...
  • Вконтакте
  • YouTube
Версия для
слабовидящих
+7 (347) 276-83-52
С.Т. Аксаков
  • Биография
  • Аксаковы
    • Константин
    • Григорий
    • Вера
    • Иван
Музей
  • История
  • Виртуальные выставки
Фонды
  • История комплектования
  • Новые поступления
  • Экспонаты рассказывают
Издания
  • Аксаковские сборники
  • Книги
  • Статьи
Посетителям
  • Контакты
  • Виртуальная экскурсия
Ещё
    Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова
    С.Т. Аксаков
    • Биография
    • Аксаковы
      • Константин
      • Григорий
      • Вера
      • Иван
    Музей
    • История
    • Виртуальные выставки
    Фонды
    • История комплектования
    • Новые поступления
    • Экспонаты рассказывают
    Издания
    • Аксаковские сборники
    • Книги
    • Статьи
    Посетителям
    • Контакты
    • Виртуальная экскурсия
    Ещё
      Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова
      С.Т. Аксаков
      • Биография
      • Аксаковы
        • Константин
        • Григорий
        • Вера
        • Иван
      Музей
      • История
      • Виртуальные выставки
      Фонды
      • История комплектования
      • Новые поступления
      • Экспонаты рассказывают
      Издания
      • Аксаковские сборники
      • Книги
      • Статьи
      Посетителям
      • Контакты
      • Виртуальная экскурсия
      Ещё
        Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова
        • С.Т. Аксаков
          • Назад
          • С.Т. Аксаков
          • Биография
          • Аксаковы
            • Назад
            • Аксаковы
            • Константин
            • Григорий
            • Вера
            • Иван
        • Музей
          • Назад
          • Музей
          • История
          • Виртуальные выставки
        • Фонды
          • Назад
          • Фонды
          • История комплектования
          • Новые поступления
          • Экспонаты рассказывают
        • Издания
          • Назад
          • Издания
          • Аксаковские сборники
          • Книги
          • Статьи
        • Посетителям
          • Назад
          • Посетителям
          • Контакты
          • Виртуальная экскурсия
        Запись онлайн
        • +7 (347) 276-83-52
        Будьте на связи
        450057 г. Уфа, ул. Расулева 4 а/я 4871
        aksakov-museum@mail.ru
        • Вконтакте
        • YouTube
        • Главная
        • Издания
        • Аксаковские сборники
        • Аксаковский сборник 6
        • Фёдоров П.И., Интеллигент из народа(памяти В.Л. Назарова)

        Фёдоров П.И., Интеллигент из народа(памяти В.Л. Назарова)

        22 сентября 2012

        Первые десятилетия ХХI века стали тем рубежом, когда на наших глазах из российской жизни стремительно уходят некогда опорные сословия и классы, составлявшие прежде её базисную основу – советский народ. Революционные события начала ХХ века дали колоссальный толчок развитию рабочего класса, крестьянства и народной интеллигенции в Советском Союзе, но, к великому сожалению, слепое подражание худшим иноземным образцам и забвение своих собственных религиозных и нравственных традиций привели к тому, что когда-то великий народ превратился в толпу «образованцев», «кибер-хоббитов» и «бандерлогов». И лишь отдельные островки прежней культуры ещё кое-где возвышаются среди бескрайнего болота современной потребительской цивилизации. Одним из таких центров в Уфе вот уже более двадцати лет остаётся дом-музей С.Т. Аксакова. И совсем не случайно, что лауреатами Всероссийской литературной премии имени С.Т. Аксакова, учреждённой при непосредственном участии директора этого музея, писателя М.А. Чванова, стали последние русские и башкирские крестьянские писатели, пусть и живущие сейчас в городах, В.И. Белов, В.Г. Распутин, А.Ю. Генатулин да и сам Чванов. 

        Одним из немногих, сохранивших не на словах, а на деле связь с народом и своей землёй, был скончавшийся в конце августа 2011 года стерлитамакский краевед и аксаковед В.Л. Назаров.      
        Виктор Леонидович Назаров был участником  пяти аксаковских сборников, изданных Мемориальным домом-музеем С.Т.Аксакова в Уфе. Его спокойные и неброские статьи не вызывали шумных дебатов сенсационными открытиями или оригинальными трактовками, но при этом всегда отличались верностью православным идеалам, добросовестностью исполнения и каким-то деликатным тоном своего звучания.
        В самом первом сборнике 1997 года в статье «Прототипы образов крестьян в дилогии С.Т. Аксакова» он представил уникальные материалы ревизских сказок за обширный временной отрезок с 1723 по 1816 год. Благодаря этим сведениям становится ясно, что персонажи людей из народа в аксаковских книгах носят биографический характер. В их изображении писатель остался верен своему главному принципу – «писать действительность». Характерно, что главный пафос статьи состоит в призыве, обращённом к будущим исследователям, уделять большее внимание образам людей из простонародья.
        Во втором аксаковском сборнике 1998 года Назаров отдал дань своей малой родине – Пёстровке. В этой статье он приводит документальные подтверждения связям семьи Аксаковых с их стерлитамакским имением. Наиболее важным и трудным было доказать факт личного пребывания С.Т. Аксакова в стерлитамакском крае, с чем автор статьи блестяще справился. В этой же работе приводятся сведения не только о владельцах имения, но и о судьбах крестьян, их численности и истории наиболее известных фамилий, начиная со времён основания деревни до 90-х годов ХХ века.
        Статья из третьего сборника 2001 года логически продолжает тему предыдущего и раскрывает особенности жизни в пёстровской усадьбе родственников С.Т. Аксакова – Карташевских и Марковичей. В ней автор не только приводит интересные факты о местоположении, планировке и истории усадьбы, но и призывает восстановить бывший помещичий дом со всеми надворными постройками и объявить его заповедной зоной.
        В четвёртом выпуске аксаковского сборника 2005 года Назаров опубликовал результаты своих изысканий в Национальном архиве Республики Татарстан об учёбе С.Т. Аксакова в казанской гимназии и университете. Просмотр Ведомостей успеваемости проливает дополнительный свет на личность писателя, выявляя круг его знакомств и интересов. Среди гимназического и студенческого окружения юного Сергея Аксакова автор публикации приводит имена Николая Лобачевского, братьев Панаевых, братьев Княжевичей, Алексея Ахматова.
        В последнем, пятом сборнике 2008 года Назаров опубликовал две статьи. Первая из них посвящена имущественному состоянию семейства Аксаковых в ХVIII веке. Поиск вёлся по материалам ревизских сказок 1-3 ревизии и материалам Генерального межевания земель, проводившегося в Симбирской губернии в 1798-1821 гг. В результате этого исследования его автором в семейную хронику Аксаковых были вписаны новые, неизвестные ранее факты второго замужества бабушки писателя И.В. Неклюдовой, а также сведения о прапрадеде С.Т. Аксакова по линии отца Никите Михайловиче Ружевском. Вторая статья этого же сборника «Уголок обетованный» явилась результатом поездки по аксаковским местам Оренбуржья. В ней автор не забывает отметить родственные связи между оренбургским селом Аксаково и стерлитамакской Пёстровкой. Оказывается, некоторые пёстровские крестьянские фамилии ведут своё начало от переведённых из села Знаменского (Багрова) аксаковских крестьян. Любуясь возрождённой усадьбой в оренбургском Аксакове, Назаров с присущей ему неистребимой крестьянской сметкой прикидывает в уме: как бы это можно было применить на его малой родине.             
        В апреле 2010 года в Мемориальном доме-музее С.Т. Аксакова в Уфе прошла очень светлая и тёплая презентация книги Виктора Леонидовича «Пёстровка – стерлитамакское Аксаково» (Стерлитамак, 2009). Эта книга – итог 20-летней работы в архивах Уфы, Москвы, Оренбурга и Ульяновска. Её автор – прямой потомок аксаковских крестьян, переселившихся более двухсот лет назад на башкирские земли. Его книга – это гимн любви к родному краю и дань памяти предшествующим поколениям.
