официальный сайт

Образ матери...

Образ матери в повестях С.Т.Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова–внука»

С.Т.Аксаков навечно запечатлел образ любимой маменьки Марии Николаевны Аксаковой в своей автобиографической трилогии. Это, наверное, лучший памятник той женщине, которая его родила и воспитала, которая много сделала, чтобы он стал великим человеком и великим писателем.

«Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием, – пишет Аксаков в начале повести «Детские годы Багрова–внука». – Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвуют в них».

Его ранние детские воспоминания были неразрывно связаны с впечатлениями от нежной заботливости и ласк окружающих, особенно матери. Вероятно, даже его удивительную способность припоминать чуть ли не ощущения колыбели следует объяснить не только замечательной памятью даровитого ребенка, но также и тем обстоятельством, что приятные впечатления охотнее и чаще вызываются нами в памяти и таким образом прочнее удерживаются и укрепляются в ней. Ребенок встречал отовсюду только любовь, ласку, заботливый уход и не удивительно, что всем этим закладывалось зерно, из которого впоследствии развился его уравновешенный и дружелюбный характер.

С маменькой Сережи Багрова, героя аксаковской трилогии, мы познакомились в повести «Семейная хроника». Перед нами предстал сложный характер Софьи Николаевны – под этим именем была выведена Мария Николаевна Аксакова в повестях. Своим умом, образованностью, волей она выделялась не только в семье Багровых, но и в избранном кругу уфимской губернской знати, где ее называли «яркой кометой», «Венерой и Минервой», что говорило о ее красоте и уме.

Одним из важнейших условий реалистического изображения человеческого характера, М.Е.Салтыков–Щедрин, очень высоко ценивший прозу Аксакова, считал способность писателя подвергать исследованию поведение людей, так сказать, в их возможности и при этом брать в расчет «не те одни речи, которые человек говорит, но и те, которые он не выговаривает, но думает».

Большое мастерство Аксакова – художника обнаруживается также в том, что все лица и предметы получили в «Детских годах…» иное, чем в «Семейной хронике» освещение, а именно под углом детского зрения. Ведь в «Семейной хронике» рассказчик взрослый, а в «Детских годах…» – ребенок. В первой повести Софья Николаевна, блестящая уфимская звезда, резко противопоставлена своему заурядному жениху, ставшему супругом. Аксаков сумел тонко показать заложенные в характере Софьи Николаевны черты властолюбия, оказавшие, между прочим, влияние на ее решение связать свою судьбу с нелюбимым «деревенским дворянчиком».

Во второй же повести яркий контраст между родителями сглаживается. Отец, Тимофей Степанович, представлен как хороший семьянин, добрый, справедливый помещик, человек любящий и тонко чувствующий природу, а Софья Николаевна как обыкновенная любящая и любимая мать.

Образ Софьи Николаевны обретает здесь некоторые новые черты. Соотношение света и тени в изображении ее характера меняется. Свойственное ей прежде обаяние тускнеет. В ее отношениях с людьми, и особенно с крестьянами, обнаруживается надменность, эгоцентризм, душевная черствость. Сережу все более поражает неспособность маменьки чувствовать природу, отсутствие в ней интереса к крестьянскому труду, к его восторженным рассказам о рыбной ловле, охоте, словом, ко всему тому миру, который является для ребенка источником поэзии и радости.

Отец и мать – это те две главные силы, которые были даны Проведением Сереже Багрову, чтобы совершалось его развитие. В отце олицетворена практическая жизнь; он близок к родной природе, будучи помещиком, вынужден заниматься хозяйственными делами, которые отнимают у него много времени. В матери живут чувства и размышления. Она воспитана городом. До замужества помимо чтения и занятий самообразованием, много времени вынуждена была уделять ведению хозяйства и заниматься делами уфимского наместничества, так как ее отец от этих дел по болезни отошел. С рождением сына вся ее нерастраченная любовь, сосредоточилась на нем.

Таким образом, отец и мать, воплощая в себе разные качества, не уничтожали друг друга в воспитании сына, а дополняли. История участия матери в воспитании есть та неисповедимая, недоступная нам книга, тайны которой известны одному Богу.

Софья Николаевна очень хорошо осознавала свою миссию по воспитанию ребенка. Она, в отличие от других матерей, которые в духе времени отдавали своих детей на вскармливание и воспитание чужим людям – мамкам–нянькам, гувернанткам, старалась все свое свободное время проводить с Сережей, понимая, что в обратном случае воспитателями ее сына станут дворовые люди, способные оказать на него дурное влияние. Благодаря материнскому чутью и проницательности, Софья Николаевны смогла оградить сына от этого.

Но в то же время проявила мудрость, отделив зерна от плевел, то есть, выделила из всей дворни Евсеича, который потом множество раз доказал верность и правильность ее выбора. Приставление дядьки к сыну послужило доказательством того, что Софья Николаевна не противилась той власти, которую взяла над Сережей природа, т.к. Евсеич, может быть, как никто в повести слит с природой и весь наполнен ее

дыханием. Обладая врожденной нравственностью, он понимал чистоту того детского мира, в котором должен расти его соколик–барин и стал достойным помощником матери в сохранении этой чистоты.

Создавая образ матери, С.Т.Аксаков использовал всю мощь своего таланта. Он очень тонко переходил от положительных качеств Софьи Николаевны к изображению теневых сторон ее характера, оставляя их всегда в полусвете, проявляя деликатную сдержанность. В работе ему помогали и сама жизнь, и предания, и изустные рассказы. Однако, все это стало лишь основой, которой он, как большой художник, должен был придать полноту жизни, теплоту красок. В результате получился достоверный психологический образ, который запоминается, восхищает и заставляет задуматься о том, что часто нами принимается как должное – величии материнского подвига.

Материал подготовила

Кузина Г.Н., науч. сотр. музея С.Т.Аксакова
    
Адрес: 450057, г. Уфа, ул. З. Расулева, д. 4, а/я 4871
тел.: (347) 276-83-52
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика