официальный сайт

Музей семьи Аксаковых в с. Надеждино

Музей семьи Аксаковых в с. Надеждино, филиал Национального музея РБ, входит в состав Аксаковского музея РБ. Находится в селе Надеждино Белебеевского района республики Башкортостан. 28 сентября 2002 года по Указу Президента РБ здесь был открыт Историко-культурный центр «Надеждино». Основу центра составили Дмитриевский храм и воссозданный усадебный дом писателя, в котором был открыт Музей семьи Аксаковых.

Фонды музея насчитывают около тысячи единиц хранения, из них основной фонд более 500.

Село Надеждино Белебеевского района РБ неразрывно связано с именем замечательного русского писателя XIX века С. Т. Аксакова и его сыновей – Ивана и Константина, публицистов, общественных деятелей, литераторов и внучки Ольги Григорьевны Аксаковой. Достаточно сказать, что именно в Надёжино (как в те времена называли это село) происходили самые драматические события "Семейной хроники" (в повести село называется Парашино).

В восстановленном усадебном доме рядом с Дмитриевской церковью, построенной еще предками Аксакова, воссозданы залы, в которых ведется рассказ не только об истории семьи писателя, но через судьбы ее обитателей и владельцев раскрывается история самой надеждинской усадьбы с XVIII по XX в.

Историческая привязанность рода Аксаковых к этому месту начинается с 70-х гг. XVIII в., когда М.М. Куроедов, муж двоюродной бабки С.Т. Аксакова, отправился “в Уфимское наместничество и купил у башкирцев примерно по урочищам более двадцати тысяч чернозему... Земля лежала по

речке Усень и по речкам Сююш, Мелеус, Кармалка и Белебейка”. Куроедов перевез сюда своих крепостных крестьян из Сибирской губернии и основал деревню, дав название в честь своей жены Надежды (ее отчество и фамилия стали названиями еще двух основанных им на башкирской земле деревень - Ивановки и Куроедово). Он-то и начал строительство усадебного дома и церкви.

Первые встречи юного Сережи Аксакова с деревней Надеждино относятся к последним годам XVIII века. Он не раз останавливался здесь по пути к дедушке в Оренбургское Аксаково. Детские впечатления, органично вводившие будущего писателя в мир сельской природы и крестьянского труда, стали материалом для его знаменитых книг "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука".

Художественные экспонаты первого зала – герб рода Аксаковых, карта межевания земель, Уставная грамота, определявшая экономические условия освобождения аксаковских крестьян от крепостной зависимости, родословное древо, гравированные картинки из сельской жизни Гейслера и Карнеева – рассказывает об истории создания села Надеждино и его привязанности к роду Аксаковых. Особым украшением зала стали подлинные картины маслом художника Н.А. Протопопова, изображающие усадебный дом в Надеждино в 20-х гг. XX века.

После смерти двоюродной бабушки Н.И. Куроедовой село Надеждино перешло во владение отцу писателя Тимофею Степановичу. В 1821 г. он выделил усадьбу Надеждино Сергею Тимофеевичу под полную хозяйскую опеку. Уже женатым человеком приедет в село Надеждино Сергей Тимофеевич с женой и малолетними детьми Константином, Верой, Григорием.

Со всей страстностью, присущей его натуре, взялся он исполнять обязанности помещика. "Благодаря живости моего воображения и мечтательному легкомыслию, я раскрашивал радушными цветами будущую мою сельскую деятельность". Но совсем скоро он понял, что не достаточно одного желания и тех скромных навыков, которые были получены от отца. "Хорошо, что я скоро догадался не мешать старосте: все пошло по-прежнему, и хозяйственные дела пошли гораздо лучше".

Освободившись от "помещичьих" забот, С.Т. Аксаков всецело отдался любимым занятиям. "Ружейная охота, степная, лесная и болотная, уженье форели, переписка с московскими друзьями, чтение книг и журналов, и, наконец, литературные занятия наполнили мои зимние и летние досужие часы, оставшиеся праздными от внутренней, сельской жизни".

В Надеждино у Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны родились дети: Ольга, Михаил и Иван – будущий прославленный русский публицист, писатель, пламенный защитник интересов славян в Европе.

Здесь, в Надеждино, в семейном кругу много читали вслух и по памяти, устраивали детские костюмированные праздники, разыгрывали домашние спектакли. Излюбленным чтением в семье были книги по истории российского государства, Римской империи, библейские сюжеты, что во

многом сформировало направление научных интересов и будущий ораторский талант старшего сына Константина.

И потому художественное решение второго зала подчинено главной задаче - созданию образа семейного уюта и творческих занятий обитателей усадьбы. Именно таким запомнился этот дом Константину Аксакову:

Вот село, барский двор, деревянный забор,

На дворе сельский видится дом.

Тихий вечер, тепло, а в окошках светло,

В доме люди, дом жизнью кипит...

Надеждино действительно для всей семьи Аксаковых было родовым гнездом, где дети Аксакова получили свои первые жизненные впечатления, благотворно повлиявшие на формирование их "русского" мировоззрения.

В семье Аксаковых никогда не отделяли мир взрослых от детского, поэтому в художественном экспозиционном образе второго зала условно выделен мир женских и юношеских интересов.

Литографические картинки из Священной и русской истории, подлинные книги героического и исторического круга чтения всей семьи, акварели из дамских альбомов, карты для вышивания, гербарии, – все это раскрывает посетителю духовный мир молодой аксаковской семьи.

Третий зал в экспозиции музея занимает особое положение - он находится как бы в центре всего хода экскурсии, в него выходят двери трех других залов. Этот зал в общем ходе экскурсии становится как бы связующим звеном не только по месту положения, но и в смысловом плане: даже покинутая усадьба Надеждино продолжала жить в памяти, стихах и делах ее обитателей. В этом зале не предполагается интерьерных уголков. Экспозиция располагается в витринах и на стенах. Это книги Сергея Тимофеевича, его знаменитых сыновей Константина и Ивана, их портреты, портреты друзей и сослуживцев. Особо ценным экспонатом является подлинное издание газеты «День», редактором, издателем и автором многих статей которой был Иван Аксаков.

После смерти С.Т. Аксакова в 1859 году имение Надеждино унаследовал сын Григорий Сергеевич, а с 1892 года "владельцами Надеждинской усадьбы и близлежащих земель признаны наследники потомственного дворянина Г.С. Аксакова – Сергей Григорьевич и девица Ольга Григорьевна Аксаковы".

Поскольку Ольга Григорьевна была не только хранительницей родового имения, но и всего архива большой творчески одаренной семьи Аксаковых, то правомерно, что зал, ей посвященный, становится своеобразным хранилищем памяти обо всех выдающихся родственниках.

К 1890-м годам фотография прочно вошла в быт. Это позволило активно использовать их в экспозиции. Обилие фотографий многочисленных членов большой аксаковской семьи разных поколений как нельзя лучше работает на образ семейного хранилища. Разнообразят это "хранилище" всевозможные рамочки под фото: деревянные, картонные, мраморные,

стеклянные различных форм и размеров. Мелкие детали в убранстве комнаты ненавязчиво придают всему интерьеру черты дамского уголка: живые цветы, легкая ширма, настольная лампа под абажуром в форме цветка, шкатулки, книги, альбомы, чайный сервиз, саше.

Последняя наследница и владелица Надеждино из рода Аксаковых - Ольга Григорьевна, пытаясь спасти имение, много раз перезаложенное в банке, от продажи с торгов (совсем в духе своего времени), построила в трех километрах от железной дороги дачные корпуса, где в 1890 году открыла кумысолечебницу для туберкулезных больных. Она сама будет руководить строительством корпусов, вникать во все подробности кумысного производства, чтобы обустроить лечебницу с наилучшими удобствами. И в скором времени сведения о кумысолечебнице Ольги Григорьевны Аксаковой будут помещены в справочные книги по Уфимской губернии. Уже после революции она передала бесценные реликвии советскому правительству.

И хотя надеждинскому музею всего два года, он сумел прочно зарекомендовать себя как культурный центр не только в самом селе, но и в районе и городе Белебее. В музее проходят концерты камерной музыки, на которых выступают солисты оперного театра из Уфы, музыканты из Белебея, проходят вечера поэзии, дважды в рамках праздника "Ильхам шешлере" (Родники вдохновения) в музее проходили круглые столы писателей и поэтов как профессиональных, так и самодеятельных из Татарии, Чувашии и Башкортостана. Традиционно их проводит Равиль Бикбаев.

Но самая важная работа в музее связана с учащимися. Сельские школьники искренне любят свой музей: помогают озеленять сад, участвуют в уборке и подготовке к Аксаковским праздникам. При музее уже два года плодотворно работает литературно-творческий кружок "Аксаковская тропинка": ребята пишут исследовательские работы, сами пробуют сочинять.

Сотрудник музея Соловов Г.Н., стажировавшийся в Абрамцевских художественных мастерских, организовал при музее "Школу прикладного мастерства", в которой мальчишки с увлечением учатся резьбе по дереву, столярному ремеслу, а еще у них есть желание освоить и гончарное дело, – таким необходимым на селе специальностям.

Церковь во имя святого Великомученика Дмитрия Солунского построена в селе М. М. Куроедовым в 1799 году. При храме существовало церковно–приходское училище с 1879 года, которое имело собственный дом, построенный Г.С. Аксаковым. Церковь действовала до 30-x годов ХХ в., затем ее закрыли и отдали под зернохранилище. А с 70-x годов склад перевели в Малиновку, и церковь оказалась совсем заброшена.

В 1991 г. к 200-летию со дня рождения С.Т. Аксакова правительством Республики Башкортостан был восстановлен храм. Президентом Международного фонда славянской письменности и культуры В.М. Клыковым церкви было подарена храмовая икона Дм.

Солунского, Аксаковским фондом – напрестольное Евангелие XVIII века, а администрацией г. Белебея – дом под воскресную школу.

Яндекс.Метрика