14 мая 2022
Русский философ И.А. Ильин писал: «…семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа». В семейном воспитательном процессе участвуют и взаимодействуют две стороны – родители и дети. Замечено, что поведение родителей в различных жизненных ситуациях воздействуют на детей гораздо сильнее, чем слова, которые часто пролетают мимо, а действия – копируются детьми неосознанно.
Русский проповедник XIX в. Амвросий, архиепископ Харьковский писал: «…когда отец не выходит из дома на свое дело, не помолившись перед иконами… Мать, предмет всей любви и нежности для дитяти, стоит с благоговейным выражением лица и молится перед иконою Спасителя. Дитя смотрит то на нее, то на образ, – и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит. Вот первый и безмолвный урок богопознания… вот первый и самый важный урок благочестия и правила жизни, обязательные для христианина».
Наша богатая традиция имеет множество примеров деятельности великих русских педагогов и великих семей, к которым необходимо обращаться в процессе воспитания. XIX в. дал семью, которую мы рассматриваем как образец. Более того, можно сказать, что XIX столетие и прошло под знаком этой семьи – семьи Аксаковых. В 1816 г. Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина повенчались в ц. Симеона Столпника в Москве, а в 1906 г. умерла последняя из их детей – Мария Сергеевна Томашевская (в замужестве). Современникам писатель С.Т. Аксаков был интересен и как великий семьянин, и как радушный хозяин, в доме которого собиралось всегда много гостей.
В русской литературе семья всегда рассматривалась как прообраз народной жизни. В первых двух книгах автобиографической трилогии «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» писатель поведал нам семейные предания, рассказал об истории трех поколений аксаковского рода. Семейное начало в них стало лейтмотивом повествования. А. Платонов в своей рецензии на повесть С.Т. Аксакова писал: «...Чувству родины и любви к ней, патриотизму человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье. Особая сила «Детских годов Багрова-внука» заключается в изображении прекрасной семьи, вернее, рода, т. е. преемственности двух семейств, переходящих в будущую, третью, – через посредство сына и внука: семья показывается через результат – ребенка, что наиболее убедительно. Именно в любви ребенка к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство общественного человека; именно здесь он превращается силою привязанности к источникам жизни – матери и отцу – в общественное существо, потому что мать и отец, в конце концов, умрут, а потомок их останется – и воспитанная в нем любовь, возжженное, но уже не утоленное чувство обратится, должно обратиться, на других людей, на более широкий круг их, чем одно семейство. Сиротства человек не терпит, и оно – величайшее горе. Стало быть, в том, что семья является школой понимания родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней, заключается одна из главных причин долговечности семьи. …Именно это семейное, сыновье чувство составляет основную сущность «Семейной хроники» и «Детских годов Багрова-внука».
Уже в раннем детстве будущий писатель осознал, что он часть большого и мощного целого, своего рода. Впоследствии об этом же писал о. Павел Флоренский: «Быть без чувства живой связи с дедами и прадедами – это значит не иметь себе точек опоры в истории. А мне хотелось бы быть в состоянии точно определить себе, что именно делал я, и где именно находился я в каждом из исторических моментов нашей Родины и всего мира – я, конечно, в лице своих предков». Семья включает в себя и семейные предания, и почитание своих предков; это и родители, и дети. Сергей Тимофеевич и Ольга Семеновна Аксаковы воспитали десять детей, и всё лучшее, что получили от своих родителей, передали детям. Дочери получили прекрасное домашнее образование, которое у них сочеталось с глубокой религиозностью, а сыновья окончили лучшие учебные заведения России. Никогда ни один из них не подвел родителей, не заставил их краснеть за свой проступок и сомневаться кого-либо в семейной черте Аксаковых – честности.
Сергей Тимофеевич и Ольга Семеновна, как заметил их сын Иван и как отмечали многие исследователи, контрастировали и дополняли друг друга. Мать семейства была женщиной неумолимого долга, целомудренности, чистосердечия, строгости к себе. Об отце Иван Сергеевич писал, что он «любил жизнь, любил наслаждения, он был художник в душе и к каждому наслаждению относился художественно». Наделенные такими добродетелями родители в совокупности с благовоспитанными детьми дали нашей культуре семью, которая уже в XIX в. рассматривалась как уникальное явление. «Уникальность и почин, первый почин. Были литературные семьи в XVIII в., обладавшие такими “общими” интересами, – писал Ю.Манн, – но такое всестороннее влияние, какое оказала семья Аксаковых, – это уникальный случай». Он назвал семью Аксаковых гнездом русской культуры и, можно добавить, нравственности. Несмотря на то, что члены аксаковской семьи были очень разные, непохожие, все они были в духовном единстве и между собой, и с родителями. «А их разность в одной семье, – писала Е. Анненкова, – дополняла и создавала цельный образ, который как будто показывал все новые и новые грани того нравственного образа России, которым они дорожили». Если рассматривать жизнь семьи Аксаковых целостно, то мы можем увидеть в ней, «попытку убрать извечную дисгармонию духа и непосредственной каждодневной жизни, не снижая при этом требований к духовному бытию и не допуская высокомерного отношения к прозаической простоте эмпирического существования».
Действительно, жизнь Аксаковых не была закрыта от мира. Они жили хлебосольным гостеприимным домом; принимали помимо хороших знакомых и дорогих друзей совершенно незнакомых и случайных людей; переносили досужие сплетни, осуждения и т. д.
Семья – это место, где любой человек может и должен чувствовать себя любимым, защищенным, понятым. Несомненно, что в основе семейных ценностей и благополучия любой семьи – и семья Аксаковых это подтверждает – лежат духовно-нравственные заветы, которые исповедовали на протяжении веков наши предки; это тот фундамент, на котором зиждется сама жизнь. Господь, сотворив землю и человека по своему образу и подобию, дал заповеди, как обереги, ограждающие нас от гибели духовной и физической. Вот то богатство, которым мы должны дорожить, беречь и передать следующим за нами поколениям. «Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом и в которой один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, – это и есть малая Церковь». И эти слова вполне применимы к аксаковской семье, которая и была такой малой церковью.
Кузина Г.Н., н.с. музея