К 230-летию со дня рождения Ольги Семеновны Аксаковой (01.03.1793 – 02.05.1878)
«…ОНА ВСЯ ПРИНАДЛЕЖАЛА РУССКОМУ БЫТУ»
Дом Аксаковых был крупным духовным центром своего времени. На аксаковские журфиксы по субботам собирались известные деятели русской культуры. Их привлекала здоровая семейная атмосфера, возможность общения с Сергеем Тимофеевичем, от которого всегда исходила доброжелательность и отзывчивость; приветливость домочадцев, готовых принимать и принимавших гостей ежедневно. Основные же хлопоты по дому лежали на Ольге Семеновне, к которой у всех друзей семьи было почтительное отношение, а Погодин называл своей «первой начальницей» и неукоснительно выполнял все её просьбы. На Ольге Семеновне держался не только внешний порядок, она была нравственным камертоном для своего семейства. Младший из сыновей, Иван Аксаков писал о своей матери: «Благоговейно покорялась она мужней воле, но когда дело шло для нее о нравственном начале, муж должен был склоняться перед нею: не то, чтобы она только не хотела, но она не могла действовать вопреки своему убеждению».
Каждый член этой фамилии был частью целого. Целостность как нечто единое, неиспорченное, неразрывное – это один из настоящих маркеров аксаковской семьи.
Сергей Тимофеевич и Ольга Семеновна были почти ровесниками. После знакомства Аксаков стал часто посещать дом на окраине Москвы около Донского монастыря, в котором жил генерал-майор в отставке Семен Григорьевич Заплатин и его дочери – старшая Ольга и младшая Вера. Их мать турчанка Игель-Сюм девочкой попала в плен. В России её взяли на воспитание в семью генерала, окрестили Марией, а когда пришло время, выдали замуж за курского помещика С.Г. Заплатина.
В Ольгу, или Оллину, как ее называл молодой Сергей Аксаков, он влюбился без памяти. Возвращаясь после очередного свидания, писал стихи, в которых сокрушался о том, как медленно течет время и оттягивает следующую встречу с любимой, а ему скорее хочется снова увидеться с ней. Переполнявшие его чувства он изливал в «маленький, продолговатого формата, в зеленом сафьяновом переплете альбом с надписью на первой странице: «Моей возлюбленной невесте. 1816 года апреля 24-го дня. Москва». После того, как между ними произошло объяснение, Аксаков уже ночью написал своей любимой Оллине: «Боже мой, чем я заслужил твою великую милость? Какую душу ты передо мною открыла, какие чувства, какие правила? Ах, Оллина, твоя любовь будет вечным источником моего блаженства. С каким восхищением слышал я от тебя упрек и сомнение в силе и постоянстве чувств моих. Вместо огорчения новый пламень любви по нервам моим разливается!.. Я торжествовал. <…> Как небесная гармония открываются и теперь еще в ушах моих восхитительные звуки твоего голоса. „Я люблю тебя! Я счастлива”. Ах, эти слова будут для меня утешением в скорби, исцелением в болезнях и отрадою в несчастиях, если Провидению угодно будет ниспослать их на меня».
И вот, наконец, 02 (14 н.ст.) июня 1816 года молодые люди соединились в таинстве венчания, состоявшегося в одной из древнейших московских церквей - Симеона Столпника на Поварской.
Свою семейную жизнь молодые супруги начали в родовом аксаковском имении Ново-Аксакове в Оренбуржье, где у них родились первые дети – Константин, Вера, Григорий. Через четыре года Тимофей Степанович отделил своего старшего сына, определив ему в собственность с. Надеждино Белебеевского уезда. Здесь, в Уфимском крае, Сергей Тимофеевич со своим семейством прожил еще несколько лет, все время мечтая о переезде в первопрестольную, куда его манили друзья, театральная и литературная жизнь.
Сергей Тимофеевич и Ольга Семеновна прожили в браке более сорока лет. Для своего мужа она была и другом, и советчиком, и хранительницей семейного очага. Вместе они воспитали десять детей. Их сыновья – Константин, Григорий, Иван и дочь Вера вошли в историю русской культуры как государственные, общественно – политические деятели и мемуаристы.
В доме Аксаковых очень чувствовалось семейное начало. А. Платонов писал об этом: "...чувству родины и любви к ней, патриотизму человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье… Именно в любви ребенка к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство общественного человека; именно здесь он превращается силою привязанности к источникам жизни - матери и отцу - в общественное существо…».
В семье Аксаковых царила очень доброжелательная обстановка; традиционные ценности передавались вполне естественно, так как дети не слышали, как надо жить, а видели, как живут родители.
Сергей Тимофеевич и Ольга Семеновна, по замечанию их сына Ивана и многих исследователей, контрастировали и дополняли друг друга.
Ольга Семеновна была воспитана отцом, суворовским генералом, участником победоносных походов нашего генералиссимуса. Овдовев, он забрал дочерей из пансиона. Ольга стала и секретарем, и другом отца. В его обществе, под его влиянием она «почерпнула тот дух доблести, которым так резко отличалась от других женщин».
Особенно ценны слова сына Ивана, который писал о матери: «Неумолимость долга, целомудренность, поразительная в женщине, имевшей стольких детей, отвращение от всего грязного, сального, нечистого, суровое пренебрежение ко всякому комфорту, правдивость … презрение к удовольствиям и забавам, чистосердечие, строгость к себе и ко всякой человеческой слабости, негодование, резкость суда, при этом пылкость и живость души, любовь к поэзии, стремление ко всему возвышенному, отсутствие всякой пошлости, всякой претензии — вот отличительные свойства этой замечательной женщины … При этом она вся принадлежала русскому быту. Русские обычаи, особенно церковные, русская кухня, русская природа — все это было ей родное».
Гости, а без них не обходилось ни дня, даже не подозревали, как непросто было жить семье (и Ольге Семеновне, так как именно на её плечах лежали все семейные хлопоты и забота о домочадцах), в материальном и эмоциональном плане. Литератор И.И. Панаев воспоминал: «Аксаковы жили тогда (в 1838 году. — Н.Т.) в большом отдельном деревянном доме на Смоленском рынке. Для многочисленного семейства требовалась многочисленная прислуга. Дом был битком набит дворнею. Это была уже не городская жизнь в том смысле, как мы ее понимаем теперь, а патриархальная, широкая помещичья жизнь, перенесенная в город… Дом Аксаковых с утра и до вечера был полон гостями… Хозяева были так просты в общении со всеми посещавшими их, так бесцеремонны и радушны, что к ним нельзя было не привязаться».
Современники, отмечая сердечность и высоконравственность Ольги Семеновны, подчеркивали, что «она вносила в семью теплый, ровный свет и, не уступая своему мужу в сердечности, далеко превосходила его моральной устойчивостью. При таком характере жены семейная жизнь, можно сказать, имела воспитывающее действие и на самого Сергея Тимофеевича, культивируя в нем все доброе и смягчая, сглаживая его слабости и недостатки».
Женская мудрость Ольги Семеновны состояла в том, что она сознательно оставалась за спиной своего мужа. Растворяясь в семье – муже и детях – она была творцом того, что называется аксаковская семья.
Мать большого семейства, Ольга Семеновна пережила многих своих детей. Умерла она в Киеве, где доживала свой век с самой младшей дочерью Софьей, которая окормлялась у старцев Киево-Печерской лавры. Но похоронили её там, где уже упокоились муж и дети, у южной стены Никольской церкви Симонова монастыря в Москве.
Ольга Григорьевна Аксакова, любимая внучка, ухаживавшая за бабушкой, лежавшей на смертном одре, свидетельствовала, что она как истая христианка вверяла себя в руки Святой Троицы и твердо говорила: «Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, Троица Святая, Слава Тебе - вот моя вера!» и просила, «чтобы не носили по ней черного, что должны радоваться ее смерти и благословить Бога за ее ниспослание».
Н.с. музея Кузина Г.Н.
Выставка, посвященная Ольге Семеновне Аксаковой
1 марта 2023