В. Вульф в статье «Современная литература» писала: «В самых предварительных заметках о современной английской литературе едва ли можно обойтись без упоминания о русском влиянии, а уж если упомянуты русские, рискуешь почувствовать, что писать о какой бы то ни было литературе, кроме ее собственной, - пустая трата времени. Если мы ищем понимание души и сердца, где еще мы найдем понимание такое глубокое?»[1,281]. Среди русских писателей она выделяет не только Толстого, Тургенева и Чехова, но и Аксакова, человека «исключительной свежести и внутреннего здоровья»[2,194]. Из-за любви ли Аксакова к природе, этой бессознательной тяги к красоте, стоявшей за его охотой, ловлей рыбы и собиранием бабочек, или из-за щедрого, великодушного характера, но книги его внушают чувство изобилия и счастья [2,196].
Еще в гимназические годы Аксаков был организатором самодеятельного театра, его первым «директором» и соавтором некоторых драматических сочинений. Затем благодаря встрече со знаменитым трагиком Я.Е. Шушериным Аксаков получил возможность войти в театральный мир Петербурга, а затем Москвы. Он мечтает стать «русским Мольером», переводит его «Школу мужей», сатиры Буало, трагедию Софокла «Филоктет» для очередного бенефиса Шушерина.
Три года подряд почетным гостем Международного Аксаковского праздника был президент Самарского регионального общественного фонда содействия развитию культуры и нравственности «Всенародное достояние» Павел Анатольевич Коровин. В настоящее время фонд собирает единомышленников для сохранения места, где находился дом глубоко почитаемого самарского губернатора Григория Сергеевича Аксакова, и создания здесь благоустроенного детского сквера «Аленький цветочек» со скульптурой писателя С.Т.Аксакова.
Сергей Тимофеевич Аксаков – художник могучего и яркого дарования. Писатель не раз говорил о себе, что ему свойственно помнить, а не фантазировать, не выдумывать, не создавать сюжеты и образы для своих книг. Данную черту С. Т. Аксаков считал своим недостатком, но нам думается, что это нисколько не умаляет достоинств его творений, наоборот, является особенностью таланта великого художника слова, который видел, подмечал, хранил в памяти все, что окружало его.
Имя С.Т. Аксакова в культурном сознании прочно связано с так называемым «русским направлением», последовательную и неизменную приверженность которому писатель сделал одной из опорных констант собственного «авторского мифа». Истоки такой национально ориентированной модели жизненного поведения и соответствующих мировоззренческих установок сам Аксаков, судя по его собственным автобиографическим и мемуарным сочинениям, если не напрямую, то не в последнюю очередь обусловил тем мощным влиянием, которое оказала на него в ранней юности книга А.С. Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге». Именно она сделала студента Казанского университета «отчаянным шишковистом», «обожателем Шишкова» и с логической закономерностью приобщила тем самым к когорте принципиальных «противников карамзинского направления» [1, 2, 159].
Личность Константина Сергеевича Аксакова занимает особое место в русской культуре. Родившийся в семье писателя С.Т. Аксакова в удалённой от столиц Оренбургской губернии, он соединил в себе блестящее европейское образование с преданностью русской культуре и православной вере. Этот чистый душой богатырь сочетал в себе парадоксальные крайности. Достаточно заметить, что в его жилах не просто текла тюркская и славянская кровь, но все его предки, по семейным преданиям, восходили, с одной стороны, к знатному варягу Шимону, а с другой, по линии матери – к роду пророка Магомета. С детских лет его отличали благородство и рыцарский дух. Причём его православное рыцарство коренным образом отличалось от классического западноевропейского, поскольку основывалось не на индивидуализме и насилии, а на смирении и любви. Этот человек был интересен Льву Толстому, который выделял его из всей талантливой аксаковской семьи. По мнению некоторых исследователей, Константин Сергеевич был одним из главных прототипов Пьера Безухова в «Войне и мире». В трагическом ХХ веке К. Аксакова вспоминали редко, но зато незаурядные личности и в переломные моменты истории. В своих пламенных проповедях к пастве в годы революции и гражданской войны вспоминал Ивана и Константина Аксаковых епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (в миру – князь А. Ухтомский).