10 мая 2021
Имя художника–жанриста Константина Александровича Трутовского было широко известно во второй половине ХIХ века. Очень плодовитый автор, он оставил после себя много картин, акварелей, графики. М.В. Нестеров писал: «Это был талант не «репинский», но истинный, он был поэт, он был Шевченко в живописи».
Еще при жизни К.А.Трутовского его картины были очень популярны и доступны простым людям: их печатали на предметах быта и ситцах, и обыватели часто украшали дома репродукциями его работ с изображением сцен народной жизни. В настоящее время произведениями художника владеют многие музеи мира, крупнейшие музеи России – Государственный Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, а также музеи областных центров. В Уфе его картина «Афросинья» (1891г.) хранится в Художественном музее им. М.В.Нестерова.
В экспозиции литературной части Мемориального дома–музея С.Т.Аксакова в Уфе висит небольшой рисунок с акварели Трутовского «С.Т.Аксаков диктует своей дочери Вере в Абрамцеве»; оригинал её находится в Государственной Третьяковской галерее.
На ней изображен С.Т.Аксаков, который диктует одно из своих произведений. За несколько лет до смерти писатель совсем ослеп и кто-нибудь из близких записывали за ним. Чаще всего это делала старшая дочь Вера. К.Трутовский сообщал об этом внучке писателя Ольге Григорьевне Аксаковой: «На ваш вопрос о рисунке, изображающем С.Т., диктующего свои записки, отвечу, что я делал этот рисунок и другой (я и Иван Сергеевич в путешествии по Малороссии) – по наброскам, сохранившимся у меня. Пишущею же под диктовку С.Т. – я думал изобразить Веру Сергеевну, которая всегда ходила в таком костюме, как на рисунке, т.е. с косынкой на голове и в пелеринке».
Уже в первые годы знакомства очарованный письмами Трутовского Сергей Тимофеевич отметил его талант: «Впредь я не скажу ни одного слова о ваших письмах, но теперь не могу, единожды навсегда, не сказать вам, что вы имеете решительный и замечательный талант – писать! <…> Я думаю, что у вас перо может соперничать с кистью».
Практически на протяжении десятилетия – последнего в жизни писателя – К.Трутовский очень тесно общался с ним и его семьей. Первая поездка в Абрамцево очаровала художника. «Не нахожу слов, – пишет он, – передать то впечатление, которое я испытал, очутившись среди этой необыкновенной семьи Аксаковых <…> С какой невыразимой лаской и радушием отнеслись ко мне все до единого члена, во главе которых стоял высокий, прекрасный старик Сергей Тимофеевич!». Он находил в Аксаковых не только родственную поддержку, но и благодарных и заинтересованных слушателей рассказов о Малороссии, делился с ними творческими замыслами, прислушивался к советам писателя. Его письма содержали все подробности деревенской жизни и иллюстрировались «рисунками разных сцен <…> семейной жизни и сцен из народной и помещичьей жизни» и Сергей Тимофеевич любил их слушать «в минуты дурного расположения духа». К сожалению, художник уничтожил почти все свои письма к Аксаковым, которые ему возвратили. Он посчитал их неинтересными для посторонних лиц.
От Аксаковых письма поступали также регулярно. Они писали о событиях своей жизни; Сергей Тимофеевич сообщал о работе, которая шла не только за письменным столом: «… Бегу сейчас на реку, разложу свои удочки, закурю сигару и сяду, – и где сяду, и что стану думать, чувствовать, – не знаю, но чувствую жажду к этому нравственному состоянию». Писатель готовил в то время второе издание «Записок об уженьи рыбы», к которому К.Трутовский сделал виньетку. «Благодарю вас, - писал Аксаков, - мой милый Константин Александрович, за прелестную виньетку: она будет мастерски вырезана, напечатана и приложена ко второму изданию моих Записок об уженьи рыбы, которые будут вдвое полнее…».
Для Трутовского письма С.Т.Аксакова были очень важны, так как он к началу переписки был не только молодым по возрасту человеком и ещё неопытным художником, но уже потерял обоих родителей. К тому же жизнь в глухой деревне не позволяла ему общаться с духовно близкими людьми, которых он обрёл в аксаковской семье. В них он нашёл и важную для себя моральную поддержку, так необходимую в его семейной жизни.
Писатель стал ему добрым другом и наставником, делился размышлениями об искусстве, анализировал, хотя и не детально, его работы, как, например, в письме от седьмого января 1857года: « <…> Первые три картины, т.е. «Приезд гостей», «Детская» и «Помещик», как по содержанию, так и по исполнению мне очень нравятся, но вы должны иметь постоянно в виду, что я ничего не смыслю в живописи и часто не могу отыскать никакого достоинства в том, что хвалят знатоки. <…> «Столичный гость в провинции» может быть очень хорош. Достоинство картины должно заключаться в выражении лиц слушающих; оно может быть очень разнообразно и забавно; тут может быть и такое лицо, которое понимает враньё рассказчика, и это понимание может просвечиваться, сквозь маску удивляющегося слушателя».
Об отношении С.Т.Аксакова к Трутовскому свидетельствует ещё один отрывок из письма: « <…> Ваша картинка, милый мой Константин Алек., обделанная в легенькие рамки, стоит перед моими глазами на моём письменном столе. Не один раз случалось, что я садился за него в неприятном расположении духа; но взглянув на мельничное колесо, сухой кауз и плотину, на дрожащую светом воду, – я задумывался, забывался и непременно тишина и спокойствие овладевали моим духом. Да, эта картинка так хороша, что я ещё не знал ей цены, когда вы подарили мне её. <…> Хотя я пишу вам редко, но часто вспоминаю вас и даже переношусь к вам мыслию».
Умер Трутовский в марте 1893 года в родовом имении Яковлевка, а в 1892 году он закончил акварель «С.Т.Аксаков диктует своей дочери Вере в Абрамцеве». Похоронили его в Обоянском Богородицко-Знаменском мужском монастыре, который был уничтожен в 1924 году.
Кузина Г.Н., научный сотрудник музея С.Т.Аксакова
Еще при жизни К.А.Трутовского его картины были очень популярны и доступны простым людям: их печатали на предметах быта и ситцах, и обыватели часто украшали дома репродукциями его работ с изображением сцен народной жизни. В настоящее время произведениями художника владеют многие музеи мира, крупнейшие музеи России – Государственный Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, а также музеи областных центров. В Уфе его картина «Афросинья» (1891г.) хранится в Художественном музее им. М.В.Нестерова.
В экспозиции литературной части Мемориального дома–музея С.Т.Аксакова в Уфе висит небольшой рисунок с акварели Трутовского «С.Т.Аксаков диктует своей дочери Вере в Абрамцеве»; оригинал её находится в Государственной Третьяковской галерее.
На ней изображен С.Т.Аксаков, который диктует одно из своих произведений. За несколько лет до смерти писатель совсем ослеп и кто-нибудь из близких записывали за ним. Чаще всего это делала старшая дочь Вера. К.Трутовский сообщал об этом внучке писателя Ольге Григорьевне Аксаковой: «На ваш вопрос о рисунке, изображающем С.Т., диктующего свои записки, отвечу, что я делал этот рисунок и другой (я и Иван Сергеевич в путешествии по Малороссии) – по наброскам, сохранившимся у меня. Пишущею же под диктовку С.Т. – я думал изобразить Веру Сергеевну, которая всегда ходила в таком костюме, как на рисунке, т.е. с косынкой на голове и в пелеринке».
Уже в первые годы знакомства очарованный письмами Трутовского Сергей Тимофеевич отметил его талант: «Впредь я не скажу ни одного слова о ваших письмах, но теперь не могу, единожды навсегда, не сказать вам, что вы имеете решительный и замечательный талант – писать! <…> Я думаю, что у вас перо может соперничать с кистью».
Практически на протяжении десятилетия – последнего в жизни писателя – К.Трутовский очень тесно общался с ним и его семьей. Первая поездка в Абрамцево очаровала художника. «Не нахожу слов, – пишет он, – передать то впечатление, которое я испытал, очутившись среди этой необыкновенной семьи Аксаковых <…> С какой невыразимой лаской и радушием отнеслись ко мне все до единого члена, во главе которых стоял высокий, прекрасный старик Сергей Тимофеевич!». Он находил в Аксаковых не только родственную поддержку, но и благодарных и заинтересованных слушателей рассказов о Малороссии, делился с ними творческими замыслами, прислушивался к советам писателя. Его письма содержали все подробности деревенской жизни и иллюстрировались «рисунками разных сцен <…> семейной жизни и сцен из народной и помещичьей жизни» и Сергей Тимофеевич любил их слушать «в минуты дурного расположения духа». К сожалению, художник уничтожил почти все свои письма к Аксаковым, которые ему возвратили. Он посчитал их неинтересными для посторонних лиц.
От Аксаковых письма поступали также регулярно. Они писали о событиях своей жизни; Сергей Тимофеевич сообщал о работе, которая шла не только за письменным столом: «… Бегу сейчас на реку, разложу свои удочки, закурю сигару и сяду, – и где сяду, и что стану думать, чувствовать, – не знаю, но чувствую жажду к этому нравственному состоянию». Писатель готовил в то время второе издание «Записок об уженьи рыбы», к которому К.Трутовский сделал виньетку. «Благодарю вас, - писал Аксаков, - мой милый Константин Александрович, за прелестную виньетку: она будет мастерски вырезана, напечатана и приложена ко второму изданию моих Записок об уженьи рыбы, которые будут вдвое полнее…».
Для Трутовского письма С.Т.Аксакова были очень важны, так как он к началу переписки был не только молодым по возрасту человеком и ещё неопытным художником, но уже потерял обоих родителей. К тому же жизнь в глухой деревне не позволяла ему общаться с духовно близкими людьми, которых он обрёл в аксаковской семье. В них он нашёл и важную для себя моральную поддержку, так необходимую в его семейной жизни.
Писатель стал ему добрым другом и наставником, делился размышлениями об искусстве, анализировал, хотя и не детально, его работы, как, например, в письме от седьмого января 1857года: « <…> Первые три картины, т.е. «Приезд гостей», «Детская» и «Помещик», как по содержанию, так и по исполнению мне очень нравятся, но вы должны иметь постоянно в виду, что я ничего не смыслю в живописи и часто не могу отыскать никакого достоинства в том, что хвалят знатоки. <…> «Столичный гость в провинции» может быть очень хорош. Достоинство картины должно заключаться в выражении лиц слушающих; оно может быть очень разнообразно и забавно; тут может быть и такое лицо, которое понимает враньё рассказчика, и это понимание может просвечиваться, сквозь маску удивляющегося слушателя».
Об отношении С.Т.Аксакова к Трутовскому свидетельствует ещё один отрывок из письма: « <…> Ваша картинка, милый мой Константин Алек., обделанная в легенькие рамки, стоит перед моими глазами на моём письменном столе. Не один раз случалось, что я садился за него в неприятном расположении духа; но взглянув на мельничное колесо, сухой кауз и плотину, на дрожащую светом воду, – я задумывался, забывался и непременно тишина и спокойствие овладевали моим духом. Да, эта картинка так хороша, что я ещё не знал ей цены, когда вы подарили мне её. <…> Хотя я пишу вам редко, но часто вспоминаю вас и даже переношусь к вам мыслию».
Умер Трутовский в марте 1893 года в родовом имении Яковлевка, а в 1892 году он закончил акварель «С.Т.Аксаков диктует своей дочери Вере в Абрамцеве». Похоронили его в Обоянском Богородицко-Знаменском мужском монастыре, который был уничтожен в 1924 году.
Кузина Г.Н., научный сотрудник музея С.Т.Аксакова