Сравнительно-типологическое изучение творчества И.С. Тургенева и С.Т. Аксакова еще ждет своего исследователя. Мы же ограничимся темой взаимовлияния писателей в ходе творческой истории создания и опубликования охотничьих записок. Свои произведения оба автора назвали почти одинаково, тем самым продемонстрирован определенное единство замысла и его воплощения. Они практически одновременно обратились к традиционному тогда жанру "натуралистических" очерков.
Рассказы и очерки об охоте не раз публиковались в журналах 40-х гг. XIX века: «Иллюстрация», «Журнал коннозаводства и охоты», «Лесной журнал». Популярны были публикации Ф.Гриневецкого, А. Венцеславского. Также издавались переводные охотничьи очерки - французские и английские. Переводились произведения Луи Виардо, которые считались лучшими в этом жанре в 40-е годы. Однако думается, что не столько книжное влияние и литературная традиция, сколько собственные наблюдения и впечатления подтолкнули Тургенева и Аксакова к созданию «Записок охотника».
Первый очерк И. Тургенева «Хорь и Калиныч» вышел в журнале «Современник» (1847 г., №1, отд. «Смесь», стр. 55-64.) с подзаголовком - «Из записок охотника» и с подписью автора. П.В. Анненков позже написал: «Тургенев выразил ясно и художественно сущность настроения, которое уже носилось, так сказать, в воздухе»
Внешнем толчком к началу работы над «записками охотника»послужи просьба И.И. Панаева летом или осенью 1846 года снабдить его материалом для отдела «Смесь» первом номере обновленного «Современника». «...Я, - вспоминал Тургенев в «Литературных и житейских воспоминаниях», - оставил ему очерк, озаглавленный «Хорь и Калиныч». В.А. Громов в своем исследовании «Записки охотника» в структуре прижизненных изданий сочинений Тургенева» предполагает и доказывает, что замысел цикла возник еще в 1843 год, значит очерк «Хорь и Калиныч» мог быть написан года, еще до просьбы И. Панаева.
«Успех этого очерка побудил меня написать другие, - пишет И.С. Тургенев в «Литературных и житейских воспоминаниях», - и я возвратился к литературе». Также в письме к П.В. Анненкову от 4 декабря 1880 года писатель утверждал: «В начале моей карьеры успех «Хоря и Калиныча» породил «Записки охотника». Несмотря на некоторую случайность публикации, «возникновение этот цикла было явлением глубоко закономерным в идейном и творческом развитии Тургенева», утверждают комментаторы произведения писателя.
В том же году в журнале «Современник» (1847 г. , №2) появился «Петр Петрович Каратаев». «Слова «Из записок охотника», прибавленные к заглавию «Хоря и Калиныча» И.И. Панаева (свидетельство Тургенева в «Литературных и житейских воспоминаниях»), не были повторены, в качестве подзаголовка здесь стояло слово «Рассказ». Эти первые два рассказа будущего цикла не были отмечены и номерами»
Сам автор начал нумерацию своих произведений только с третьего рассказа "Ермолай и мельничиха", помещенного в пятой книге "Современника" за тот же 1847 год. "Таким образом, Тургенев, по-видимому, лишь весной этого года утвердился в мысли создать цикл рассказов и очерков"'. Как видим, и В.А Громов и комментаторы академического издания полного собрания сочинений писателя высказывают только предположения по поводу замысла "Записок охотника'". Первое известное документальное свидетельство о нем датируется летними месяцами 1847 года. Это наброски текста титульного листа будущего издания. Затем, 28 октября 1847 года Некрасов сообщает Тургеневу о своем проекте: "<... > я хочу издать и на днях начну "Записки охотника" - уж наберется томик порядочный, а когда наберется другой -и другой напечатаем<...>. А рассказы Ваши так хороши и такой производят эффект, что затеряться им в журнале не следует".
