...
  • Вконтакте
  • YouTube
Версия для
слабовидящих
+7 (347) 276-83-52
С.Т. Аксаков
  • Биография
  • Аксаковы
    • Константин
    • Григорий
    • Вера
    • Иван
Музей
  • История
  • Виртуальные выставки
Фонды
  • История комплектования
  • Новые поступления
  • Экспонаты рассказывают
Издания
  • Аксаковские сборники
  • Книги
  • Статьи
Посетителям
  • Контакты
  • Виртуальная экскурсия
Ещё
    Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова
    С.Т. Аксаков
    • Биография
    • Аксаковы
      • Константин
      • Григорий
      • Вера
      • Иван
    Музей
    • История
    • Виртуальные выставки
    Фонды
    • История комплектования
    • Новые поступления
    • Экспонаты рассказывают
    Издания
    • Аксаковские сборники
    • Книги
    • Статьи
    Посетителям
    • Контакты
    • Виртуальная экскурсия
    Ещё
      Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова
      С.Т. Аксаков
      • Биография
      • Аксаковы
        • Константин
        • Григорий
        • Вера
        • Иван
      Музей
      • История
      • Виртуальные выставки
      Фонды
      • История комплектования
      • Новые поступления
      • Экспонаты рассказывают
      Издания
      • Аксаковские сборники
      • Книги
      • Статьи
      Посетителям
      • Контакты
      • Виртуальная экскурсия
      Ещё
        Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова
        • С.Т. Аксаков
          • Назад
          • С.Т. Аксаков
          • Биография
          • Аксаковы
            • Назад
            • Аксаковы
            • Константин
            • Григорий
            • Вера
            • Иван
        • Музей
          • Назад
          • Музей
          • История
          • Виртуальные выставки
        • Фонды
          • Назад
          • Фонды
          • История комплектования
          • Новые поступления
          • Экспонаты рассказывают
        • Издания
          • Назад
          • Издания
          • Аксаковские сборники
          • Книги
          • Статьи
        • Посетителям
          • Назад
          • Посетителям
          • Контакты
          • Виртуальная экскурсия
        Запись онлайн
        • +7 (347) 276-83-52
        Будьте на связи
        450057 г. Уфа, ул. Расулева 4 а/я 4871
        aksakov-museum@mail.ru
        • Вконтакте
        • YouTube
        • Главная
        • Издания
        • Статьи
        • День национального костюма

        День национального костюма

        17 апреля 2020
        Согласно указу главы региона Радия Хабирова 17 апреля 2020 г. - День национального
        костюма народов Республики БашкортостанА САМА - ТО ВЕЛИЧАВА, ВЫСТУПАЕТ, БУДТО ПАВА
        ( РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ)

        Есть женщины в русских селеньях
        С спокойною важностью лиц,
        С красивою силой в движеньях
        С походкой, со взглядом цариц.
        Красавица миру на диво:
        Румяна, стройна, высока,
        Во всякой одежде красива,
        Во всякой работе ловка.
        Н.А.Некрасов

        Русский национальный костюм во многом сохранялся благодаря крестьянам, так как реформы Петра I подвергли изменениям весь уклад жизни России, в том числе и костюма, который с этого времени в дворянской и городской среде стал меняться на европейский манер. Ношение народного костюма допускалось лишь крестьянам и священнослужителям.

        Русский национальный костюм как комплекс одежды, обуви, головных уборов, украшений складывался на протяжении длительного времени с учетом географии, климата, исторических событий и других факторов, влияющих на жизнь людей.
        Принято различать два типа русского национального костюма – северный и южный, но по отдельным его элементам можно было даже понять какой губернии или уезду он принадлежит.

        САРАФАН и КОКОШНИК – это символы северного костюма. Косоклинный сарафан является самым древним. Но впоследствии большое распространение получил сарафан со швом посередине переда. В XVIII в. и до середины XIX в. сарафаны делали из однотонной домотканой шерсти, и на ее фоне очень выигрывала узорная многокрасочная вышивка рубах и передников.

        Женские головные уборы - очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной русской одежды. Головные уборы по старинному обычаю скрывали волосы замужней женщины; большим позором для нее считалось опростоволоситься, т.е. остаться с непокрытой головой. Даже если случайно кто-то обнажал голову женщины, это считалось оскорблением, и она могла обратиться в суд. Девушки не покрывать голову, а надевали на чело ленту или обруч.
        Кокошник, наверное, самый известный русский женский головной убор. Его название происходит от древнеславянского «кокош» и означает курицу или петуха, на гребень которых он похож. До петровских реформ кокошник носили и простолюдинки, и боярыни.