        Книга Назарова состоит из трёх частей. В первую часть вошла повесть «Стерлитамакская дорожка Аксакова», опубликованная ранее в журнале «Бельские просторы» и краеведческие очерки об истории стерлитамакского имения Аксаковых – деревни Пёстровки. Во второй части приведены тексты архивных документов, связанных с историей деревни. В третьей – родословные некоторых пёстровских фамилий. В книгу вошло большое количество уникальных фотографий, позволяющих лучше ощутить дух прошедших времён. Книга оформлена с большой любовью и вкусом.
        Казалось бы, краеведческое направление в башкирском аксаковедении уже исчерпано блестящими работами Г.Ф. и З.И. Гудковых и писателя М.А. Чванова. Однако Назаров нашёл в нём свою, неисхоженную тропинку – «стерлитамакскую дорожку Аксакова». В отделе рукописей Российской государственной библиотеки неутомимый краевед нашёл в неопубликованных фрагментах «Записок застреленной дичи» С.Т. Аксакова запись от 20 мая 1810 года, документально подтверждающую факт пребывания будущего писателя в стерлитамакском крае. Это открытие было бы невозможно без помощи заведующего отделом рукописей РГБ Виктора Яковлевича Дерягина (1937-1994). Именно благодаря неформальной поддержке профессора Дерягина башкирскому краеведу удалось получить доступ к аксаковским рукописям. И в своей книге, и на её презентации Назаров отдал дань благодарности этому безвременно ушедшему рыцарю отечественной культуры, спасавшему в лихие 90-е годы от разграбления уникальный рукописный фонд, вывозившийся оптом и в розницу за рубеж при попустительстве тогдашних властей, подобно опустошению бывших барских усадеб, музеев и храмов в 20-е годы.
        Глубокое и неравнодушное изучение аксаковских произведений позволило Назарову выдвинуть убедительную гипотезу о стерлитамакских мотивах первого и второго отрывков «Семейной хроники» о переселении аксаковских крестьян на башкирские земли во времена ещё до рождения их автора. Участие юного Сергея Аксакова в переселении надеждинских крестьян в 1810 году в имение его сестры Надежды – деревню Пёстровку, позволило ему позднее так точно и скрупулёзно воссоздать переезд крестьян его деда в оренбургское Аксаково в ХVIII веке.
        Автор книги на основе архивных источников и в меньшей степени воспоминаний деревенских старожилов подробно прослеживает происхождение пёстровского народа, истоки появления и дальнейшую судьбу аксаковских крестьян. Интересна и история владельцев имения от отца писателя Тимофея Аксакова до его внучатого племянника Д.А. Марковича. В книге даётся широкая панорама не только усадебной жизни владельцев имения, но и их вклад в русскую и украинскую культуру.
        Вселенная деревни Пёстровка, с точки зрения Назарова, зиждется на вековых связях крестьянской общины с окружающей природой. Не случайно, автору книги так близка позиция писателя М.А. Чванова в оценке «первого пёстровского барина», основателя деревни Тимофея Степановича Аксакова. В отечественной критике, начиная с ХIХ века, сложился стереотип восприятия отца будущего писателя, как человека мало примечательного, слабовольного, почти необразованного и даже ничтожного. Лишь в 80-е годы прошлого века началась тихая реабилитация Т.С. Аксакова. И одним из первых об этом заговорил Чванов, противопоставив отсутствию мнимой общественной деятельности Тимофея Степановича его нежное и ненавязчивое воспитание сына в любви к природе и ко всему живому. Назаров развивает эту идею Чванова и находит в основателе деревни Пёстровка не только любящего отца семейства, но и отца всего пёстровского народа. Да, Тимофей Степанович в отличие от своей блистательной супруги и всемирно известных детей не был ни талантливым художником, ни ярким общественным деятелем, ни сколько-нибудь значительной и самобытной личностью. Но он был из тех тихих и малозаметных русских провинциальных помещиков, на которых держалась Россия. Он венчал собой крестьянскую общину, жил её интересами, защищал и просвещал своих крестьян, был в ладу с вековыми нравственными и религиозными традициями своего народа и окружающей природой. И это не красивые слова, а повседневная реальность того времени. Достаточно прочесть текст купчей башкир Ногайской дороги, Минской волости старшинского помощника Кармангула Шарыпова с товарищами прапорщику Т.С. Аксакову на земли по реке Месейле, опубликованный в данной книге: «И в оных межах ему, Аксакову, пахотною землёю с сенными покосами, хмелевым щипаньем, рыбными ловлями и всеми угодьями довольствоваться и на означенной проданной земле по большой дороге мосты мостить, маяки ставить, подводы гонять и все тягости исправлять ему самому». Какой нынешний олигарх или топ-менеджер будет годами заниматься сенными покосами, строительством мостов или исправлением всех тягостей? А ведь на заработанные за это деньги в первую очередь содержались говоруны из светских салонов, готовившие под свободолюбивые речи об освобождении крестьян от крепостного гнёта уничтожение этой деревенской Вселенной.  
