Большой мастер слова, Сергей Тимофеевич Аксаков в «Записках ружейного охотника...» запечатлел свои наблюдения за животным миром Оренбургской губернии. Подробные описания охотничьих видов авифауны, созданные настоящим ценителем и знатоком русской природы, служат богатым материалом для исследований не только ученых-орнитологов, но и орнитолингвистов.
С.Т. Аксаков и М.А. Осоргин - знаменитые писатели, имеющие отношение к русскоязычной литературе Башкортостана. В их творчестве много типологических схождений, позволяющих проводить параллели, в частности, женских образов в мемуарных повестях.
Во вступлении к «Рассказам и воспоминаниям охотника о разных охотах» С.Т. Аксаков пояснил, что несмотря на увлечение с которым он всегда предавался разного рода охотам, склонность к наблюдению нравов птиц, зверей и рыб никогда его не оставляла и «даже принуждала иногда, для удовлетворения любопытства жертвовать добычею, что для горячего охотника не шутка» [1, 465], поскольку «кроме удовлетворения собственной потребности - есть что-то невыразимо утешительное и обольстительное в мысли, что, передавая свои впечатления, возбуждаешь сочувствие к ним в читателях, преимущественно, охотниках до каких-нибудь охот» [1, 465].
Замечательный историк искусства современности Кеннет Кларк считал, что восприятие красоты природы, равно как и пейзажная живопись не являлись естественной и постоянной частью духовной деятельности человека. Он ссылался на мнение Дж. Рескина, утверждавшего, что человечество лишь постепенно приобрело это новое чувство.
В конце своей тихой, но духовно насыщенной жизни известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков лишился физического зрения. Однако яркие картины его детства так настойчиво требовали сохранить их для потомков, что он стал диктовать своей старшей дочери Вере автобиографическую книгу «Детские годы Багрова-внука», обещанную его единственной в ту пору внучке Ольге Григорьевне Аксаковой. Книга получилась большой и интересной, и читается во всём мире до сих пор, входя в золотой фонд мировой детской литературы. Но в данном случае нам интересно проследить историю создания и глубинный смысл помещённой в конце этой последней книги С. Т. Аксакова сказки «Аленький цветочек», вышедшей за год до его смерти - в 1858 году.
Превращение является глубочайшей основой всякой первобытной мифологии. Процесс жизни воспринимался первобытным сознанием как нечто беспорядочно нагроможденное, населенное непонятными и страшными в своей непонятности слепыми силами. Окружающий мир представлялся древнему человеку довлеющим над ним, фетишистским, одушевленным. Все вещи и явления мыслились исполненными дисгармонии, доходящей до уродства и ужаса, - категории уродливого и ужасного характерны для превращения в архаической хтонической мифологии.