Повесть С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» - это произведение, оказавшее существенное влияние на формирование в 50-е гг. XIX века нового жанра русской литературы - автобиографической повести о детстве. История ребенка - это мир, увиденный его глазами и наполненный его переживаниями. Удивительным образом удалось С.Т.Аксакову отразить особенности детского мировосприятия сквозь призму уже взрослого, познавшего жизнь человека: ведь Багров-внук является и главным героем, и рассказчиком, он не просто вспоминает детство, но старается воспроизвести свои прежние ощущения маленького мальчика и взрослого, связав их во времени. Автор словно оглядывается назад и приводит детские впечатления, а в то же время многое оценивает с высоты прожитых лет.
Впервые в русской литературе С.Т.Аксаков представил ребенка в качестве путешествующего и рассуждающего в пути главного действующего лица и уделил большое место переживаниям, которые сопровождают Сережу Багрова в дороге [3, 82]. В повести несколько дорог, они ведут в разные места, и совершает путешествия Багров-внук в разное время жизни (об этом свидетельствуют и названия глав «Дорога до Парашина», «Зимняя дорога в Багрово», «Летняя поездка в Чурасово», «Возвращение в Уфу к городской жизни» и др.). Путешествия предоставляют ребенку огромное количество впечатлений, переживая которые он непременно открывает для себя что-то новое. Он растет физически и духовно, дорога - стимул этого роста. Не случайно исследователи творчества С.Т.Аксакова отмечали, что в повести «Детские годы Багрова-внука» дорога - это не просто реальное место событий, не фон, на котором они разворачиваются, это эпический образ, средоточие динамического и статического начал, находящихся в известном равновесии. Внутренний мир героя и мир, окружающий его, предстают в гармонии, в единстве [2, 35].
Главный герой повести вспоминает свое детство, которое он провел в Уфе и в нескольких селах, составляющих «родовую отчину» семейства Багровых (Аксаковых). Это была пора его путешествия в пространстве и времени, и текст дает нам возможность для языкового представления путешественника, его настроений и переживаний в дороге.
В начале повести мы обнаруживаем, что самые ранние детские воспоминания Сережи Багрова связаны с дорогой: Заметив, что дорога мне как будто полезна, мать ездила со мной беспрестанно: то в подгородние деревушки своих братьев, то к знакомым помещикам... Дорогой, довольно рано поутру, почувствовал я себя дурно... [1, 236]. Итак, первое путешествие устроено для оздоровления мальчика, и оно стало значительным событием в жизни героя, т. к. благоприятное действие окружающей природы сделало свое дело - вскоре после поездки он выздоровел: Лес, тень, цветы, ароматный воздух так мне понравились, что я упросил не трогать меня с места... Мне становилось час от часу лучше, и через несколько месяцев я был почти здоров. Я приписываю мое спасение... движению и воздуху. Чудное целительное действие дороги не подлежит сомнению [1, 231]. Словно в благодарность посвятил С.Т.Аксаков дороге следующие почти поэтические, исполненные глубокого чувства строки: Дорога удивительное дело! Ее могущество непреодолимо, успокоительно и целительно. Отрывая вдруг человека от окружающей его среды, все равно, любезной ему или даже неприятной, от постоянно развлекающей его множеством предметов, постоянно текущей, разнообразной действительности, она сосредоточивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминания прошедшего и, наконец, на мечты и надежды - в будущем; и все это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости [1, 259].
Маленький мальчик с раннего возраста знакомится с дорогой. В отрывке «Дорога до Парашина» мы видим, как речевое поведение героя определяется спецификой языковой личности автора текста, выражающего свое отношение к герою повествования и к той среде, которая его окружает: Здесь начинается ряд еще не испытанных мною впечатлений [1, 238]. С этого момента Сережа Багров начинает путешествовать. Анализируя в тексте повести восприятие дороги мальчиком, легко заметить, что пространство заполнено теми предметами, которые волнуют в данный момент его детское воображение. Пространство это, несомненно, протяженное, потому что он постигает его в движении, во время путешествия, в дороге. Поэтому в тексте повести мы обнаруживаем схождение линии пространственной - это окружающий путешественника мир, и линии восприятия, которая отражает представления этого путешественника - на основе восприятия - о пространстве. Они неотделимы и переходят одна в другую: во время путешествия, в дороге, Сережа Багров ощущает, воспринимает окружающий мир, формируются его представления об этом мире. Такая ситуация дает возможность автору характеризовать путешественника как личность - все вокруг читатель воспринимает сквозь призму взгляда маленького мальчика: Сначала смешанною толпою новых предметов и образов роились у меня в голове Дема, родники, ржаное поле, мельница [1, далее цит.с.237-265]. Таким образом, мы видим, что этот взгляд фокусирует, запечатлевает сразу многое. Восприятие любого события в дороге определяется его пространственной характеристикой, при этом значительна роль самого автора высказывания, который ограничивает события и выделяет те или иные пространственные ориентиры. Каким же представляется нам рассказчик, путешественник Сережа Багров? В дальнейшем мы попытаемся раскрыть некоторые особенности языкового представления героя, сравнив описание двух «дорог» в отрывках «Дорога до Парашина» и «Зимняя дорога в Багрово».
