Уже отмечавшиеся нами в ряде предыдущих работ высокий философско-теоретический уровень и широта охвата многих общественно-культурных проблем, а также современность способов их решения и подходов к ним в идейном наследии раннего русского славянофильства, обуславливают целесообразность перехода от излишне общих его оценок к специальному рассмотрению развитых в нем взглядов на конкретные вопросы.
К сожалению, С.Т. Аксаков не вошел в ряд тех русских писателей, жизнь и творчество которых после революции пропагандировались или хотя бы изучались. Одна из основных причин этого заключена в том, что партийный подход к литературе определил его как певца помещичьего быта, защитника устоев патриархальной Руси. Писатель несколько десятилетий был практически в забвении: редко издавались его произведения (исключение составляет всеми любимая сказка "Аленький цветочек"), ничтожно мало изучены его жизнь и творчество (и поныне самое значительное исследование - монография С.И. Машинского "С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество" - вышло только в 1961 г.).
Согласно исследованию ученых род Аксаковых ведет отсчет от Ивана Федоровича Вельяминова, жившего во времена Ивана III (середина 15 века), по прозвищу Аксак, что в переводе с татарского означает "хромой", но Аксаковы в далеком прошлом писались "Оксаковы".
Роман был задуман в начале 1856 года, закончен осенью 1858 гола в Спасском, "накануне сорокалетия". В это время писатель окончательно бросил все помышления о семейной жизни, графине Елизавете Егоровне Ламберт писал: "Я не рассчитываю больше на счастье для себя, т. е. на счастье, в том опять-таки тревожном смысле, в котором оно принимается молодыми сердцами; нечего думать о цветах, когда пора цветения прошла"',
Премию эту давно ждали в России. И вот ее утвердили. И сразу ее вручение стало событием в культурно-духовной жизни России. Той России, которая ценит подлинные, неземные ценности, вырастающие на почве отечественной культуры. Это событие, потому что страна давно ждет восславления имени Аксаковых, потому что народу нашему давно нужны те ценности, которые исповедовали Аксаковы. "Министерством совести и чести" называли их. Как нужны нам люди, безгранично влюбленные в нашу землю, хранящие, воспевающие ее. И, учредив премию Аксакова, Президент республики и Союз писателей Башкортостана, Союз писателей России, Международный Славянский фонд как бы еще раз возводили Аксаковых на высокий духовный пьедестал, обращали внимание на те ценности, которые проповедовали они, утверждали их патриотический авторитет в обществе. А то, что ее материально оснащали и вручали в Уфе - столице Башкортостана, отменяло представление о Всероссийской премии как о, сугубо московской. И это было не сепаратистское устремление, а стремление областей и республик взять на себя ответственность, в том числе в деле утверждения великих ценностей культуры. Когда ищущие скандальный поворот в любой ситуации тележурналисты спросили меня; "А почему все-таки Всероссийская премия утверждается и вручается не в Москве?" - я ответил, что дело защиты Отечества не есть дело одних москвичей, равно как и дело защиты, утверждения, возвышения отечественной культуры не есть дело одной Москвы, тем более, что Президент, писатели Башкортостана проявили здесь мудрость и заинтересованность.
Многие-многие века темными вечерами наши дети слушали народные сказки, их рассказывали бабушки, мамы, а в дворянских семьях - крепостные няни. Сейчас родители и бабушки разучились рассказывать сказки, однако дело поправимое - читать-то мы еще не разучились. Но сначала давайте подумаем - а зачем детям нужны сказки?