        Космос книги Назарова строится в соответствии с традиционной крестьянской культурой. Владельцы имения в ней не противопоставляются пёстровскому народу и оцениваются не по индивидуальным особенностям, а по вкладу в развитие деревенской общины. Характерно, что после революции в течение полувека пёстровские крестьяне сохраняли помещичий дом Карташевских – Марковичей, поскольку считали его органичной частью своей истории и жизни. И в ХХI веке, по мнению Назарова, «Живописные окрестности усадьбы, бывшие аксаковские земли в Стерлитамакском уезде, этот типично аксаковский, башкирский пейзаж в сочетании с восстановленным домом Марковичей – Карташевских могли бы быть объявлены заповедной зоной, и служить делу воспитания молодых поколений в уважении к прошлому края». Увы, призывы к этому остались неуслышанными.
        Внешний мир деревни представлен окружными соседями: соседними деревнями и городом Стелитамаком, а также известными личностями дореволюционного и советского прошлого. Центром духовного мира пёстровского космоса является местная школа. Основанная в 1898 году при содействии потомков семьи Аксаковых она существует и поныне. По взлётам и падениям в её истории, составу учителей и учащихся можно проследить культурную эволюцию пёстровского народонаселения за последние 112 лет. История школы тесно связана со своеобычным языком и природой Пёстровки. Все эти Большие Дубки, Шиндина яма, Провальная дорога, Духанский колок, Дальние и Ближние Ивки, Устье, Ярок, озеро Мочилки, овраг Чертоган, Барская или Плетнёвая дорога говорят о ясном уме и метком языке пёстровских крестьян, разнообразии и красоте местной природы.
        Подобно С.Т. Аксакову в его «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова-внука» Назаров в своей книге оживляет ушедшие поколения односельчан и почти исчезнувшую к сегодняшнему дню некогда роскошную пёстровскую природу. Интересно, что такая тенденция книжного восстановления разрушенных крестьянских общин типична для большинства сельских краеведов и сборников по истории районов практически всех регионов России.
        Главе «Реформы, революции, войны» автор книги предпослал эпиграф из А.С. Пушкина: «Дикость, подлость, невежество не уважает прошлого, пресмыкаясь перед одним настоящим». Первым серьёзным социальным испытанием для пёстровской общины стала крестьянская реформа, приведшая к затяжному конфликту между помещиками и крестьянами. Она же внесла изменения в социальный состав пёстровчан. Появились новые социальные группы: вольноотпущенные и временнообязанные крестьяне, крестьяне-собственники, отставные солдаты, купцы, мещане. К 1917 году это расслоение обернулось революциями и гражданской войной. Революцию Пёстровка встретила огромным селом, поэтому здоровое ядро деревенской общины, несмотря на значительные потери, смогло пережить этот период, как и последующую коллективизацию. Оставшись без помещиков, купцов и крепких крестьян пёстровский народ в новом колхозном обличье продолжал сохранять свои вековые традиции пока окончательно не надорвался в Великую Отечественную войну. Впечатляет обширность и обстоятельность скорбного списка погибших, пропавших без вести, умерших от ран и болезней, в плену в годы Великой Отечественной войны уроженцев Пёстровки. Но даже после этих страшных потерь и послевоенного массового отъезда молодёжи в города остатки пёстровской Вселенной продолжают существовать. Автор книги чётко прослеживает взаимосвязь между разрушением крестьянской общины, падением производства, упадком морали, деградацией сельского образования, оскудением языка и окружающей природы. На волне празднования 200-летия со дня рождения С.Т. Аксакова в 1992 году ретивые чиновники переименовали деревню Пёстровку в село Большое Аксаково, прибавив к белебеевскому и бугурусланскому Аксаково третий одноимённый населённый пункт. Печально, что неудачная топонимика Большого Аксакова словно в насмешку мстит местным жителям малыми делами и высокими темпами уничтожения остатков аксаковской природы: «Вырубается лес, вытаптываются скотом и машинами луга и поляны, засыхают родники, разрастаются овраги. Скудеет пёстровская земля, частица башкирской природы. Всё меньше остаётся того, что знал, видел Сергей Тимофеевич Аксаков».
