5 мая 2021
Художник удивительной судьбы,
Боец несокрушимейшей удачи…
Демьян Бедный
«Искусство - это духовные следы совершенных людей. Оно рождается также, как Земля родилась, от космической вселенной» - сказал на открытии выставки Михаила Алексеевича Назарова его друг и коллега заслуженный художник РБ Кашаев Анвар Шакирович. Анвар Шакирович пояснил, что они с Назаровым часто обсуждали эту тему - сущность и назначение искусства.
Выставка «Живопись М.Назарова. Пространство и время» открылась в Мемориальном доме-музее С.Т. Аксакова 5 мая.
Как пояснил сын художника Алексей Назаров, эта экспозиция представляет ретроспективу творчества начиная с 50-х годов прошлого века до последних дней – Михаила Алексеевича не стало в 2019 году.
На открытие выставки пришли известные художники и бывшие ученики, коллеги по институту искусств, а также студенты, музейщики и просто любители живописи. Давно в музее не собирался такой широкий круг гостей.
Вступительное слово об отце сказал Алексей Назаров, осветив основные вехи его биографии:
Михаил Назаров родился 24 мая 1927 года в селе Кананикольское Зилаирского кантона Башкирской АССР. С 1932 года семья Назаровых жила в Мраково, затем переехала на Тубинский рудник. С 14 лет, с 1941 по 1945, Михаил работал в шахте наравне со взрослыми.
Первое образование получил в Башкирском театрально‑художественном училище, где большое влияние на формирование его как художника оказали педагоги Александр Тюлькин и Борис Лалетин. В 1958 году Михаил Назаров окончил факультет живописи Государственного художественного института в Таллине.
В 1979-1983 годах и с 1993 года работал преподавателем на факультете изобразительных искусств Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова. Михаил Алексеевич воспитал не одно поколение талантливых авторов. Среди его учеников — известные российские и башкирские художники А.М. Мазитов, Д.А. Сулейманов, В.А. Фролова, О.В. Цимболенко и многие другие. Назаров М.А. был одним из организаторов художественной группы «Сары бия». С 1981 года — член Союза художников СССР. Его работы хранятся в Уфимском музее современного искусства, Третьяковской галерее, Челябинской и Екатеринбургской картинных галереях, в Художественном музее им. М.В.Нестерова.
Много теплых слов было сказано о М.А. Назарове, как о художнике и как о педагоге. А вот ключом к восприятию и пониманию его работ для многих стали слова заслуженного художника РБ, скульптора Владимира Лобанова :
«Смысл любого серьезного писания заключается в том, что человек все, что происходит вокруг него, меряет вот этими изобразительными рамками. Вообще все. И тогда вот эти два мира соединяются в одном абсолютном искусстве жизни. Назаров наделяет своих героев каким-то невероятным умом, силой, пластикой, стараясь этих неказистых, страшных, порой не прорисованных людей сделать такими, какими он видит их в рамках своего высокого, собранного, интеллектуального холста. Он делает их мудрыми, он поднимает их на уровень невероятного. Он рассказывает историю, которая прожита и им, и этими людьми».
Действительно, если это не душа героев картин, этих некрасивых людей, то что же говорит нам об их нелегкой жизни - о светлой усталости косцов, о тяжелой участи трактористов, о тихой грусти одиноких деревенских улочек?
А Владимир Геннадьевич закончил речь своими стихами:
…Совершая дела и ошибки,
Надеясь порой на авось,
Слезы принять и улыбки,
Поняв, что не все удалось,
Но знать, что будет спасенье,
Яркий костер развести,
Однажды принять воскресенье
И снова тропу обрести.
Вот по этой, намеченной Лобановым тропе и прошло открытие выставки.
Светлана Игнатенко, зам.директора Художественного музея им.Нестерова рассказала, что сейчас ее кабинет находится в той комнате, где когда-то жил Михаил Назаров, работая в музее научным сотрудником и это ей по-особенному дорого. Они дружили с Михаилом Алексеевичем. Она поддержала идею о проведении серии выставок в следующем, юбилейном году. Говоря о безусловном таланте художника, Светлана Владиславовна отметила, что стилистика его письма требует от зрителя некоторой подготовки, и разъяснять его творчество – это задача музейщиков и галеристов.
Ученики Михаила Алексеевича говорили о бережном отношении к наследию своего учителя. Они организовали виртуальный музей в надежде, что когда-нибудь этот музей обретет реальные стены.
Самые трогательные слова сказал Панченко Владимир Алексеевич (Член Союза художников РФ, заслуженный работник культуры РБ): «С уходом Назарова стало не с кем поговорить по душам. Между нами всегда было понимание, и это было счастье. Мы работали в разных техниках, но всегда прислушивались к замечаниям друг друга».
В этот вечер много было рассказов и о многолетней дружбе с художником, о его неповторимом чувстве юмора, и о коротких, иногда разовых встречах, неожиданно изменивших восприятие окружающего мира. Давно закончилась протокольная часть открытия, но никто не спешил уходить, всем хотелось еще пообщаться, еще подышать этим воздухом сопричастности с великими мастерами.
И как справедливо отметил Анвар Кашаев, творчество Михаила Назарова не оставляет равнодушным, потому что в его картинах отражена подлинная жизнь и живая душа.