Получается, что с легкой руки И. Панаева в литературных кругах ряд очерков я рассказов Тургенева стал называться "Записками охотника". Н.А. Некрасов, обладая литературным и издательским чутьем, задумал выпустить их отдельной книгой. Однако его проект не удался из-за цензуры В середине 1848 года И. Тургенев набросал новый вариант титульного листа задуманного им цикла. Через два года писатель разработал еще одну "программу" издания "Записок охотника". В сентябре 1850 года он приступил наконец, к его подготовке.
28 февраля 1852 года "Записки" были официально представлены Н.Х. Кетчером в Московский цензурный комитет. 5 и 6 марта появились разрешительные документов на печатание. К 10 мая 1852 года печатание книг завершилось.
6(18) июня 1852 года Тургенев сообщил Аксаковым: "Boт и мои "Записки охотника" совсем готовы, и билет на их выпуск выдан; однако мы с Кетчером решились подождать"11. Тем не менее в начале августа 1852 года книга вышла в свет. К 1874 год определился полный и окончательный состав "Записок" как целостною цикла.
Теперь проследим историю создания "Записок ружейного охотника Оренбургской губернии'". Сам С.Т. Аксаков высказался так: "Меня заставили писать полуслепота и деревня. Я прожил жизнь, сохранил теплоту и живость воображения, и вот от чего обыкновенный талант производит необыкновенное действие". Будучи страстным любителем природы, будущий писатель с детства вел натуралистические заметки описывал своих первых пойманных рыбок, содержавшихся у него птичек, бабочек.
С.И. Машинский отметил, что сохранились "две небольшие записные книжки Аксакова"10: «Описание разной дичи в наших местах», с короткой характеристикой ряда птиц, и "Заяц", с короткими зарисовками зайца, белки, журавля и т.д. Данные записные книжки по мнению комментатора, "значительно более давнего происхождения' , чем «рукопись "Записок ружейного охотника".
Успех рыболовных записок и нарастающая тяга к творчеству подтолкнули Аксакова создать другой цикл. Работу над ним художник начал в 1849 году. В декабре он сообщил сыну Ивану: " С удовольствием воображаю, как я стану читать тебе мои записки. хотя я не совсем доволен, но убежден, что а них много достоинства: для охотника с душою, натуралиста и литератора. Я постоянно удерживаю себя, чтоб не увлекаться в описании природы и посторонних для охоты предметов; но Константин и Вера сильно уговаривают, чтоб я дал себе волю: твой голос решит это дело. Боюсь, как огня, стариковской болтливости, которая как раз подумает, что все ей известное никому не известно и интересно для всех (подчеркнуто нами - Е.Н.)"!:.
Таким образом, Аксаков с самого начала работы над "Записками охотника" поставил перед собой ясную цель - писать с точки зрения и охотника с душою, и натуралиста, и литератора. Судя по всему, автор послушался своих детей, внимательных читателей и первых критиков создаваемых записок, потому что "описаний природы и посторонних для охоты предметов" в них множество.
Сохранив к преклонному возрасту "теплоту и живость воображения", Аксаков основательно дополнил и доработал уже имевшиеся у него наброски с описанием птиц и животных. Ему пригодились и собственные многочисленные дневниковые заметки, которые велись на протяжении многих лет.
В результате интенсивного труда в конце 1851 года "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" были завершены. В этом же году в мае небольшой отрывок из охотничьих записок Аксакова был опубликован на страницах "Московских ведомостей" под названием "Пролет и прилет птиц7". В марте 1852 года "Записки" вышли из печати уже целиком.
Таким образом, И. Тургенев и С. Аксаков задумали свои циклы порознь. Один начал их в 1846 году, а другой - в 1849 году. Но завершили подготовку отдельных изданий книг и опубликовали свои произведения писатели одновременно!
