1990-е годы открыли для большинства россиян полузапретную прежде тему русской эмиграции в послереволюционное, затем послевоенное время (1918-1940-е). Стали открываться подробности неизвестной до этого заграничной жизни наших соотечественников.... Не все они оказались врагами СССР и России (как об этом привычно вещала нам официальная пропаганда), многие из эмигрантов были достойными порядочными людьми и просто патриотами, пронесшими память о предках и родной земле сквозь все несправедливости своего короткого земного существования. Одним из таких людей стал наш соотечественник Сергей Сергеевич Аксаков, правнук С.Т. Аксакова. Несмотря на принадлежность к роду славянофильской семьи Аксаковых, элемент подозрительности и недоверия к нему сохранялся в связи с длительным пребыванием в Китае (сначала в Харбине, затем в Шанхае). Так, С. С. Аксакову по возвращении на Родину было запрещено проживание в Москве и Ленинграде (местом жительства для него был сначала небольшой городок в Сибири, а затем Минск).
Широкой советской аудитории его имя стало известно в 1962г. после публикации в альманахе «Волга» материала о поиске потомков С. Т. Аксакова.1 В 1991г. книга уфимских краеведов Гудковых «С. Т. Аксаков - семья и окружение» также рассказала об С.С.Аксакове и его семье.2 В 1999г. в книге исследователя русской эмиграции Г.В. Мелихова «Китайские гастроли. Неизвестные страницы жизни Ф.И.Шаляпина и А. Н. Вертинского» была воспроизведена статья С.С.Аксакова-музыковеда о творчестве Федора Шаляпина. В этой статье 1936г., опубликованной в эмигрантских газетах «Шанхайская Заря», «Слово» и «Заря», с большим талантом и музыкальным чутьем был проанализирован творческий путь и особенности музыкальных исканий Ф.И.Шаляпина. Сам Шаляпин был благодарен рецензенту за глубокое понимание и проникновенную передачу его театрально-вокальных реформаций.3
С.С. Аксаков родился в 1890г. в Самаре, в семье внука С.Т.Аксакова Сергея Григорьевича Аксакова. Родные и окружение, поощряя увлеченность мальчика музицированием, определили его сначала в Поливановскую гимназию в Москве, затем он поступил Московскую консерваторию. Из-за консервативной обстановки в стране после событий 1905-1907гг. С.С.Аксаков продолжил свое музыкальное образование в частных студиях консерваторских преподавателей и профессоров А.Т.Гречанинова (ученика Н.А.Римского-Корсакова) и К.Н.Игумнова (ученика П.А.Пабста).4 В связи с поступлением в Императорский Александровский лицей С.Аксаков переехал в Петербург. Обучаясь на юриста, он не бросил занятий музыкой. Параллельно в течение нескольких лет брал частные уроки у композитора С.М.Ляпунова (ученика Танеева и Пабста), продолжателя традиций «Могучей кучки». В 24 года молодой С.С.Аксаков окончил Царскосельский лицей (1914г.) и поступил на службу в Государственную канцелярию. Правда, служебная стезя не привлекала молодого композитора, он тяготился ею. В начале 1914г. Аксаков окончательно определяется с выбором: посвятить себя полностью музыке и ее служению. Первую половину года молодой композитор самостоятельно концертировал в Москве, Минске, Киеве и других российских городах. Музыкальные произведения молодого композитора стали публиковать в Петербурге и Киеве, главным образом, в издательстве Идзиковского.5
Начало мировой войны надолго оторвало его от музыки. С.С.Аксаков был призван на военную службу, на фронте получил ранение. В 1916-1918 гг. был уполномоченным Общества Красного Креста, имел чин офицера. С 1923г. начинается китайский, весьма продолжительный, период его жизни - сначала в Харбине, на КВЖД, а позднее в Шанхае. В Китай Аксаков прибыл с остатками беженцев из Владивостока с женой и дочерью. Положение русских эмигрантов в Шанхае и Харбине первое время было гораздо тяжелее, чем положение их собратьев в Европе. Отсутствие жилья, работы, средств к существованию - вот те главные проблемы, которые приходилось решать совершенно не приспособленным к этому русским людям.6 Материальные трудности в Харбине заставляют С.Аксакова вновь возвратиться к музыкальным занятиям. Он совмещает службу чиновника КВЖД и преподавание в городской высшей музыкальной школе им. А.К.Глазунова. Там он ведет историю музыки, возвращается к занятиям композиторским творчеством.7
В 20-е годы ХХ века Харбин называли столицей Русского Китая. По разным оценкам там проживало от 100 до 250 тысяч человек русских.8 Однако после окончания гражданской войны в России (1922г.) и передачи КВЖД под совместное советско-китайское управление (1924г.) в Харбине установилась напряженная обстановка. Бывшие царские служащие были уволены или находились под прямой угрозой увольнения. Многие русские эмигранты мечтали переселиться в более богатый и обеспеченный Шанхай. Ухудшение экономического положения в Харбине, политическая нестабильность, невозможность найти применение своим талантам и знаниям, заставили С.С.Аксакова вместе с целой плеядой способных музыкантов решиться на переезд в Шанхай.
