С начала января в Мемориальном доме-музее С.Т.Аксакова экспонируется традиционная выставка старинных – рождественских и новогодних - елочных игрушек, фотографий и открыток. Отдельную витрину занимает первая авторская выставка ватных елочных игрушек уфимской мастерица Дины Каршенинниковой.
Сотрудники музея познакомились с нею в середине сентября прошлого
года. Первая встреча всем запомнилась, потому что Дина Раулевна преподнесла в дар музею замечательный кукольный набор из четырех ватных фигурок по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Мы договорились о персональной новогодней выставке, а всего лишь через три месяца (!), в конце декабря, двадцать волшебных фигурок, побуждающих каждого вспомнить свое далекое детство с его зимними играми и радостями, оказались на стеклянных полочках выставочной
витрины.
Ватные фигурки просто замечательные, но их очарование можно
прочувствовать только при неспешном рассматривании. Тогда замечаешь, что каждый игрушечный человечек имеет свое лицо, свое настроение и характер.
Сразу хочется расспросить и узнать у мастерицы, как она делает такие
миниатюрные работы, как добивается нужных выражений на совсем крошечных личиках. И самое главное – как, когда и почему она начала заниматься этим необычным делом..?
О ватных елочных игрушках сегодня мало кто знает, потому что они
появились и были популярны в нашей стране в конце далеких 30-х годов прошлого века, когда в 1936 разрешили «праздновать елку». Лишь в немногих семьях, уцелевших от революционных потрясений, хранились по углам антресолей и кладовок елочные игрушки из прошлой жизни. В довоенной советской России перед страной ставились пятилетние планы развития промышленности и сельского хозяйства, когда о елочных игрушках просто не вспоминали, а потом не сразу и руки дошли до их массового производства. В 1936 году сначала в Москве и Ленинграде, потом и в других крупных городах появились многочисленные артели, где делали из уплотненной ваты, накрученной
на простенькие проволочные каркасы и покрытой клеем, фигурки детей, животных, лыжников, а из прессованного картона и опилок Дедов Морозов, игрушки с советской символикой, пограничников, парашютистов, летчиков и пр.
До 1961 года «картонки» стоили 10 копеек, а позже – 1 копейку. Вскоре наладили массовое производство стеклянных игрушек. По внешнему виду и скорости изготовления ватные игрушки уступали картонным, пластиковым, пенопластовым и стеклянным. Они быстро пачкались, теряли привлекательность, поэтому почти не сохранились, не дожили до наших дней. Сложно однозначно сказать, почему ватные елочные игрушки сегодня становятся вновь популярными.
Дина Раулевна Каршенинникова родилась в 1963 году. Семья жила в Затоне в собственном доме. Самым ухоженным и красивым место для прогулок в Затоне был больничный сквер, теперь на этом месте Речное училище. В начальной школе учитель рисования Сан-Саныч заметил девочку и даже сказал, что у нее талант и ей нужно учиться рисованию дальше. Дина, конечно, сразу передала слова учителя родителям, однако отец только глубоко вздохнул и промолчал в ответ. В Затоне, на окраине Уфы, ни только не было художественной школы, но даже и кружков при средней школе. Родители все время работали, возить девочку на занятия в Уфу было некому. Дина понемногу рисовала для себя. Позже поступила на заочное отделение финансового техникума в Оренбурге, работала в отделении сбербанка, а по праздникам на работе и ко дню рождения близких людей мастерила стенгазеты, готовила своими руками новогодние сюрпризы с пожеланиями, сочиняла частушки и четверостишия. А потом ей поручили организовать вечер для сотрудников отделения сбербанка, и она сочинила занимательный и веселый трехчасовой сценарий. Родственники также просили ее
организовывать, оформлять юбилейные семейные праздники и даже быть тамадой (ведущим праздничного застолья). Новогодний праздник был для Дины всегда особым: собиралась вся родня, каждому нужно было подготовить затейливый подарок, изготовленный собственными руками. В то время многие увлекались макраме, вышивкой, в том числе лентами, вязанием оригинальной одежды, изготовлением из разноцветного песка картинок. Все эти рукоделия освоила наша героиня и даже написала маслом несколько цветочных натюрмортов.
«Лет восемь назад, - вспоминает Дина Раулевна, - увидела на просторах
интернета сказочные фигурки и с удивлением узнала, что они выполнены из обычной ваты. Попробовала сделать их своими руками, первые получились страшненькими, но когда клей подсох, - смотрелись настоящими игрушками. Постепенно это увлечение полностью завладело мною. Открою самое заветное: сначала я делаю лица с разными выражениями, они лежат отдельно, а когда задумываю смастерить фигурку, - достаю, раскладываю личики и стараюсь
представить историю, характер и настроение будущей куколки. Постепенно мне становится понятно, как у каждой может выглядеть и поза, и одежда... А про одежду вот что скажу, – иногда вспоминаю свое детство и то, как были одеты дети в то далекое время, когда многое шили и вязали любящие руки наших бабушек и мам. Иногда рассматриваю старинные открытки и фотографии, на которых нарядные мальчики и девочки похожи на больших прекрасных кукол. А
потом что-то происходит, - и вдруг рождается во мне тот или иной образ ватной елочной фигурки...».
У Дины Раулевны много новых творческих задумок. К 450-летнему юбилею Уфы художница задумала сделать серию фигурок в национальных одеждах – представителей разных национальностей, для которых наш город стал родным домом, малой Родиной.
Г.О.Иванова, снс музея
Ватные игрушки
25 января 2024