Они познакомились в 1850 году в Москве, где жила семья Аксаковых с 3 декабря 1850 года по конец января 1851 года и куда приехал Тургенев. Несмотря на существенную разницу в возрасте - С.Т. Аксакову было почти шестьдесят, И.С Тургеневу - чуть более тридцати, - они скоро обнаружили общие интересы и подружились. 29 декабря 1850 года С.Аксаков писал сыну Ивану: " На днях познакомился с Тургеневым, и он мне очень понравился: может быть, его убежденья ложны или, по крайней мере, противны моим, но натура его добрая, простая и суеверно доступная впечатлениям темного, загадочного мира души человеческой" . Под "ложными убеждениями" нового друга старший Аксаков подразумевал его приверженность к западникам. Он с высоты своих лет прощал и понимал издержки позиции молодого Тургенева. Сам С.Т. Аксаков в это время тоже много размышлял над событиями в стране. "Рост социальных противоречий в России и западной Европе и связанное с ним повсеместное обострение идейной борьбы, назревание серьезных политических событий - все это вызвало в Аксакове очень сложную реакцию. С одной стороны, в нем усиливается критическое отношение к современным порядкам, а с другой - эти порядки пугают писателя и обостряют в нем желание уйти от «скверной» действительности, от хаоса современной политической жизни. В «мир природы, в мир спокойствия, свободы».
В середине XIX века в русской литературы дифференциации по направлениям: выделились «искусство для жизни», которое обращалось к злободневным проблемам, и «искусство для искусства», затрагивающее вечные и высокие темы. Как видим, писатель сознательно определился в выборе направленности своего творчества. Вот строки из письма Аксакова к сыну Ивану от12 октября 1849 года, характеризующие его позицию: «Скверной действительности не поправишь, думая об ней беспрестанно, а только захвораешь, и я забываюсь уходя в вечно спокойный мир природы». Хотя последующие произведения художника не были лишены злободневности, социального и исторического пафоса, общая и главная ориентация на изображение природы сохранилась.
Тургенев тем временем, напротив, продолжил принимать активное участие в общественной жизни России, следя за всеми политическими событиями. Но разница в взглядов на социально-политическое положение в России и Европе не помешала двум писателям тесно сблизиться и подружиться. Они "импонировали друг другу свойственной им обоим широтой восприятия жизни и искусства, душевной мягкостью, тонкостью художественного вкуса, а также каким-то особым, поэтическим отношением к природе и страстью к охоте."'6.
Достаточно обратиться к письмам писателей, чтобы убедиться в их взаимной уважении и доброжелательности. Например. Тургенев пишет. "Поклонитесь от меня самым дружеским поклоном Вашему батюшке...". "Ваше письмо чрезвычайно меня обрадовало, любезный и почтенный Сергей Тимофеевич'", "до свидания - будьте здоровья и веселы - желаю Вам всего хорошего в мире с искренней привязанностью остаюсь душевно уважающий Вас Ив. Тургенев'1, "Вы так добры и пишете мне, что сожалеете, чтя узнали меня поздно; поверьте, что это сожаление не менее сильно с моей стороны, особенно когда я вспоминаю, что мы могли быть давно знакомы... но у каждою человека есть своя судьба., которая ведет его по своим дорогам .."!7. Ну что тут еще можно добавить!
Писателей объединяла любовь к природе и охоте, заложенная в них с детства. С малых лет оба мальчика всей душой тянулись к природе, к ее "тварям", искали уединения в ее лоне. Позже они страстно увлеклись охотой, как возможностью общаться с природой и чувствовать ее дыхание, находиться в единении с нею.
Дружеские отношения укрепляли и поддерживали творческий диалог писателей. И. Тургенев, по приезде в Москву, часто гостил в Абрамцеве и на московской квартире Аксаковых. В их семействе принято было читать в присутствии гостей отрывки из создаваемых на тот момент сочинений С. Аксакова. Из его письма от 2(14) января 1851 года узнаем, что писатель уже читал Тургеневу свои охотничьи записки: "Когда появились "Записки охотника"" Тургенева, - писал Аксаков сыну Ивану, - я подумал, как бы мне приятно было прочесть ему мои записки. Мое несбыточное желание исполнилось, ему прочли несколько отрывков, и они были вполне оценены им. Ему захотелось еще послушать, и завтра вечером Константин прочтет ему еще несколько отрывков. Первый слушаньем я был очень доволен ".