        З.Н.Юсупова

        Символы более древнего южного типа – ПАНЁВА и СОРОКА. Панева - род длинной шерстяной юбки, обычно клетчатой. По сути, это прямоугольное полотнище, собранное в верхней части на сборку и обернутое вокруг талии. Ее еще называли распашной и носили только замужние женщины, надевая поверх рубахи. Чаще всего поневы были синего цвета, но встречались и красные, и черные.
        Типичным головным убором юга России была сорока, состоящая из кички - твердой основы, которую надевали на голову, и, собственно, сороки – мягкого чехла, покрывающего основу. Кичка имела разную форму: рогов, лопаты и т.д. Со второй половины XIX в. традиционные головные уборы постепенно сменились набивными платками, среди которых особенно популярными стали павлово - посадские.

        Отличием русского национального костюма является его многослойность, богатая отделка, простой по крою силуэт для удобства движений и яркие цвета. Обязательным элементом русского костюма был пояс, который помимо функциональности – поддерживал одежду – был мощным оберегом. Пояс, как и другие элементы одежды, украшался сакральным орнаментом. Вышивка также говорила о социальном статусе, возрасте, принадлежности какому-либо роду.

        Верхняя одежда была накидной и распашной. Накидная надевалась через голову, а распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.
        Старинным видом верхней одежды понёвного комплекса был шушпан или нагрудник. Он был похож на свободный кафтан и носился для тепла и красоты.

        Но основой женского костюма была длинная рубаха, состоящая из стана – это часть от горловины до подола, и рукавов. Рубахи шили из льняных, конопляных, хлопчатобумажных тканей, а также из сукна и шерсти.
        Рубаху украшали красной вышивкой, расположенной на груди, оплечье, по низу рукавов и подолу, который расшивали самым сложным, крупнофигурным орнаментом, но это на севере; на юге отделка подола была скромнее.

        Сама техника ткачества и вышивки предполагала изображение прямолинейных геометрических фигур и отсутствие круглых. Поэтому самыми распространенными элементами орнамента были кресты, ромбы, восьмиконечные звезды, елочки и стилизованные изображения женщин, птиц, оленей, коней и т.д. Вышивали льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, которые окрашивали природными красителями.
        На севере поверх рубахи, как уже было сказано, надевали сарафан, а на юге - панёву. Поверх рубахи, поневы (сарафана) и передника надевался нагрудник - накладная или распашная одежда из шерсти или холста. Нагрудник отделывали тканой или плетеной тесьмой по горловине, борту, низу изделия и низу рукавов.

        Наиболее декоративной и богато украшенной частью и северного, и южного костюма был передник (или занавеска), закрывающий женскую фигуру спереди. Шили его обычно из холста и отделывали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми лентами, а край передника - кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, разными оборками.
        О том, для какого случая была сшита одежда (будничная, праздничная, свадебная, траурная) или кому принадлежит (возраст, социальный статус), говорил часто не ее крой, а цветовая гамма и обилие декоративного украшения.

        Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные ожерелья, подвески, бусы, серьги.
        Самой нарядной в русском восприятии была одежда из красной ткани. Поэтому в русском языке понятия «красный» и «красивый» были однозначными.
        Если говорить про обувь, то женщины в основном носили лапти с онучами, а также кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном.
        В народном костюме женщина всегда выглядела красиво и величаво.

        н.с. Кузина Г.Н.
        Поделиться
        Вернуться
        3D экскурсия по музею
        +Весь сайт
        С.Т. Аксаков
        • Биография
        • Аксаковы
          • Константин
          • Григорий
          • Вера
          • Иван
        Музей
        • История
        • Виртуальные выставки
        Фонды
        • История комплектования
        • Новые поступления
        • Экспонаты рассказывают
        Издания
        • Аксаковские сборники
        • Книги
        • Статьи
        Посетителям
        • Контакты
        • Виртуальная экскурсия
        +7 (347) 276-83-52
        Заказать звонок
        aksakov-museum@mail.ru
        450057 г. Уфа, ул. Расулева 4 а/я 4871
        Мы в соцсетях
        • Вконтакте
        • YouTube
        Версия для
        слабовидящих
        Версия для
        печати
        © 2023 Все права защищены.
        Разработка сайта - 3Dstudio и Digital-студия "Результат"
        Политика конфиденциальности
        Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста