5 августа 2021
5 августа 1844 года родился И.Е. Репин
ПОРТРЕТ И.С.АКСАКОВА РАБОТЫ И.Е.РЕПИНА
Портрет готов, просохли краски…
смотри, на нём лицо без маски
В июне 1878 года за речь, осуждающую решения Берлинского конгресса, ущемляющего интересы России, Александр II своим Указом отстранил Ивана Сергеевича Аксакова от должности председателя Славянского комитета и выслал из Москвы. Так как своего имения у него не было, они вместе с супругой Анной Федоровной Тютчевой поехали к её сестре в село Варварино Владимирской губернии, где провели остаток лета.
Имение находилось недалеко от городка Юрьева. Деревенские просторы, тихая размеренная жизнь, естественная красота предосенней поры вернули Ивану Сергеевичу поэтическое вдохновение, и он вновь, после многих лет, начал писать стихи. Одно из них – «Варварино» - было посвящено его свояченице Екатерине Федоровне Тютчевой, приютившей их.
Интересные воспоминания об этом периоде жизни И.С. и А.Ф. Аксаковых оставил врач Александр Федорович Благонравов, который посетил Варварино спустя неделю после их приезда туда. Он вспоминал, как смущался и робел перед знакомством «с известным литератором и публицистом, неутомимым борцом за Русский народ и весь Славянский мир», но супруги Аксаковы оказались такими внимательными и простыми в обращении, что ему показалось, будто он знаком с ними очень давно.
Здесь А.Ф.Благонравов встретил «известного художника Репина, который, по желанию П. М. Третьякова, снял с Аксакова очень хороший поясной портрет масляными красками».
Обращаясь к своей сестре Екатерине, Анна Федоровна писала о днях, проведенных вдали от столиц: «в Москве у моего мужа никогда не было времени позировать, а здесь ему пришлось позировать целых четыре дня сряду. Задача эта вполне удалась: портрет хорош…».
Илья Ефимович Репин был в числе художников, сочувствовавших И.С.Аксакову, и поэтому он с радостью принял предложение П.М. Третьякова поехать в Варварино, чтобы написать опального славянофила. Исследователь творчества художника О.А. Лясковская пишет, что «Репин в качестве портретиста выступил как преемник Перова и Крамского, затмив их обоих силою своего таланта и сделав шаг вперед в развитии русской портретной живописи».

За четыре дня он, помимо великолепного портрета, написал еще и хороший пейзаж одного из варваринских уголков, о работе над которым И.Аксаков рассказал в письме хозяйке усадьбы Екатерине Федоровне: «Репин в таком восхищении от Варварина и его видов, что воспользовался свободным днем, чтобы набросить на память нам один из видов. К сожалению, у него не было акварельных красок или цветных карандашей, а, к еще большему сожалению, погода, сначала солнечная, обратилась в пасмурную, потом в холодную, с дождем и ветром. Тем не менее он под дождем и ветром, прямо на полотне масляными красками, широкою талантливою кистью перенес прелестный вид, тебе, может быть, и неизвестный: это снизу, недалеко от берега реки, влево от мостков, где моют белье и стояла купальня, перейдя луг из рощи, поднимающейся вверх по горе, где дорожка на мельницу, через воду и часть сада видна вся церковь и часть рябин бывшей пушкинской усадьбы. Сделано чрезвычайно живо и талантливо, хотя, разумеется, без отделки, всего ведь в несколько часов».
Портрет, по мнению многих, очень удался. Понравился жене Анне Федоровне, понравился и портретируемому. Иван Сергеевич благодарил Третьякова за знакомство с Репиным: «Он очень симпатичный и талантливый художник, с широкою кистью. Мне кажется, портрет удался». И еще о Репине в одном из писем: «Художник Репин очень талантливый и очень скромный, еще довольно молодой человек и известный (одна его большая картина, „Садко“, богатый гость (купец) – находится у наследника, куплена за 6 т. р., другая – „Бурлаки на Волге“ – у в. кн. Владимира), прислан был сюда Третьяковым, чтобы снять мой портрет для его галереи. Не затягивая дела, я отдался в его распоряжение, и в три дня портрет готов. Сегодня он сушится и сохнет».

Портрет был выставлен в 1880 году на Первой выставке Московского общества любителей художеств и получил хорошие отзывы. «Русский курьер» писал, что «портрет написан бойкой кистью, но просто, без всякой погони за эффектами, тем не менее художник постарался здесь выдвинуть перед глазами зрителя внутреннего человека, его психию, а это и составляет, по нашему мнению, главную задачу портретиста».
А столичный «Художественный журнал» отмечал, что «общее внимание привлекает портрет И.С.Аксакова, написанный И.Репиным. Аксаков, с энергическими блестящими глазами, выделяется на темном фоне полотна, точно живой, он как будто сейчас, вот, заговорит, черты его лица как бы в движении, напряжены, и кисть Репина с одного, видимо, сеанса уловила эти черты, прочувствовала их и вылила в одну жизненную форму».
Г.Недошивин пишет о глазах и взгляде на репинских портретах: «Во всяком портрете огромное значение имеет взгляд. Выразительность глаз во многом определяет психологическое содержание образа портретируемого.
В портретах Репина глаза всегда очень красноречивы. Художник никогда не ограничивается, когда пишет глаза, «общим местом» - смотрят и достаточно! В его портретах всегда чувствуется желание передать не только направление, характер, но и, так сказать, тембр взляда».
Спустя много лет художник вспоминал о работе над портретом: «Вообще у нас многие странно понимают художество. Я реалист и никогда не прикрашивал и не скрывал натуры. Припоминается случай с Иваном Сергеевичем Аксаковым. Начинаю писать его, он мне и говорит: «Вот что, Илья Ефимович, если вы хотите писать меня, как следует, убавьте мне лицо, рожи у меня много!» Действительно, лицо у Ивана Сергеевича Аксакова было красное, мясистое и массивное. Но это-то мне и показалось очень типичным в этой фигуре, а он просил сделать ему тонкое и бледное лицо».
Репина очень высоко ценил И.Н.Крамской. Стасов писал в одной из своих статей: «Репина Крамской стал знать очень молодым, когда тот, еще учеником Академии художеств, ходил рисовать в рисовальную школу Общества поощрения художников, познакомился с Крамским и долго пользовался его советами. Крамской скоро понял, какого талантливого художника он видит перед собой; … Позже он писал, что многому от Репина научился в живописи».
Портрет И.С.Аксакова находится в фондах Государственной Третьяковской галереи. Это масляный холст размером 97х76см.
В историческом здании Третьяковки в Лаврушинском переулке с 30 марта 2021 по 1 февраля 2022 года работает уникальная выставка «Известный и неизвестный Репин», на которой посетители могут увидеть и этот портрет.
Кузина Г.Н., н.с.музея
ПОРТРЕТ И.С.АКСАКОВА РАБОТЫ И.Е.РЕПИНА
Портрет готов, просохли краски…
смотри, на нём лицо без маски
В июне 1878 года за речь, осуждающую решения Берлинского конгресса, ущемляющего интересы России, Александр II своим Указом отстранил Ивана Сергеевича Аксакова от должности председателя Славянского комитета и выслал из Москвы. Так как своего имения у него не было, они вместе с супругой Анной Федоровной Тютчевой поехали к её сестре в село Варварино Владимирской губернии, где провели остаток лета.
Имение находилось недалеко от городка Юрьева. Деревенские просторы, тихая размеренная жизнь, естественная красота предосенней поры вернули Ивану Сергеевичу поэтическое вдохновение, и он вновь, после многих лет, начал писать стихи. Одно из них – «Варварино» - было посвящено его свояченице Екатерине Федоровне Тютчевой, приютившей их.
Интересные воспоминания об этом периоде жизни И.С. и А.Ф. Аксаковых оставил врач Александр Федорович Благонравов, который посетил Варварино спустя неделю после их приезда туда. Он вспоминал, как смущался и робел перед знакомством «с известным литератором и публицистом, неутомимым борцом за Русский народ и весь Славянский мир», но супруги Аксаковы оказались такими внимательными и простыми в обращении, что ему показалось, будто он знаком с ними очень давно.
Здесь А.Ф.Благонравов встретил «известного художника Репина, который, по желанию П. М. Третьякова, снял с Аксакова очень хороший поясной портрет масляными красками».
Обращаясь к своей сестре Екатерине, Анна Федоровна писала о днях, проведенных вдали от столиц: «в Москве у моего мужа никогда не было времени позировать, а здесь ему пришлось позировать целых четыре дня сряду. Задача эта вполне удалась: портрет хорош…».
Илья Ефимович Репин был в числе художников, сочувствовавших И.С.Аксакову, и поэтому он с радостью принял предложение П.М. Третьякова поехать в Варварино, чтобы написать опального славянофила. Исследователь творчества художника О.А. Лясковская пишет, что «Репин в качестве портретиста выступил как преемник Перова и Крамского, затмив их обоих силою своего таланта и сделав шаг вперед в развитии русской портретной живописи».

За четыре дня он, помимо великолепного портрета, написал еще и хороший пейзаж одного из варваринских уголков, о работе над которым И.Аксаков рассказал в письме хозяйке усадьбы Екатерине Федоровне: «Репин в таком восхищении от Варварина и его видов, что воспользовался свободным днем, чтобы набросить на память нам один из видов. К сожалению, у него не было акварельных красок или цветных карандашей, а, к еще большему сожалению, погода, сначала солнечная, обратилась в пасмурную, потом в холодную, с дождем и ветром. Тем не менее он под дождем и ветром, прямо на полотне масляными красками, широкою талантливою кистью перенес прелестный вид, тебе, может быть, и неизвестный: это снизу, недалеко от берега реки, влево от мостков, где моют белье и стояла купальня, перейдя луг из рощи, поднимающейся вверх по горе, где дорожка на мельницу, через воду и часть сада видна вся церковь и часть рябин бывшей пушкинской усадьбы. Сделано чрезвычайно живо и талантливо, хотя, разумеется, без отделки, всего ведь в несколько часов».
Портрет, по мнению многих, очень удался. Понравился жене Анне Федоровне, понравился и портретируемому. Иван Сергеевич благодарил Третьякова за знакомство с Репиным: «Он очень симпатичный и талантливый художник, с широкою кистью. Мне кажется, портрет удался». И еще о Репине в одном из писем: «Художник Репин очень талантливый и очень скромный, еще довольно молодой человек и известный (одна его большая картина, „Садко“, богатый гость (купец) – находится у наследника, куплена за 6 т. р., другая – „Бурлаки на Волге“ – у в. кн. Владимира), прислан был сюда Третьяковым, чтобы снять мой портрет для его галереи. Не затягивая дела, я отдался в его распоряжение, и в три дня портрет готов. Сегодня он сушится и сохнет».

Портрет был выставлен в 1880 году на Первой выставке Московского общества любителей художеств и получил хорошие отзывы. «Русский курьер» писал, что «портрет написан бойкой кистью, но просто, без всякой погони за эффектами, тем не менее художник постарался здесь выдвинуть перед глазами зрителя внутреннего человека, его психию, а это и составляет, по нашему мнению, главную задачу портретиста».
А столичный «Художественный журнал» отмечал, что «общее внимание привлекает портрет И.С.Аксакова, написанный И.Репиным. Аксаков, с энергическими блестящими глазами, выделяется на темном фоне полотна, точно живой, он как будто сейчас, вот, заговорит, черты его лица как бы в движении, напряжены, и кисть Репина с одного, видимо, сеанса уловила эти черты, прочувствовала их и вылила в одну жизненную форму».
Г.Недошивин пишет о глазах и взгляде на репинских портретах: «Во всяком портрете огромное значение имеет взгляд. Выразительность глаз во многом определяет психологическое содержание образа портретируемого.
В портретах Репина глаза всегда очень красноречивы. Художник никогда не ограничивается, когда пишет глаза, «общим местом» - смотрят и достаточно! В его портретах всегда чувствуется желание передать не только направление, характер, но и, так сказать, тембр взляда».
Спустя много лет художник вспоминал о работе над портретом: «Вообще у нас многие странно понимают художество. Я реалист и никогда не прикрашивал и не скрывал натуры. Припоминается случай с Иваном Сергеевичем Аксаковым. Начинаю писать его, он мне и говорит: «Вот что, Илья Ефимович, если вы хотите писать меня, как следует, убавьте мне лицо, рожи у меня много!» Действительно, лицо у Ивана Сергеевича Аксакова было красное, мясистое и массивное. Но это-то мне и показалось очень типичным в этой фигуре, а он просил сделать ему тонкое и бледное лицо».
Репина очень высоко ценил И.Н.Крамской. Стасов писал в одной из своих статей: «Репина Крамской стал знать очень молодым, когда тот, еще учеником Академии художеств, ходил рисовать в рисовальную школу Общества поощрения художников, познакомился с Крамским и долго пользовался его советами. Крамской скоро понял, какого талантливого художника он видит перед собой; … Позже он писал, что многому от Репина научился в живописи».
Портрет И.С.Аксакова находится в фондах Государственной Третьяковской галереи. Это масляный холст размером 97х76см.
В историческом здании Третьяковки в Лаврушинском переулке с 30 марта 2021 по 1 февраля 2022 года работает уникальная выставка «Известный и неизвестный Репин», на которой посетители могут увидеть и этот портрет.
Кузина Г.Н., н.с.музея