Хотя Шанхай был весьма далек от культуры и искусства, ибо он всегда был торговым, коммерческим и банковским центром, - на пути русских музыкантов он оказался тем местом, где работников творческого цеха принимали с распростертыми объятиями. Не сразу, довольно продолжительное время испытывая музыкантов «на прочность», шанхайский бомонд все же принял их, предоставив приличные заработки, возможность творческого роста, успех и славу. Если поначалу, в середине 1920-х годов, русских музыкантов было еще немного, то в 1935 г. русские музыканты имели уже 60 % мест в муниципальном оркестре и занимали лучшие исполнительские места. Иностранная аудитория 1920-х годов увлеклась русским хоровым пением.... Впоследствии русские певцы и музыканты сформировали Литературно-Артистическое Общество (ЛАО), поставившее целью популяризировать русское искусство. Постепенно в Шанхае появились музыкальные студии и классы, зазывавшие китайскую и иностранную публику учиться играть на рояле, скрипке, виолончели и пению...9
Переселившиеся в Шанхай оперные дирижеры, певцы, пианисты совместными усилиями стремились основать музыкальные школы, студии, частные классы и даже.... консерваторию! Открывшаяся к 1928г. Китайская Национальная Консерватория пригласила в состав профессуры Захарова, Томскую, Аксакова, Славянову и других русских преподавателей. Тогда же была принята и утверждена программа русских консерваторий... Шанхай становится музыкальным центром для всего Китая, куда съезжались молодые китайские таланты учиться у русских музыкантов искусству. Отметим, что из этого сырого материала, которому по природе своей была чужда европейская музыка, русская профессура сотворила чудо: китайская молодежь легко справлялась с Листом, Шопеном, скрипичными и виолончельными концертами, оперными ариями... «Да, - писал публицист, - это поистине великая заслуга русских перед Китаем и она впишется в историю».10
Переезд в Шанхай предоставил С.С.Аксакову возможность широко проявить свои таланты: он становится профессором Шанхайской консерватории, ведет теоретические предметы и историю музыки, самостоятельно выступает с концертами как пианист, становится инициатором и создает Шанхайское просветительское общество, где выступает в качестве лектора и музыканта, пропагандируя шедевры мировой музыки. В эмигрантских газетах «Шанхайская Заря» и «Слово» он начинает вести специальные разделы, посвященные музыке и музыкальным коллективам Шанхая, освещает гастрольные новинки. Еженедельно печатаются его рецензии и заметки.
