Републикацию со вступлением подготовили науч.сотрудники музея
Иванова Г.О.и Григорьева Т.А.
25 января 1886 г. был выпущен последний прижизненный номер (№ 30) последней галеты Ивана Сергеевича Аксакова «Русь», которую он издавал более 5 лет - с 15 ноября 1880г. На последней 16-й странице среди других объявлений помещено следующее: «Вышли и раздаются гг. подписчикам тома 1-Й и 2-й Полного собрания сочинений Сергея Тимофеевича Аксакова». А 27 января И.С. Аксакова не стало...
29 января в виде одностраничной листовки вышло «Особое приложение» к № 30, в котором вдова И.С.Аксакова Анна Федоровна и сотрудники газеты извещали подписчиков о кончине И.С.Аксакова.
Современная общественная жизнь в России ищет новые формы своего развития, принимая за образец не только достижения западной цивилизации, но и все активнее обращаясь к собственному историческому опыту, творчески применяя его на новом этапе. Потребность в гражданском обществе, умеющем критиковать и контролировать власть, заставляющем ее работать в своих интересах, проявилась, в частности, в деятельности по созданию Общественной палаты Российской Федерации - нового органа общественной самоорганизации, имеющего отечественные исторические прообразы. Целью данного органа стало согласование интересов граждан и власти, обеспечение общественного контроля над властью. Создание Общественной палаты Российской Федерации и формирование региональных Общественных палат продемонстрировало заинтересованность государства в диалоге со своими гражданами. Однако порядок формирования федеральной палаты и ход процесса создания региональных палат вызвал оживленную дискуссию о природе этого органа - является ли он результатом самодеятельности гражданского общества или продуктом власти.
Учредители Общества любителей российской словесности при Московском университете - московские литераторы и профессора университета, всего 21 человек - подготовили проект Устава Общества, который был утвержден 11 июня 1811 г. министром просвещения А.К.Разумовским. Ровно через месяц, 11 июля, состоялось первое заседание ОЛРС .
…я служил почти десять лет в разных должностях и в разных углах России, и изнанка жизни, лицевую сторону которой представляют законы, именно судебный, мне коротко знакома.
И.С. Аксаков И.С. Тургеневу, 22.01.1853
Когда говорят об Иване Сергеевиче Аксакове, то чаще всего вспоминают его как общественного деятеля, публициста, идеолога пореформенного славянофильства, поэта, редактора, издателя. Однако почему-то забывают, что он 4 года обучался в Императорском училище правоведения и почти 9 лет являлся сотрудником правоохранительных органов Российской Империи. На наш взгляд, характеристика И.С. Аксакова в качестве правоведа не менее важна, особенно учитывая тот факт, что в своей публицистике он уделял много внимания правовым вопросам.
Важнейшей задачей историко-философского исследования является обнаружение основных интуиций того или иного мыслителя. Способы решения этой задачи хорошо видны в труде о. Василия Зеньковского «Истории русской философии». Относительно Константина Сергеевича Аксакова Зеньковский указывает на его коренной антропологизм. Однако это верно лишь отчасти. Правильнее будет сказать, что главная предпосылка философских идей К. С. Аксакова - это интуиция рода, логос рода - генеалогия...
Политические воззрения Константина Сергеевича Аксакова, равно как и всех остальных ранних славянофилов, до сих пор в достаточной степени не отрефлексированы историками русской философии, и более того, мало известны широким кругам общественности в их истинном неискаженном виде. Вплоть до Серебряного века соответствующие взгляды славянофилов, как правило, достигали широкой общественности в изложении их оппонентов - западников, которые в пылу полемики, конечно, не были вполне объективными и представляли политическое учение славянофилов как проповедь банального консерватизма и монархизма.