Возможно, в ходе этих чтений шли обсуждения аксаковских текстов, а так же замыслов И. Тургенева. Каждый автор получал для себя что-то важное. В беседах упоминалась, несомненно, командировка Ивана Аксакова в мае 1849 года с комиссией в Ярославскую губернию, одной из задач которой было изучение секты бегунов (странников). В письмах к родным И.С. Аксаков сообщая свои наблюдения над жизнью купцов, крестьян, в особенности сектантов-бегунов. Он привез с собой записи писем, песен, стихов, поучений и рукописных сочинений сектантов, с которыми познакомился, вероятно, и Тургенев, находившийся в январе 1851 года в гостях у С.Т. Аксакова.
Во всяком случае, в очерке "Касьян с Красивой Мечи", законченном писателем в первых числах февраля 1851 года и помещенном в "Современнике" за 1851 год важные детали духовного облика и образа жизни бегунов отразились в обрисовке фигуры Касьяна , хотя текст не дает оснований утверждать, что Касьян - сектант. В письме Аксакову от 4(16) декабря 1851 года Тургенев попросил "переслать <. > известную <ему> песню" . И. Аксаков переслал ему с письмом от 4 января 1852 года раскольничий стих. Этот факт доказывает продуктивность творческого общения И С. Тургенев с семейством Аксаковых. Оно приняло такие формы, что автор "Записок охотника" делился с ними самыми сокровенными соображениями.
В ходе общений с Аксаковыми Тургенев в 1851 голу отредактировал рассказ «Хорь и Калины», о чем и сообщил в письме И. Аксакову от 28 декабря 1852 года (9 янв. 1853 г) после изданий "Записок": " <...> помнил я, что был какой-то где-то намек в «Записках» на славянофильство - нашел несколько слов на этот счет в "Хоре и Калиныче" и выкинул их <...>"'21 .
Дружбу писателей мы бы назвали творческим союзом. Как Аксаков сумел оценить необычайную одаренность Тургенева, так и Тургенев доверял таланту и художественному чутью Аксакова. Писатели, только вступающие по-настоящему на литературный путь, советовались друг с другом, взаимно просили оценить созданные тексты и впоследствии вносили в них изменения В частности, обсуждались такие произведения, как "Маму", "Постоялый двор", "Рудин", "Собственная господская контора" Тургенева и "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии", "Семейная хроника", "Детские годы Багрова-внука". "Воспоминания", литературные мемуары Аксакова.
И.С. Тургенев постоянно побуждал Аксакова работать дальше и не бросать пера: «Отличная у Вас мысль продолжать "Семейную хронику". Приведите ее в исполнение».
Оба писателя также делились впечатлениями от произведений других авторов, например, Л. Толстого, И Некрасова и др. "Радуюсь, что Некрасов написал несколько хороших стихотворений. - писал Аксаков летом 1854 года Тургеневу - После Вашего рассказа я принимаю в нем искреннее участие"". Так они нашли друг в друге интересных литературных собеседников.
С.Т. Аксакову удалось побудить молодого автора к совместной работе. С.Т. Аксаков предполагал выпускать периодический "Охотничий сборник", оформляемый коллективом авторов. Но это по ряду причин не удалось: из нескольких авторов только И. Тургенев прислал свою статью "О соловьях", да и цензура не спешила с разрешительным билетом. В итоге С. Аксаков подготовил книгу, состоящую из собственных произведений и очерка Тургенева, она вышла из печати отдельным изданием в 1855 году. "Разумеется, - писал Тургенев Аксакову 2 (14) апреля 1853 года из Спасского, - я Ваш сотрудник и мое перо, мое имя к Вашим услугам. На днях примусь думать о содержании статей я сообщу Вам - на чем остановлюсь"2 . В следующем письме сообщал: "Я намерен для Вашего "Сборника" составить - во-1-х, статью о ловле курских и Бердичевских соловьев, списанную со слов моего старого охотника<...>: - а во-2-х) рассказ о стрельбе мужиками медведей на овсах в Полесье"25.
Так в творчестве Тургенева появились очерки "О соловьях" и "Поездка в Полесье", которые издателями XIX века включались в цикл "Записки охотника7'.
Еще до встречи с Тургеневым С.Т. Аксаков, работая над "Записками ружейного охотника", беспокоился о том, как они будут восприняты создателем других "Записок". Но познакомившись с произведением Аксакова в рукописном варианте, И. Тургенев высоко оценил их и в письмах спрашивал, "когда же явятся "Охотничьи записки"? Я с истинным нетерпением ожидаю этой книги"26, но о своих "Записках" не упоминал, хотя именно тогда сам работал над последними очерками цикла: «Певцы»(1850), "Свидание'-(!850),"Бежин луг"(1850-1851), "Касьян с Красивой Мечи"(1851).
Почему же в переписке с декабря 1851 года по март 1852 года Тургенев торопил С. Аксакова с выходом книги? Для любого писателя, а тем более для начинающего, важно, как примет его сочинение читающая публика. С появлением в свет аксаковской книги И. Тургенев, возможно, связывал восприятие общественностью и своих "Записок".
У него было больше литературного опыта на тот момент, и он, успев вполне оцепить «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии", принял тон более опытного оратора и успокаивал Аксакова в письме от 2(14) февраля 1852 года: " <...> мне было приятно думать, что если Ваши прекрасные "Записки" появятся в свет ранее, чем Вы предполагаете, то читатели будут этим отчасти обязаны мне. Ради бога, печатайте их нынешней же зимой; не сравнивайте их с Вашей книгой об Уженье, которая, как ни хороша но интересует у нас слишком немногих: <...> а ружейных охотников ~ слава богу! - есть великое множество. - Притом Ваши "Записки" будут дороги не для одних охотник! всякому человеку, не лишенному поэтического чутья - они доставят истинное наслажденье, потому я готов отвечать за успех их - и литературный - и материальный. А для меня повторяю - написать им разбор будет просто праздник. Подчеркнуто нами. - Е.Н. ->"27.
И.С. Тургенев со свойственным ему эстетическим чутьем сразу обратил внимание на поэтичность произведения Аксакова, он подчеркнул, что в нем художественное больше, чем в рыболовных записках, отметил стиль писателя, умело владеющего словом. Свое обещание Тургенев сдержал и написал как литературный критик две статьи касающиеся "Записок ружешюто охотника" С. Аксакова. Он указал на их достоинства: " что за прелесть эта книга, сколько в ней свежести, грации, наблюдательности, понимая и любви природы!..'" , подчеркнул "добродушно умный, ясный и мужественный тон письма. "Слог его мне чрезвычайно нравится, - писал Тургенев в своей второй статье. Это настоящая русская речь, добродушная и прямая, гибкая и ловкая. Ничего нет вычурного и ничего лишнего, напряженного и ничего вялого - свобода и точность выражения одинаково замечательны. Эта книга написана охотно и охотно читаете. Тому, как она создавалась, рецензент сам был свидетелем. Современники заметили, что статьи И. Тургенева - вышли далеко за пределы "сухих критических статей, сами приобрели определенное художественное значение.
Таким образом, заочно подготовленные к встрече и творческому общению Тургенев и Аксаков практически одновременно работали над воплощением единого жанровом и во многом в тематическом отношении - замысла. Их "Записки" вышли в 1852 году с небольшой разницей: у Аксакова в марте, у Тургенева - в августе. Мы считаем, для Тургенева, с одной стороны, новое знакомство явилось значительным стимулом воплощения его планов. Автор "Хоря и Калиныча" получил мощный толчок продолжению и завершению своего цикла.
С другой стороны, нельзя не согласиться с мнением С.И. Машинского. "Большая личная дружба Аксакова с крупнейшими художниками его времени -дружба, основанная общности духовных интересов, дружба требовательная, трудная, этически осмысленная имела существенное значение не только для личной судьбы каждого из этих писателей, но и для его творческого роста, для движения всей русской литературы в целом". Трудно переоценить роль прежде всего Тургенева в творческой эволюции Аксакова.
