих поэтов-студентов. Аксаков переводил Буало, ложноклассические трагедии, сочинял водевили, стихи, сначала мадригалы, потом - пасторали.
Вчера у ног любезной
На лире я играл;
Сегодня в доле слезной
Я участь проклинал.
Вчера она твердила,
Что я кажусь ей мил;
Сегодня разлюбила,
Я стал уж ей постыл...
Это стихотворение напечатано в одном из номеров "Журнала наших занятий". Тем не менее, литературная жизнь в Казанском университете все более оживлялась молодые поэты почувствовали необходимость объединиться. Это привело к возникновению весной 1806 года "Общества любителей отечественной словесности".
Членом общества мог быть каждый, кто сочинял или переводил. Каждый вступающий предоставлял свое сочинение или перевод, и только после его обсуждения решался вопрос о приеме в общество.
Аксаков был принят в общество в январе 1807 года, представив на суд стихотворение "Зима".
Литературное общество было хорошо организованно и вело большую работу. Заседания проводились еженедельно, позже раз в две недели, обсуждались стихи, переводы, трактаты.
Деятельность общества представлялась юноше Аксакову очень интересной и содержательной. В общество были вовлечены не только студенты, но и профессора университета. Вскоре о нем узнали и за пределами Казани.
Увлекались студенты и театром. Гордостью Казани в то время был публичный театр. На сцене которого временами играли известные столичные актеры С огромным успехом выступал здесь знаменитый П.А. Плавильщиков как актер и как постановщик новых спектаклей. Он и открыл Аксакову, по его словам, "новый мир и театральном искусстве". Аксакова потрясал талант Плавильщикова, манера исполнения, которая покоряла своей простотой, истинностью и естественностью. Под влиянием Плавильщикова Аксаков стал серьезнее относиться к своим собственным актерским опытам. Почувствовав недостатки своей декламации, он принялся за ее переработку. Переработка состояла в освобождении от вычурности, грубых эффектов, в применении большей простаты и естественности.
Склонность к театральным сочинениям у Аксакова проявилась еще в раннем детстве после того как он прочел театральную «пиеску» под названием "Драматическая пустельга", и она глубоко запала ему в душу. В пьесе была описана любовь пастушки и пастуха А первые спектакли, увиденные Аксаковым на казанской сцене, оказали на него такое сильное воздействие, что он «думал о них и день и ночь и на время потерял всякое желание учиться». Это впечатление было сравнимо, по признанию Аксакова, только с впечатлением от ружейном охоты. Дремлющая в Сереже страсть к лицедейству, к декламации и актерском» представлению вдруг получила первоначальный, но весьма сильный толчок.
В университете была создана любительская труппа из студентов. Они с успехов ставили комедии Сумарокова и Веревкина. С.Т. Аксаков был организатором этого самодеятельного театра и даже соавтором некоего драматическою сочинения, постановки которого и положила начало театру. Вначале спектакли ставили в одной из маленькие комнат студентов, а потом перенесли сцену в классную комнату.
Здесь, в Казани, на сцене университетского театра, который посещали как студенты, так и горожане, Аксаков узнал первый сценический успех. "... Я играл очень много, всегда с блистательным успехом," - вспоминал Аксаков много лег спустя. В основном репертуаре студенческого театра состоял из комедий и мещанских драм.
Первые опыты сочинений и выступлений в театре сыграли большую роль в творческой жизни Аксакова. Впоследствии он блистал своим сценическим талантом декламацией в доме А.С. Шишкова, имел большой успех и сделался постоянным чтецом литературных гостиных.
СНОСКИ
- Лобанов М.П. Сергей Тимофеевич Аксаков. М.: Мол. гвардия, 1987. - С. 16.
- Машинский С И. С.Т. Аксаков: Жизнь и творчество. - 2-е изд., лоп - М : Худож лит. 1973. -С. 21.
- Манн Ю.В. Семья Аксаковых: Историко-литературный очерк. М., 1992. – С. 36.
- Аксаков С.Т. Собр. соч. в 4-х т., т. II. – М., 1955. – С. 284.
Григорьева Т.А.,
младший научный сотрудник Аксаковского музея РБ, Уфа