        И всё же главной ценностью краеведческой книги Назарова является её народная мудрость и трезвый оптимизм. Приводя порой страшные примеры произвола и бесхозяйственности автор книги нигде не впадает в огульное очернительство прошлого или настоящего своей малой родины. Вся его книга от первой до последней страницы проникнута любовью к пёстровским жителям и её природе. И залогом того, что пёстровцы не переродились, а продолжают сохранять и развивать свои славные традиции, является скромная, но крайне важная работа их сельской интеллигенции и, прежде всего, краеведов. Таких, как покойный Михаил Александрович Евстигнеев (1926-2005), учитель, участник Великой Отечественной войны, собиратель и хранитель истории своей родной деревни, и автор этой замечательной книги В.Л. Назаров. Таких людей в европейской культурной традиции принято называть Genius Loci, то есть гении места. И пока у потомков будет сохраняться благодарная память об исчезающих российских деревнях, эти духовные родники будут питать изрядно обмелевшую реку отечественной культуры.
        На первой и последней страницах обложки книги Назарова помещены цветные фотографии зимних и летних пёстровских пейзажей, сделанных самим автором. Символично, что зимний пейзаж на первой странице напоминает не только о нынешнем, спящем состоянии русской деревни, но и о её жизни под глубоким снегом сегодняшних невзгод. А красота синего зимнего неба в сочетании с тёмно-серыми деревьями и белоснежными полями говорит о любви автора книги к своей малой родине и его вере в её будущее возрождение.
        В традиционной русской крестьянской культуре существовало понятие «Книга». Для любого православного человека это понятие было только в единственном числе и обозначало главную Книгу в его жизни – Библию. Некоторые русские писатели ХХ века, сохранившие свои крестьянские корни, сумели создать свои «Книги» подобного рода. Известны «библии» Гражданской и Великой Отечественной войн – «Тихий Дон» и «Василий Тёркин». Некоторые считают «библиями» эпох революции и застоя сборники стихов Сергея Есенина и Николая Рубцова. Виктору Назарову тоже довелось создать свою «Книгу» в рамках аксаковедения. И какими бы тернистыми и извилистыми путями в будущем не пришлось бы двигаться Аксаковскому движению в нашем крае у его истоков на рубеже ХХ и ХХI веков всегда будет гореть тёплый огонёк признания в любви к своей родной Пёстровке народного интеллигента-аксаковеда Виктора Леонидовича Назарова.

        Фёдоров П.И.,зав. информационно-библиографическим отделом библиотеки БГПУ им. М. Акмуллы, Уфа., Интеллигент из народа(памяти В.Л. Назарова)

         

        Поделиться
        Вернуться
        3D экскурсия по музею
        +Весь сайт
        С.Т. Аксаков
        • Биография
        • Аксаковы
          • Константин
          • Григорий
          • Вера
          • Иван
        Музей
        • История
        • Виртуальные выставки
        Фонды
        • История комплектования
        • Новые поступления
        • Экспонаты рассказывают
        Издания
        • Аксаковские сборники
        • Книги
        • Статьи
        Посетителям
        • Контакты
        • Виртуальная экскурсия
        +7 (347) 276-83-52
        Заказать звонок
        aksakov-museum@mail.ru
        450057 г. Уфа, ул. Расулева 4 а/я 4871
        Мы в соцсетях
        • Вконтакте
        • YouTube
        Версия для
        слабовидящих
        Версия для
        печати
        © 2023 Все права защищены.
        Разработка сайта - 3Dstudio и Digital-студия "Результат"
        Политика конфиденциальности
        Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста