Семейные легенды так любимы и лелеемы нами – от того, что доносят до нас живые подробности жизни наших предков, передаваемые из «уст в уста». Мы слышим их от представителей старшего поколения, и рассказчики, как правило, убеждены в истинности излагаемых событий.
Убеждены и мы, слушатели, до тех пор, пока неумолимые доводы документально подтверждённых фактов и дат не подвергнут сомнениям те или иные детали.
Поэтические произведения С.Т. Аксакова не принесли писателю такой славы, как прозаические его творения. Но все душевные переживания, устремления, все его мысли о настоящем и будущем, миропонимание и мироощущение отражены в поэзии, может быть, ещё более ярко и отчетливо, а « неуловимая народность языка, которая умеет давать слову чистое русское значение, взятое не из книги, а из жизни» [6, с.178] в ней столь органична, что многие стихотворения писателя воспринимаются как произведения народно-поэтические.
Прошла четверть века с того памятного 1991 года, когда о великом русском писателе С.Т.Аксакове заговорили широко, когда в его честь были изданы книги, открыты музеи, установлены повсеместно памятные знаки. К сожалению, как это чаще и случается, имена скульпторов, чьи работы украсили улицы городов и сел нашей республики, за этот небольшой отрезок времени оказались преданными забвению. С каждым годом все меньше остается людей, которые об этом помнят и что-то могут рассказать. Цель статьи – восстановить забытые имена и дать цельную картину того интересного и грандиозного плана по увековечиванию памяти нашего земляка С.Т.Аксакова, который, видимо, мог претвориться в жизнь лишь в переломный момент, названный у нас перестроечным, когда чувство патриотизма подкреплялось плановым государственным финансированием, еще оставшимся от советской эпохи, и одухотворялось верой в свободу и справедливость, которыми в очередной раз одурманили наши горячие головы.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Всегда ошеломляюще больно,
когда в расцвете творческих сил, полная грандиозных проектов
уходит из жизни яркая, искрометная личность, профессионал высокого класса, душевно щедрый человек. Для нашего музея это невосполнимая
утрата. Утрата не только учителя и заботливого друга,
это утрата родственника, близкого по духу, по взглядам,
по отношению к миру.
Всю глубину этой потери мы еще долго будем осознавать. Центральные СМИ, еще в полную меру не освободившиеся от леволиберальной болезни и в течение десятилетий не пускавшие его на экран и на полосы газет, отозвались на его смерть в весьма сдержанных тоннах: умер известный русский писатель, яркий представитель деревенской прозы, словно в определении «деревенский» есть что-то уничижительное.