Сегодня в рамках акции «Неделя педагога и наставника» для студентов педагогического колледжа была проведена тематическая экскурсия, рассказывающая о деятельности С.Т. Аксакова на посту первого директора Константиновского межевого института.
О педагогических принципах С.Т. Аксакова можно судить по письмам к сыну Григорию, который в эти годы обучался в Императорском училище правоведения.
11 февраля 1836 года: «Милый друг мой и сын Гриша! … Помни мои слова: я считаю преступными тех родителей, чьи дети не приносят пользы и чести своему отечеству и человечеству…».
24 ноября 1836 года: «В большей части старших воспитанников вижу истинное рвение учиться, надобно удерживать и не понуждать … (подчеркнуто подобное рвение помню я лет за 36 или 37 тому назад в Казанской гимназии. Одним словом, я желаю чтобы мои дети так учились. Прибавь к тому, что старший класс знает необходимость в выпуске землемеров, знает, что их выпустят во всяком случае, несмотря на недостаток сведений, следственно одно желание быть достойными своего звания, одно благородное самолюбие не уронить в самом начале честь своего заведения - причиною их упомянутых, изнурительных трудов. В этом отношении я считаю себя очень счастливым. Молодой мой институт».
2 марта 1837 год: «Это правда, что в учебном заведении трудно уединиться; но в большом семействе это почти тоже... Только я вижу всех вас слишком занимает мысль о выходе из Училища... Теперь надобно думать об одном: как бы вполне воспользоваться временем пребывания в месте своего образования! Как бы по возможности извлечь пользу из учебных пособий, которые предлагает вам заботливое начальство!»
22 марта 1837 года: «Помни только, что ты должен образовать свой ум познаниями для себя, а не для директора; что ты можешь быть полезен и Государству и своему семейству, чего, конечно, ты пламенно желаешь. Милый друг! Кто хочет научиться, тот научиться везде - худы или хороши будут его учителя. Мало того, чтобы выучить задание, исполнить приказание-надобно желать образования, искать его везде, не пропустить случая нигде, и тогда успехи будут верны; но для тебя еще не настало это время; в высшем классе ты увидишь возможность так усердствовать, а теперь пользуйся теми средствами к ученью, какие тебе дают».
28 апреля 1837 года: «Скажу тебе, милый Гриша, что на месте твоего Директора, я бы не пустил бы тебя на всю Святую неделю за то, что ты опоздал к обедне! Приказание начальства, без всяких рассуждений всегда и свято должны быть исполнены! Погибло то учебное заведение, чуть воспитанники начнут рассуждать о распоряжении Начальства, и не повиноваться им! Помни мои слова... Обнимаю тебя и благословляю отец и друг С. Аксаков».
Из этой же переписки: «Особенно важны в воспитательном заведении надзиратели… Неоспоримая истина, что для привлечения в службу отличных людей есть только одно средство: достаточное вознаграждение. Когда чиновник обеспечен, когда благосостояние его устроено даже в будущем, тогда он может посвятить себя вполне обязанностям службы. Представь же себе, что у меня в институте надзиратели получают только по 600 рублей жалованья (кроме квартиры, отопления, освещения и стола); а инструкция, которую я им дал вероятно гораздо строже вашей… Вот причина, что я принужден часто переменять надзирателей: перемены эти никуда не годятся. Мы с инспектором стараемся вознаградить этот неудобства собственным, неусыпным надзором и привлечь хороших людей…».
А вот строки из письма к Сергею Тимофеевичу одного из родителей студента Константиновского межевого института: «Судьба наших детей в Ваших руках, и мы счастливы!».
Цитаты по книге «Мой институт…» В. Давлетбаева, Е. Емченко.
Неделя педагога и наставника
17 февраля 2023