В качестве лектора он выступает в разных организациях и обществах: в знаменитом шанхайском содружестве «Понедельник», в Арт-Клубе, на артистических капустниках и др. «Талантливый композитор и пианист, С.С.Аксаков не менее интересен и содержателен как лектор, - писали шанхайские газеты. - Доклад С.С.Аксакова на заседании 3-го марта был посвящен истории возникновения и падения школы импрессионистов в музыке. После окончания выступления произошел обмен мнениями. Слушатели высказывали оригинальные замечания, на которые с примерами и с музыкальными иллюстрациями на фортепиано отвечал остроумный лектор...».11 Аксаков открывает свою частную музыкальную студию, где преподает уроки рояля, теорию и историю музыки, дает уроки свободной композиции.12
Наиболее выразительны отзывы благодарных зрителей: «...Позвольте нам, группе русских слушателей-посетителей камерных концертов Арт-Клуба, - писали зрители, - через посредство Вашей газеты выразить искреннюю благодарность этой организации за редкое музыкальное и эстетическое наслаждение, которое нам доставили эти концерты. Тщательный выбор программы, вдумчивое отношение к делу, участие таких высокоодаренных и тонких артистов, как гг.Захаров, Аксаков, Шевцов, Крылова, Бурская и других не могло не вызвать горячего отклика слушателей. Особенно же нам, русским, хочется отметить исключительно талантливое и проникновенное исполнение г.С.Аксаковым «Града Китежа», которое оставило незабываемое впечатление...».13
В августе 1929г. в Шанхай пришло известие, что С.С.Аксаков получил предложение от одной из крупнейших американских издательских фирм «Сэм Фокс Паблишинг Компани» на издание его музыкальных произведений. «Г.Аксаков, - писали газеты, - намерен в первую очередь отправить в Америку свои фортепьянные и струнные произведения, т.к. печатание вокальных вещей осложняется необходимостью художественного перевода, особенно в отношении текстов новейших поэтов - Ахматовой, Ремизова, Блока и др.».14
Другой рецензент добавлял: «Интерес вызывает выступление С.С.Аксакова как композитора. С.С.Аксаков является автором многочисленных камерных, вокальных, фортепьянных и инструментальных произведений. Как пианист С.С.Аксаков уже хорошо известен Шанхаю, но как композитор он выступает впервые. Хорошо, что музыкальные вечера... знакомят Шанхай с русским музыкальным творчеством наших дней».15 «Некоторые его романсы просто очень красивы и должны войти в репертуар концертов наряду с лучшими произведениями наших композиторов. С.С.Аксаков в музыке не новатор, но в его работах нет ничего банального, рутинного. Он чистейший лирик и в этом отношении многое обещает в будущем».16 В другой рецензии на творчество Аксакова писалось: «...В области романса С.С.Аксаков обращает на себя внимание любителей и знатоков музыки. У него мелодия очень выразительно подчеркивает особенности стиха, сливается с вязью слов, прекрасно их иллюстрирует. Более того, исполняемая даже без слов мелодия романса имеет самостоятельное значение...».17 Не обошла своим вниманием творчество Аксакова и иностранная пресса. «Норд Чайна Дэйли Ньюз» отмечала, что творчество С.С.Аксакова вызывает к себе в Шанхае среди любителей и знатоков музыки повышенный интерес».18
В конце 1920-х годов Аксаков выступает с инициативой создания просветительского общества для русских эмигрантов. Трое русских музыкантов-энтузиастов: С.С.Аксаков, З.Ф.Прибыткова и проф.Б.С.Захаров осуществили «идею образования Русского музыкально-просветительского общества».19 Общество имело целью объединить разрозненные музыкальные силы, создать аудиторию из русской молодежи, для которой устраивались бы лекции-концерты русской музыки. Ведь многие молодые люди из эмигрантской среды никогда не слышали и не знали не только русской классической музыки, но и не имели представления о Глинке, о Чайковском, Римском-Корсакове и др. Общество планировало создание русского симфонического оркестра и русской оперной труппы, открытие в будущем Русской консерватории. Однако энтузиазм создателей Общества был приостановлен нехваткой средств и малой активностью музыкальной публики. Неопытность и непрактичность в бизнесе оказались той причиной, из-за которой Общество перестало существовать.20 Дело в том, что энтузиасты, первый из них - С.С.Аксаков, задумали поставить в Шанхае два грандиозных мероприятия - оперу «Борис Годунов» и концерт-лекцию. Для быстрого продвижения этих проектов музыканты взяли крупную ссуду в банке. Хотя оба проекта были успешными, постановки оказались финансово убыточными, и Правление общества вынуждено было платить из своего кармана. Это привело к краху Музыкально-просветительского общества в Шанхае.
