В начале ХХ века в России (прежде всего в трудах религиозных ученых П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова и А.Ф. Лосева) формируется уникальная русская философия имени, до сих пор по-настоящему не оцененная лингвистикой, но предлагающая науке о языке весьма плодотворную концепцию. Это был сплав собственно научных открытий в области анализа языковых фактов, философско-методологических принципов интерпретации лингвистического материала и лежащих в их основе положений мистико-аскетического учения Православной церкви. Становлению новой русской философии языка в ХХ в. способствовали, как минимум, два решающих фактора:
Если принять за формулу, что на реформы Петра I Россия ответила Пушкиным, то смысл этого ответа состоял не столько в создании современного языка и русской классической литературы, сколько в осмыслении природы человеческой нравственности. Отказавшись от своего крестного пути и пройдя через испытания "Смутного времени" и светского просвещения ХVIII века, русское общество во времена Пушкина в лице своих наиболее ярких и глубоких представителей стало задумываться о синтезе достижений европейской цивилизации с отечественными духовными традициями.
За Сергеем Тимофеевичем Аксаковым прочно закрепилась репутация талантливого, но довольно архаичного писателя, так и не изумившего искушенных читателей-современников дерзким экспериментаторством, ошеломляющими своей новизной художественными открытиями и решениями. Однако ни близкое знакомство и творческие контакты с главными "беседчиками" Александром Семеновичем Шишковым и Гаврилой Романовичем Державиным, ни критичное отношение к просветительской философии и близость к славянофилам отнюдь не отменяют отчетливой и достаточно яркой новаторской природы его творчества. Напротив, тесная связь с лучшими традициями отечественной и зарубежной литературы диктует необходимость рассматривать С.Т.Аксакова не как сакраментального писателя-традиционалиста, но как тип "культурного писателя", вобравшего в себя, творчески переработавшего и освоившего многообразный философско-эстетический и художественный опыт нескольких литературных поколений. К настоящему времени научное осмысление творчества С.Т. Аксакова в контексте литературы XVIII - XIX веков уже имеет весьма прочные основы и доказало свою безусловную перспективность. Благодаря этому отрадному обстоятельству все сильнее ощущается настоятельная необходимость в поиске инновационных исследовательских подходов к научному освоению многожанрового наследия этого некогда практически забытого прозаика, поэта, драматурга.
Повесть С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» - это произведение, оказавшее существенное влияние на формирование в 50-е гг. XIX века нового жанра русской литературы - автобиографической повести о детстве. История ребенка - это мир, увиденный его глазами и наполненный его переживаниями. Удивительным образом удалось С.Т.Аксакову отразить особенности детского мировосприятия сквозь призму уже взрослого, познавшего жизнь человека: ведь Багров-внук является и главным героем, и рассказчиком, он не просто вспоминает детство, но старается воспроизвести свои прежние ощущения маленького мальчика и взрослого, связав их во времени. Автор словно оглядывается назад и приводит детские впечатления, а в то же время многое оценивает с высоты прожитых лет.
Исследованиям славянской лесной терминологии посвящены работы известных славистов: Й.Трира, К.Машинского, Н.И.Толстого, О.Н.Трубачёва, Л.М. Васильева и т.д. Так, Т.И.Вендина рассмотрела словообразовательные особенности диалектной лексики леса; в работах Г.М.Курбангалеевой представлен анализ семантики и функционирования наименований леса в русских говорах Башкирии; Н.В.Казанцева исследовала народные названия поля на месте вырубленного леса в русских говорах Нижегородской области. Для нас же представляет интерес лексика леса как один из фрагментов языковой картины мира ребёнка в произведении С.Т.Аксакова "Детские годы Багрова - внука".
Конец 1858 года. Последние месяцы жизни С.Т. Аксакова. Он - уже достигший литературной славы автор «Семейной хроники», «Детских годов Багрова-внука», «Воспоминаний». Под его диктовку сын Иван записывает текст «Очерка зимнего дня». Через четыре месяца выяснится, что это сочинение - последнее в творчестве писателя. Именно это поэтическое произведение вобрало в себя всю мощь мастерства художника-реалиста и завершило его творческую биографию, которая началась с такого же небольшого, написанного в 1830-х годах, очерка «Буран».