Усилиями кафедры русской литературы БГПУ им.М.Акмуллы создан сайт «ЭНИ С.Т. Аксаков», имеющий большое значение для филологических исследований с использованием современных информационных технологий. Среди прочих ресурсов на сайте представлены конкорданс и идиоглоссарий произведений писателя - важнейший инструментарий для характеристики творческой индивидуальности С.Т. Аксакова, являющиеся концентрированным выражением специфики его языка и стиля.
Биография Тютчева по праву занимает важнейшее место среди всего, что написал Иван Аксаков. Прекрасный филологический анализ сочетается здесь с беседой о жизни великого поэта, размышления на литературные темы неотделимы от выражения политических взглядов автора. Рецензировавший эту книгу Страхов сразу увидел в ней «не только точное и тщательное изложение мнений Тютчева, но и некоторое исповедание веры самого И.С.Аксакова, изложение учения, которое было ему завещано и которое он развивал»[2;270]. Вот это развитие славянофильских убеждений, установление сходства и различий между автором очерка и его предшественниками чрезвычайно значимо для понимания славянофильства, его эволюции под влиянием новых исторических обстоятельств.
«…ни одна строка по восточным делам не только не потеряла своей современности, но многие, даже из самых первых, как будто писаны вчера» [1, 13].
Н. П. Гиляров-Платонов
В марте 2015 года вышла в свет первая книга первого тома 12-томного собрания сочинений Ивана Сергеевича Аксакова [2], выдающегося русского мыслителя, общественного деятеля, публициста-славянофила, поэта, правоведа, редактора-издателя, литературного критика, одного из вождей славянофильства и основоположников национально ориентированной идеологии. Подготовлена и находится в печати и вторая книга первого тома [3].
Говоря о традициях С.Т. Аксакова в ХХ веке, мы, прежде всего, вспоминаем книги о природе таких мастеров слова, как М.А. Осоргин, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский, В.А. Солоухин. Гораздо сложнее найти в советской литературе аналоги тому взгляду на детство и семью, который утвердил в русской литературе Аксаков. В чем же состояло новаторство этого писателя в изображении мира ребёнка? Вероятно, в том, что он не через нудные нравоучения и взрослые рассуждения, а чистым детским взглядом увидел русский православный мир на лоне почти первозданной предуральской природы. Позднее лишь редким писателям удавалось достичь подобного сочетания. Одним из таких счастливцев, продолживших аксаковские традиции в советское время, во второй половине ХХ века, был, на наш взгляд, Г.А. Скребицкий.
В селе Аксаково находилась усадьба дворян Аксаковых, которая называлась Ново-Аксаково, или Знаменское. В ней провел свои детские, отроческие годы и первые несколько лет после женитьбы известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Село Аксаково расположено в Бугурусланском районе Оренбургской области в сорока км к северо-востоку от г. Бугуруслан на пологом склоне первой надпойменной террасы левого берега р. Большой Бугуруслан. Село вытянуто вдоль реки с севера на юг. Исторический центр села в XIX — первой половине XX вв. представлял собой, с одной стороны, сельскую площадь, в восточной части которой стояла церковь Знамения Божьей Матери с тремя приделами, по словам современников, похожая на большой корабль. Возле церкви (по левую сторону от центрального входа) находилось семейное кладбище дворян Аксаковых. С западной стороны площади, напротив церкви, стоял барский дом с надворными постройками и парк. Основал селение Ново-Аксаково в Оренбургской губернии Степан Михайлович Аксаков, дедушка С. Т. Аксакова. Он стал оренбургским землевладельцем, купив в 1767 году землю в вечное владение по купчей крепости [1, С. 92].
Родилась я в старинной дворянской семье. Отца помню уже немолодым. Он был красив, энергичен, вспыльчив, но безукоризненной честности. Мать тоже была красива, тиха, говорила мало, но веско. Я её любила безгранично. Я любила и отца, но мы все его страшно боялись, а мать я не боялась, а считала её своим лучшим другом.