В начале 1930-х годов Общество вновь было возрождено, а прежние ошибки послужили уроком. «Проф.Захаров сорганизовал группу для камерных концертов, имевших исключительный успех: весь музыкальный разноплеменный Шанхай ждал их как праздника. Эти концерты всегда были стильны, красивы и интересны».21 Одним из самых активных энтузиастов концертов был С.С.Аксаков. По признанию мэтра российского джаза О.Л.Лундстрема, организовавшего в Харбине джаз-банд и начавшего в 1935г. «покорение» Шанхая, он со своими друзьями-музыкантами посетил почти все камерные концерты музыкально-просветительского общества. Эти лекции-концерты восполнили недостаток музыкального кругозора молодежи.22
«Русская музыка в Шанхае, - писал в 1935г. В.Д.Жиганов, - занимает сейчас доминирующее положение. Почти ни один концерт не обходится без русских композиторов, а иные посвящены исключительно русской музыке. Русская широковещательная радиостанция ежедневно передает вечерами программу русской музыки. Словом, шаг за шагом русские завоевали и пленили своим искусством весь интернациональный Шанхай, чем еще сильнее укрепили славу Великой России».23
Совершавший мировое турне великий шахматист Алехин прибыл в Шанхай в 1935г. В газетах писали о приятельских отношениях двух знаменитостей (Аксаков и Алехин в свое время учились в Поливановской гимназии в Москве). Литературно-художественное объединение шанхайцев «Понедельник» провело в честь русского гроссмейстера шахматно-развлекательный юмористический вечер. В декабре 1935г. Шанхай посетил знаменитый французский беллетрист Морис Декобра, с которым также тесно общался С.С. Аксаков как активист и организатор литературного вечера.
В декабре 1935г. Русское просветительское общество способствовало открытию в Шанхае Первой русской музыкальной школы, в правление которой вошли С.С.Аксаков, Б.М.Лазарев, Л.Я.Зандер-Житова и другие... Предполагалось также организовать специальный классы по теории композиции и оперный, лекции по истории музыки должен был читать С.С.Аксаков...».24
Сергей Сергеевич был новатором в музыке, не чурался даже рискованных экспериментов. В феврале 1930г. на вернисаже известного русского эмигрантского художника М.А.Кичигина, С.С.Аксаков впервые предложил «иллюстрировать» музыкой разнообразные живописные полотна. Выставка открывалась своеобразным концертом, для чего в зале была устроена эстрада. Концерт носил камерный характер, группой музыкантов-энтузиастов руководил С.С.Аксаков. Он выступил с рядом своих собственных вещей, подобранных специально для вернисажа. Выставка имела громадный успех, в немалой степени благодаря участию талантливых музыкантов.25
В ноябре 1935г. в Шанхае произошло объединение двух творческих организаций - «Восток» и «Шанхайская Чураевка», что привело к созданию нового литературно-музыкально-художественного и научного объединения «Шатер». Председателем его был избран С.С.Аксаков. Новое объединение музыкантов, поэтов и художников выпускало сборник «Врата», пользовавшийся большой популярностью среди русской творческой молодежи.26
Заинтересованный в возрождении интереса к русской музыке, энтузиаст, преданный делу популяризации музыки среди молодежи, С.С. Аксаков живо откликается на инициативу возрождения Русского музыкального общества в Париже, рассказывает о положении русской музыки и русских музыкантов в Европе, о новых музыкальных концертах, о деятельности русской музыкальной общественности в Париже. На эти страстные статьи приходят отклики читателей, в том числе молодежи. С.С. Аксаков пишет, комментируя отклики читателей: «... Для меня эти письма весьма ценны как свидетельства того, что искусство в рядах нашей молодежи занимает далеко не последнее место и стремление к его изучению и усвоению у нее значительно и интенсивно. Эти качества как раз и нужны для того, чтобы Российскому музыкальному обществу за границей удалось сделать свое большое дело по объединению русского музыкального искусства в эмиграции. В то же время в письме нашего читателя есть упрек, который не может не вызвать возражения. Прежде всего, оно не совсем справедливо. Называя ряд имен шанхайских музыкантов и певцов, автор бросает им упрек в том, что они ничем не занимаются, кроме преподавания, никого «не зовут и не будят», не выступают публично и т.д. Так ли это? Если взять только два последних года, то мы должны припомнить, что группа профессоров местной Консерватории (Захаров, Фоа, Шевцов, Прибыткова и автор этих строк) организовала Камерное общество и провела 12 камерных концертов. В них активное участие, кроме основателей Общества, принимали Крылова, Батурина, Владимирова-Бурская, Шушлин, Бирюлин, Герцовский, Шеманский и другие артисты. Помнить надо также, что проф. Захаров два раза выступал с симфоническим оркестром вместе с названными выше русскими певцами; что дирижеры Слуцкий и Великанов неоднократно выступали с концертами русской симфонической музыки, и тот же Слуцкий провел три спектакля русской оперы; что пишущий эти строки совместно с проф. Захаровым организовал музыкальную секцию при Шанхайском Арт-Клубе, где вот уже два года каждый понедельник выступают и русские артисты, и преподаватели и ученики, и просто даровитые любители; что, наконец, «Шанхайская Заря» вот уже год открыла на своих страницах специальный «Музыкальный отдел»», который, собственно говоря, именно тем и знаменателен, что «зовет и будит», и по мере возможности старается информировать своих читателей обо всем новом и значительном в области музыки. Для такого молодого города, как Шанхай, мне кажется, русскими музыкантами сделано уже немало. И, во-вторых, вряд ли является правильным так суживать задачи, поставленные перед нашим «Российским музыкальным обществом». Думается мне, что дело сейчас не в местном объединении музыкальных сил. Таковое, отчасти, уже существует и может осуществиться помимо Общества. Задача «Русского музыкального общества» - объединить в своем лоне все культурные музыкальные силы эмиграции, установить перед лицом мира единый фронт русского национального музыкального искусства, лишившегося своей родины и поэтому идущего сейчас вразброд и нуждающегося в единых лозунгах».27
С началом Второй мировой войны, а позднее - с началом Великой Отечественной, во всем мире в среде русской эмиграции произошел раскол, разделивший русских беженцев на пораженцев и патриотов. С ходом боев в Европе все сильнее охватывали людей патриотические чувства, все больше людей обращалось в советские консульства разных стран с просьбой разрешить им вернуться на родину. В Генеральное консульство СССР в Шанхае с просьбой о разрешении вернуться на родину стояли многотысячные очереди. В числе этих лиц был и композитор С.С.Аксаков. После Победы 1945г. многие эмигранты ожидали ответа-разрешения, но документы рассматривались медленно, процесс возвращения затягивался.
Можно сказать, что бюрократические проволочки, возможно, спасли жизнь композитору С.С. Аксакову и его семье. Полный тезка композитора, дальний родственник по Калужской ветви Аксаковых, Сергей Сергеевич (воспитанник морского кадетского корпуса) в гражданскую войну был гардемарином, потом произведен в мичманы. В 1920-1940-е годы жил в Европе, активно боролся с советской властью (Это утверждение нуждается в тщательной проверке. Мичман Аксаков, как теперь известно, числился агентом разведки Кутепова, а также английской, французской, болгарской. Многие материалы, связанные с его тайной деятельностью на Лубянке, до сих пор засекречены, и уже по этому факту можно предполагать, на какую разведку он на самом деле работал. - Примеч.ред.) и четырежды «ходил» в СССР с подпольными антисоветскими заданиями. Среди «подвигов» мичмана Аксакова - работа шофером в 1937г. у секретаря ленинградского обкома партии. После провала заговора «красных командиров» он был экстренно эвакуирован через румынскую границу в Болгарию. В Софии к мичману Аксакову относились как к родственнику славянофила И.С. Аксакова (Как известно, Иван Сергеевич Аксаков принимал самое прямое участие в освобождении болгарского народа от турецкого ига.). Министр просвещения Болгарии содействовал устройству Аксакова на работу. Аксаков наряду с другими офицерами стал инструктором в «Молодой смене» РОВСа в Болгарии, откуда отбирались будущие «походники» в СССР. «Молодежь, проходившая спецкурсы под руководством Аксакова, просто боготворила его и другого офицера Зуева. Это были настоящие офицеры старой школы: всегда подтянутые, бодрые, они говорили мало, больше показывали и указывали. Мичман Сергей Сергеевич Аксаков скончался в 1994г. в Буэнос-Айресе».28
Семья композитора Аксакова вернулась на родину лишь в конце 1954г. по причине болезни и смерти брата Сергея Сергеевича, Константина, которого он считал своим ангелом-хранителем. И эта задержка спасла им жизнь, т.к. в случае выявления родственных связей с офицером С.С.Аксаковым семью неминуемо ожидала тюрьма.
Министерство культуры СССР направило С.С.Аксакова «для музыкально-педагогической работы в Минск». Пик творчества С.С. Аксакова пришелся на эмигрантский период, и жаль, что все, созданное в Китае, было почти не известно на Родине. Лирико-драматические произведения композитора с утонченной мелодикой мало отвечали советскому образу жизни, звучали вразрез бравурным маршам, и поэтому не исполнялись для широкой аудитории. Именно эти обстоятельства (возраст и годы эмиграции), полагаем, не позволили по-настоящему развернуться таланту С.С.Аксакова на родине, куда он так стремился вернуться всю свою сознательную жизнь...
Когда в 1959г. в Москве отмечалось 100-летие со дня смерти С.Т.Аксакова, С.С.Аксаков был приглашен в столицу вместе с двумя дочерьми и принял самое активное участи в проведении торжества. В начале 1960-х годов бывший шанхаец и активист Советского клуба в Шанхае был принят в члены Союза композиторов СССР. Умер композитор С.С.Аксаков в Минске в сентябре 1968г.
______________
1 Попов Ф.Г. Потомки С.Т.Аксакова //Альманах «Волга».- М., 1962. № 27.-С. 125, 126.
2 Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. С.Т.Аксаков- семья и окружение.- Уфа, 1991.-С. 128-129.
3 Мелихов Г. Китайские гастроли. Неизвестные страницы жизни Ф.И.Шаляпина и А.Н.Вертинского.-М., 1999.
4 Камерный концерт. Выступление композитора С.С.Аксакова // газ. Шанхайская Заря. № 1307. Шанхай, 13.02.1930.С.5; Бернандт Г. Б., И. М. Ямпольский. Советские композиторы и языковеды. Т.1. А-И. М., 1978.- С.19.
5 Предложение из Америки // Шанхайская Заря. 29.08.1929. C. 5.
6 Жиганов В.А. Русские в Шанхае.- Шанхай, 1936. -C. 34-35.
7 Аксаков Сергей Сергеевич. /Бернард Г.Б., Ямпольский И.М. Советские композиторы и музыковеды. Т.1. -М., 1978. - C. 19.
8 Ван Чжичен. История русских эмигрантов в Шанхае (на кит. яз.).- Шанхай, 1993.- С. 72-73.
9 Русские в музыкальной жизни Шанхая (период 1924-1935) /Жиганов В. Д. Русские в Шанхае.- С. 147.
10 Там же.
11 «Понедельник» //Слово. 5.03.1930.- С.4.
12 Объявление в газете «Слово» //Слово. 26.02.1930.- С.3.
13 Письма в редакцию //газ. Шанхайская Заря. 30.04.1930. - С.6.
14 Предложение из Америки //Шанхайская Заря. 29.08.1929.- С.5.
15 Выступление С.С.Аксакова //Шанхайская Заря. 15.02.1930.-С.4.
16 Оценка творчества композитора С.С.Аксакова. //Шанхайская Заря. 19.02.1930.-С. 5.
17 Второй камерный концерт. //Шанхайская Заря. 22.02.1930.-С.4.
18 Аксаков С.С. Внимание к композитору //Шанхайская Заря. 18.Ш.1930.-С.5.
19 Жиганов В.Д. Указ.соч. - C.147.
20 Там же.
21 Там же.
22 Оркестр молодости (о создателе первого российского джаз-оркестра бывшем шанхайце О.Л. Лундстреме) //Миллениум. - М., 2002. № 3. - С.30.
23 Жиганов В.Д. Указ.соч.- C.147.
24 Шанхайская Заря. 25.12.1935. С.5; Шанхайская Заря. 26.12.1935.- С.4.
25 Сегодня вернисаж //Шанхайская Заря. Шанхай, 08.02.1930.- С.5.
26 «Чураевка» и «Восток» укрылись под «Шатром» //Шанхайская Заря. 4.11.1935. -С.4.
27 Мысли и факты за неделю. Музыкальный отдел «Шанхайской Зари» под редакцией С.С. Аксакова //Шанхайская Заря. 10. 09. 1935. - С. 4.
28 И. Бутков. Берегите наши корни //Кадетская перекличка, № 59, 1996.
ЧЕРНИКОВА Л.П.,
к. ист. наук., доцент БашГУ