Выставка продлится до 25 мая.
Боец несокрушимейшей удачи…
Демьян Бедный
«Искусство - это духовные следы совершенных людей. Оно рождается также, как Земля родилась, от космической вселенной» - сказал на открытии выставки Михаила Алексеевича Назарова его друг и коллега заслуженный художник РБ Кашаев Анвар Шакирович. Анвар Шакирович пояснил, что они с Назаровым часто обсуждали эту тему - сущность и назначение искусства.
Выставка «Живопись М.Назарова. Пространство и время» открылась в Мемориальном доме-музее С.Т. Аксакова 5 мая.
Как пояснил сын художника Алексей Назаров, эта экспозиция представляет ретроспективу творчества начиная с 50-х годов прошлого века до последних дней – Михаила Алексеевича не стало в 2019 году.
На открытие выставки пришли известные художники и бывшие ученики, коллеги по институту искусств, а также студенты, музейщики и просто любители живописи. Давно в музее не собирался такой широкий круг гостей.
Вступительное слово об отце сказал Алексей Назаров, осветив основные вехи его биографии:
Михаил Назаров родился 24 мая 1927 года в селе Кананикольское Зилаирского кантона Башкирской АССР. С 1932 года семья Назаровых жила в Мраково, затем переехала на Тубинский рудник. С 14 лет, с 1941 по 1945, Михаил работал в шахте наравне со взрослыми.
Первое образование получил в Башкирском театрально‑художественном училище, где большое влияние на формирование его как художника оказали педагоги Александр Тюлькин и Борис Лалетин. В 1958 году Михаил Назаров окончил факультет живописи Государственного художественного института в Таллине.
В 1979-1983 годах и с 1993 года работал преподавателем на факультете изобразительных искусств Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова. Михаил Алексеевич воспитал не одно поколение талантливых авторов. Среди его учеников — известные российские и башкирские художники А.М. Мазитов, Д.А. Сулейманов, В.А. Фролова, О.В. Цимболенко и многие другие. Назаров М.А. был одним из организаторов художественной группы «Сары бия». С 1981 года — член Союза художников СССР. Его работы хранятся в Уфимском музее современного искусства, Третьяковской галерее, Челябинской и Екатеринбургской картинных галереях, в Художественном музее им. М.В.Нестерова.
Много теплых слов было сказано о М.А. Назарове, как о художнике и как о педагоге. А вот ключом к восприятию и пониманию его работ для многих стали слова заслуженного художника РБ, скульптора Владимира Лобанова :
«Смысл любого серьезного писания заключается в том, что человек все, что происходит вокруг него, меряет вот этими изобразительными рамками. Вообще все. И тогда вот эти два мира соединяются в одном абсолютном искусстве жизни. Назаров наделяет своих героев каким-то невероятным умом, силой, пластикой, стараясь этих неказистых, страшных, порой не прорисованных людей сделать такими, какими он видит их в рамках своего высокого, собранного, интеллектуального холста. Он делает их мудрыми, он поднимает их на уровень невероятного. Он рассказывает историю, которая прожита и им, и этими людьми».
Действительно, если это не душа героев картин, этих некрасивых людей, то что же говорит нам об их нелегкой жизни - о светлой усталости косцов, о тяжелой участи трактористов, о тихой грусти одиноких деревенских улочек?
А Владимир Геннадьевич закончил речь своими стихами:
…Совершая дела и ошибки,
Надеясь порой на авось,
Слезы принять и улыбки,
Поняв, что не все удалось,
Но знать, что будет спасенье,
Яркий костер развести,
Однажды принять воскресенье
И снова тропу обрести.
Вот по этой, намеченной Лобановым тропе и прошло открытие выставки.
Светлана Игнатенко, зам.директора Художественного музея им.Нестерова рассказала, что сейчас ее кабинет находится в той комнате, где когда-то жил Михаил Назаров, работая в музее научным сотрудником и это ей по-особенному дорого. Они дружили с Михаилом Алексеевичем. Она поддержала идею о проведении серии выставок в следующем, юбилейном году. Говоря о безусловном таланте художника, Светлана Владиславовна отметила, что стилистика его письма требует от зрителя некоторой подготовки, и разъяснять его творчество – это задача музейщиков и галеристов.
Ученики Михаила Алексеевича говорили о бережном отношении к наследию своего учителя. Они организовали виртуальный музей в надежде, что когда-нибудь этот музей обретет реальные стены.
Самые трогательные слова сказал Панченко Владимир Алексеевич (Член Союза художников РФ, заслуженный работник культуры РБ): «С уходом Назарова стало не с кем поговорить по душам. Между нами всегда было понимание, и это было счастье. Мы работали в разных техниках, но всегда прислушивались к замечаниям друг друга».
В этот вечер много было рассказов и о многолетней дружбе с художником, о его неповторимом чувстве юмора, и о коротких, иногда разовых встречах, неожиданно изменивших восприятие окружающего мира. Давно закончилась протокольная часть открытия, но никто не спешил уходить, всем хотелось еще пообщаться, еще подышать этим воздухом сопричастности с великими мастерами.
И как справедливо отметил Анвар Кашаев, творчество Михаила Назарова не оставляет равнодушным, потому что в его картинах отражена подлинная жизнь и живая душа.
Выставка продлится до 25 мая.