- В «Дороге до Парашина» Аксаков наделяет своего героя следующими чертами:
1) он любопытен, любознателен и ему интересна вся дорога заранее; это подтверждается следующими конструкциями:
Я был очень доволен, узнав, что мы поедем на своих лошадях...
Я с большим любопытством стал расспрашивать обо всем наших перевозчиков.
С каким вниманием и любопытством смотрел я на эти новые для меня предметы.
Сколько новых предметов, сколько новых слов! Отец удовлетворял моему любопытству...
...я весь в движении и волнении принялся расспрашивать... Отец как-то затруднялся удовлетворить всем моим вопросам.
2) он испытывает удивление, недоумение и даже потрясение от всего увиденного, т.к. все происходит с ним впервые:
Я был так поражен этим невиданным зрелищем, что совершенно онемел. Уженье просто свело меня сума!
Все смеялись, говоря, что от страха у меня язык отнялся, но это было не совсем справедливо: я был подавлен не столько страхом, сколько новостью предметов...
Сердце так и стучало у меня в груди.
Столько увидел и узнал я в этот день, что детское мое воображение продолжало представлять мне в каком-то смешении все картины и образы, носившиеся передо мной.
Все это меня очень занимало.
Я был изумлен, я чувствовал какое-то непонятное волнение...
Я не вдруг заснул
Порой эти состояния достигают высшей степени проявления и даже переходят в испуг:
Я очень испугался такого неожиданного путешествия...
Все смеялись, говоря, что от страха у меня язык отнялся...
3) он испытывает удовольствие и радость от увиденного, и именно радостное состояние становится в дороге главным, определяющим. Об этом свидетельствуют следующие конструкции:
Такое удовольствие, что я и сказать не могу...
...и я с большим удовольствием рассматривал и замечал их особенности.
Я... не помня себя от радости, принялся хлопотать...
Я не имел о них понятия и пришел в восхищение...
Я ожидал с радостным восхищением...
Это опять для меня было новое удовольствие.
Удочка и дрожащий поплавок приводили меня при одном воспоминании в восторг, и мне стало так весело, как никогда не бывало.
Я уже совершенно опомнился, и мне стало так весело, как никогда не бывало.
Я принял в другой раз на свою душу такие же приятные впечатления...
Все эти характеристики присущи ребенку, впервые путешествующему, познающему окружающий мир. Здесь проявляется одна из особенностей творчества С.Т.Аксакова, на которую не раз указывали литературоведы: любовь и внимание к деталям, отсутствие больших, панорамных картин. Обращает на себя внимание обилие лексики эмоционального состояния и переживания: волнение, восхищение, восторг, радость; свело с ума, был поражен, сердце так и стучало, был изумлен. И слова, и конструкции повторяются, что создает определенный эмоциональный фон отрывка.
Итак, в первом путешествии перед нами открытый для восприятия нового маленький мальчик, для которого все в дороге становится предметом радостного восхищения. Здесь у него нет никаких других мыслей, кроме волнующих впечатлений. Дорога так хороша, что и в будущее он смотрит только с надеждой: Приятные надежды опять зашевелились в моей голове.
П. По-другому рисует С.Т. Аксаков своего героя в главе «Зимняя дорога в Багрово». Между первым и вторым путешествием проходят осень и зима, насыщенные самыми разными событиями - как радостными, так и печальными. Цель этого путешествия - навестить умирающего дедушку, и это очень огорчает Сережу. Кроме того, в нем живы печальные воспоминания о тех днях, которые провели они с сестрицей в Багрово без родителей.
Сам автор уже в начале главы говорит о том, что перед нами будет и другая дорога, и другой путешественник: Эта дорога, продолжавшаяся почти двое суток, оставила во мне самое тягостное и неприятное воспоминание. Мы можем охарактеризовать путешественника следующим образом:
1) исчезли изумление, удивление, любопытство, но остались страх и тревога: Я пришел в ужас...
