Согласно указу главы региона Радия Хабирова 17 апреля 2020 г. - День национального
костюма народов Республики БашкортостанА САМА - ТО ВЕЛИЧАВА, ВЫСТУПАЕТ, БУДТО ПАВА
( РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ)
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях
С походкой, со взглядом цариц.
Красавица миру на диво:
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.
Н.А.Некрасов
Русский национальный костюм во многом сохранялся благодаря крестьянам, так как реформы Петра I подвергли изменениям весь уклад жизни России, в том числе и костюма, который с этого времени в дворянской и городской среде стал меняться на европейский манер. Ношение народного костюма допускалось лишь крестьянам и священнослужителям.
Русский национальный костюм как комплекс одежды, обуви, головных уборов, украшений складывался на протяжении длительного времени с учетом географии, климата, исторических событий и других факторов, влияющих на жизнь людей.
Принято различать два типа русского национального костюма – северный и южный, но по отдельным его элементам можно было даже понять какой губернии или уезду он принадлежит.
САРАФАН и КОКОШНИК – это символы северного костюма. Косоклинный сарафан является самым древним. Но впоследствии большое распространение получил сарафан со швом посередине переда. В XVIII в. и до середины XIX в. сарафаны делали из однотонной домотканой шерсти, и на ее фоне очень выигрывала узорная многокрасочная вышивка рубах и передников.
Женские головные уборы - очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной русской одежды. Головные уборы по старинному обычаю скрывали волосы замужней женщины; большим позором для нее считалось опростоволоситься, т.е. остаться с непокрытой головой. Даже если случайно кто-то обнажал голову женщины, это считалось оскорблением, и она могла обратиться в суд. Девушки не покрывать голову, а надевали на чело ленту или обруч.
Кокошник, наверное, самый известный русский женский головной убор. Его название происходит от древнеславянского «кокош» и означает курицу или петуха, на гребень которых он похож. До петровских реформ кокошник носили и простолюдинки, и боярыни.

З.Н.Юсупова
Символы более древнего южного типа – ПАНЁВА и СОРОКА. Панева - род длинной шерстяной юбки, обычно клетчатой. По сути, это прямоугольное полотнище, собранное в верхней части на сборку и обернутое вокруг талии. Ее еще называли распашной и носили только замужние женщины, надевая поверх рубахи. Чаще всего поневы были синего цвета, но встречались и красные, и черные.
Типичным головным убором юга России была сорока, состоящая из кички - твердой основы, которую надевали на голову, и, собственно, сороки – мягкого чехла, покрывающего основу. Кичка имела разную форму: рогов, лопаты и т.д. Со второй половины XIX в. традиционные головные уборы постепенно сменились набивными платками, среди которых особенно популярными стали павлово - посадские.
Отличием русского национального костюма является его многослойность, богатая отделка, простой по крою силуэт для удобства движений и яркие цвета. Обязательным элементом русского костюма был пояс, который помимо функциональности – поддерживал одежду – был мощным оберегом. Пояс, как и другие элементы одежды, украшался сакральным орнаментом. Вышивка также говорила о социальном статусе, возрасте, принадлежности какому-либо роду.
Верхняя одежда была накидной и распашной. Накидная надевалась через голову, а распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.
Старинным видом верхней одежды понёвного комплекса был шушпан или нагрудник. Он был похож на свободный кафтан и носился для тепла и красоты.
Но основой женского костюма была длинная рубаха, состоящая из стана – это часть от горловины до подола, и рукавов. Рубахи шили из льняных, конопляных, хлопчатобумажных тканей, а также из сукна и шерсти.
Рубаху украшали красной вышивкой, расположенной на груди, оплечье, по низу рукавов и подолу, который расшивали самым сложным, крупнофигурным орнаментом, но это на севере; на юге отделка подола была скромнее.
Сама техника ткачества и вышивки предполагала изображение прямолинейных геометрических фигур и отсутствие круглых. Поэтому самыми распространенными элементами орнамента были кресты, ромбы, восьмиконечные звезды, елочки и стилизованные изображения женщин, птиц, оленей, коней и т.д. Вышивали льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, которые окрашивали природными красителями.
На севере поверх рубахи, как уже было сказано, надевали сарафан, а на юге - панёву. Поверх рубахи, поневы (сарафана) и передника надевался нагрудник - накладная или распашная одежда из шерсти или холста. Нагрудник отделывали тканой или плетеной тесьмой по горловине, борту, низу изделия и низу рукавов.
Наиболее декоративной и богато украшенной частью и северного, и южного костюма был передник (или занавеска), закрывающий женскую фигуру спереди. Шили его обычно из холста и отделывали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми лентами, а край передника - кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, разными оборками.
О том, для какого случая была сшита одежда (будничная, праздничная, свадебная, траурная) или кому принадлежит (возраст, социальный статус), говорил часто не ее крой, а цветовая гамма и обилие декоративного украшения.
Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные ожерелья, подвески, бусы, серьги.
Самой нарядной в русском восприятии была одежда из красной ткани. Поэтому в русском языке понятия «красный» и «красивый» были однозначными.
Если говорить про обувь, то женщины в основном носили лапти с онучами, а также кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном.
В народном костюме женщина всегда выглядела красиво и величаво.
н.с. Кузина Г.Н.