Итак, И. С. Тургенев и С.Т. Аксаков начали свои охотничьи записки порознь однако друг без друга они не смогли бы создать их в том виде, в каком они предстали перся читателями. Конечно, кроме большого типологического сходства, произведения обоих писателей об охоте, несомненно отличались печатью их творческих индивидуальностей.
Лейтмотив и пафос ''Записок охотника" И.Тургенева определен жанром путешествия охотника, его наблюдениями над типами и явлениями русской жизни, заслуживающими уважения и внимания Поэтому в его книге больше чувства социальности и народности. По словам В.Г. Белинского, он "зашел к народу стороны, с какой до к нему никто еще не заходил".
Лейтмотив и пафос "Записок ружейного охотника Оренбургской губернии" С.Т. Аксакова обусловлен воспоминаниями истинного, страстного охотника о своих путешествиях, о встречах с природой, птицами и зверьми, как выясняется. самобытным тоже заслуживающими внимания. В его книге преобладает созерцательность и эстетический взгляд на природу.
Лейтмотив и пафос "Записок ружейного охотника Оренбургской губернии" С.Т. Аксакова обусловлен воспоминаниями истинного, страстного охотника о своих путеше-ствиях, о встречах с природой, птицами и зверьми, как выясняется. самобытным тоже заслуживающими внимания. В его книге преобладает созерцательность и эстетиче-ский взгляд на природу.
Можно сказать, что первый автор раскрыл всю самобытность, все достоинства и недостатки, живые и мертвые стихии жизни русского народа, и у него возникла целая галерея, своего рода энциклопедия национальных характеров Второй автор, "перево-площаясь" в птиц, описал их повадки, особенности, и у него сложилась оригинальная галерея их своеобразных характеров. «Записки» Аксакова - это энциклопедия природной жизни.
СНОСКИ
- См. об этом С. Машинский. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. - М, 1973.-С 314-321 Ковалев В. А. «Записки охотника» И.С Тургенева. – Л:,1980.- С 54-61.
- Анненков И.В. Воспоминании и критические очерки. отд.3. - СПб.,1881.-С. 92.
- Тургенев И.С. и русская литература. Научные труды, том 204 -Курск. 1980.-С 84-104.
- Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем в 28 тт. Т 13. кн.1,- M.-Л, 1968.-C. 15 В дальнейшем ссылки на это издание приводятся в тексте.
- Тургенев И.С. Соч. Т. 4. Комментарии. – С. 497.
- Там же. С. 499.-500.
- Там же. С. 500.
- Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. Т. 10.- М, 1952. – С. 84.
- Тургенев И.С. Письма. Т. 2 - С. 59
- См об этом: Машинский С. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. - М., 1973.-С. 316
- Там же.-С.316.
- ИРЛИ ф.3. оп.3. д.№13. п 55: ср : "Русская мысль"', 1915, №8. -С 123
- Цит. по: Ковалев В.Л. «Записки охотника» И.С. Тургенева. - Л., 1980 –С. 99.
- Машинский С. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. - М.,1973.-С. 308.
- ИРЛИ. Ф- 3. оп. 3. д . № 1, лл. 70-70 об.
- Машинский С С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. - М., 1973.-С 263-264.
- Тургенев И.С. Письма. Т. 2.
- Цит. по: Аксаков С.Т. Собр. соч. в 4 т. – Т. 4. - М., 1956.
- См. об этом: Ковалев В. А. "Записки охотника" И.С Тургенева. - Л., 1980 -С 91-100
- Тургенев И.С. Письма Т. 2.-С 37
- Там же - С. 98
- Тургенев И.С. Письма. Т.2. – С. 44.
- Цит. по: Машинский С. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество - М., 1973.- С. 554.
- Тургенев И.С. Письма. Т. 2. -С. 140.
- Тургенев И.С. Письма. Т. 2 -С 148-149
- Там же - С. 37.
- Тургенев И.С. Письма. Т. 2. - С. 43.
Никитина Е.П.,
аспирантка БГПУ, Белебей