Я высказал все свои сомнения и страхи матери...
У меня было и предчувствие, и убеждение, что с нами случится какое-нибудь несчастие..., что мы или замерзнем, или захвораем...
Я не могу описать тревоги и волнения, которые я испытывал тогда.
2) страх становится основой для веры в предчувствия:
Невеселая будущность представлялась мне впереди.
Ночная темнота нагнала страхи и предчувствия на мою больную душу...
Именно с этих пор у меня укоренилась вера в предчувствия, и я во всю мою жизнь страдал от них более, чем от действительных несчастий.
3) путешественник злой, раздражительный и уставший от дороги: Я повиновался с раздражением и слезами. Свое раздражение он вкладывает в характеристику окружающих явлений и предметов:
Наконец, доплелись мы до какой-то татарской деревушки.
Мы вошли в гадкую мордовскую избу, кажется, отвратительней этой избы я не встречал. Тогда же поселились во мне ужас и отвращение к зимней езде на переменных лошадях...
Мочальная сбруя, непривычные малосильные лошаденки - все это поистине ужасно.
Если в первой поездке Сереже хотелось своего путешествия, то сейчас он с радостью и облегчением почувствовал ее окончание, и в то же время ощущал себя разбитым и измученным: В голове моей происходила совершеннейшая путаница разных впечатлений, воспоминаний, страха и предчувствий. И с грустью сам путешественник констатирует: Той летней степной дороги не было теперь и следочка.
Здесь лексическое наполнение текста иное, чем в первом отрывке: отрицательная эмотивная лексика - раздражение, страх, сомнение, тревога, ужас, предикаты болезненного состояния, печали, страха - задохся, захвораем, ушибся, огорчило, стало тошно и дурно, было грустно, привели в беспокойство, испытывал мучения, пришел в ужас, слова стилистически окрашенные - тошно, тащимся, доплелись, гадкой, отвратительной лошаденки.
По-прежнему автор следует приему многократного повторения, и здесь тоже создан эмоциональный фон, но напряженный, полный тревоги и неприятных ощущений. Цель достигнута: читатель смотрит на мир дороги глазами героя, который воспринял эту дорогу сквозь призму своих настроений и чувств.
Итак, Аксаков поместил своего героя в ситуацию дороги не единожды, и это не случайно. Он стремится показать и скоротечность жизни (ведь не так уж много времени прошло между этими путешествиями), и быстро изменяющееся восприятие окружающего мира ребенком, для которого не существует полутонов, а есть только черное и белое: летняя дорога, яркая, приятная, полная новых ощущений, доставляла мальчику удовольствие, такой же могла оказаться и зимняя дорога - ведь до сих пор он зимой никуда не ездил (она тоже могла быть наполнена новизной впечатлений), но у мальчика уже есть груз памяти, и все неприятные мысли, связанные с предстоящей встречей с умирающим дедушкой, он переносит на свое путешествие. Так формируется мироощущение и мировоззрение ребенка.
Дорога позволяет автору заглянуть в душу героя, поездки мотивируют стремительное расширение круга наблюдений и впечатлений Сережи Багрова о природе, о семье, о жизни крестьян, об особенностях быта людей разных национальностей. И постепенно, через сотворенное писателем слово, мы проникаем в этнокультурную ситуацию эпохи, а принцип детализации, которому следует СТ.Аксаков, позволяет создать полную картину того мира, который открывается герою. Языковые средства служат для создания повествовательного эффекта движения, развития событий, перехода от одной сюжетной ситуации к другой и одновременно характеризуют героя повести - путешественника. Дорога Сережи Багрова - это дорога в мир, где он останется уже навсегда, ведь детство не возвращается. Много истин познает он на этом пути.
ЛИТЕРАТУРА
- Аксаков СТ. Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука. Воспоминания. - М, 1973.
- Дудина Л.Н. Мотив дороги в мемуарной хронике СТ. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» //СТ. Аксаков и славянская культура. Тезисы докладов юбилейной конференции.- Уфа, 1991. С.35-38.
- Подгурская Э.Б. Путешествие как духовный путь (по книге СТ. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» //Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых. Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1 . - Уфа, 2001. С.81-84.
ЕВДОКИМОВА Е В.,
к.филол.наук, доцент БашГУ,
РЯБЧЕНКО Н.Н.,
Аксаковский стипендиат 2006 г.
выпускница БашГУ