Особенности аксаковских охотничьих рассказов, на наш взгляд, могут быть рассмотрены в аспекте стиля с учетом ритмико-интонационных параметров художественной речи, специфики композиции и предметной изобразительности.
Следует отметить, что данные произведения С.Т. Аксакова вписаны в широкий контекст охотничьей литературы, корни которой восходят к сценам охоты в знаменитом «Поучении» Владимира Мономаха, к «Книге глаголемой Урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути», появившейся в середине XVII века и традиционно приписываемой перу царя Алексея Михайловича, к еще одной рукописной книге – «О содержании псовой охоты» (середина XVIII века). Были другие аналогичные издания.
После выхода рассказов С.Т. Аксакова характер охотничьей литературы изменился. По нашему мнению, новаторский характер его произведений обусловлен особым повествовательным ритмом, присущим его художественной речи, не свойственной предшествующим охотничьим книгам, которые, судя по названиям, представляли собой нагромождение разного рода советов, инструкций, рецептов.
Охотничьим рассказам С.Т. Аксакова, по мнению С.И. Машинского, свойственны плавный ритм и спокойный тон повествования; однако эта характеристика может быть дополнена. Ритмическое своеобразие произведений писателя определяется высокой степенью мелодичности, присущей даже технической части изображения охоты, ритмико-интонационным богатством речи повествователя, близкой к изустному рассказыванию, а также особой ритмической выразительностью сюжетных действий.
В «Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах» С.Т.Аксаков стремится показать читателю, что каждая охота «имеет свои тонкости, свое знанье дела, свое уменье, свои удачи и неудачи, следственно свой интерес» [1, 362]. Он ставит перед собой задачу: подробно передать особенности подготовки и проведения той или иной охоты и привести примеры из личного опыта. Решить данную задачу позволяет органичное совмещение в рассказах двух планов изображения охоты, отличительные черты которых обусловлены, в первую очередь, характером содержания.
Так, один из планов представляет собственно техническую сторону охоты. В каждом рассказе раскрывается читателю ее суть, перечисляются условия успешной охоты, подробно излагаются последовательные действия охотника. Содержание данной части перекликается с содержанием книг из охотничьей литературы. На это указывает название некоторых из них, например, «Карманная книжка для егерей и птицеловов, содержащая в себе описание диких зверей и птиц, обитающих в России, по каким местам имеют свое пребывание, чем питаются и какие имеют свойства; наставления в какое время и как оных стрелять и ловить разными способами; каким образом выкармливать и обучать легавых собак нужных для сей охоты; описание птиц певчих с показанием, как ловить их разными способами и содержать в клетках; с присовокуплением наставления о выборе хороших ружей, пороха и дроби; о делании разных орудий и сетей для ловли зверей и птиц употребляемых и пр.» [2].
О.А. Егоров указывает, что схему построения книги – ружья и снаряжение, собаки, описание дичи и охота на нее – С.Т. Аксаков использует в «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии». Она просматривается и в «техническом» плане произведений, составляющих цикл «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».
В отличие же от предшествующей и современной С.Т. Аксакову охотничьей литературы параллельно с отображением технической стороны дела в текст его рассказов включается собственно художественное изображение охоты (автор продолжает собственные традиции, заложенные в «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии»).
К художественному плану относятся воспоминания о случаях на охоте, пережитых самим повествователем и переданных в их сюжетном развитии, описания внешнего вида рыб, зверей и птиц, лирические отступления, выражающие впечатления от охоты, живописные картины природы, при создании которых привлекаются самые различные изобразительно-выразительные средства. В отличие от «технического» план, выписанного в очерковой манере, в художественном – доминируют черты, присущие жанру воспоминаний.
Двухплановый характер изображения охоты у Аксакова проявляется и в особенностях художественного времени. Оно линейно и циклично: цикличность в большей степени связана с «познавательно-техническим» планом, а линейность – с конкретными воспоминаниями об охоте.
Текст рассказов организуется преимущественно повествовательной точкой зрения от первого лица. При этом, с одной стороны, повествованию свойственны обобщенность и подчеркнутая логичность, тесно связанная с последовательностью, доказательностью и аргументированностью изложения, а также особый предписующе-констатирующий способ изложения, с другой – в нем ярко раскрываются личные переживания, эмоции охотника.
Столкновение двух и более различных точек зрения, которые в процессе анализа оцениваются повествователем, помогает добраться до истины, либо наметить путь к ней. Подобное включение способствует, с одной стороны, драматизации повествования, с другой - усиливает аналитическое начало охотничьих рассказов.
Продолжая сравнивать «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» с предшествующей русской охотничьей литературой, укажем, что одна из главных причин успеха произведений С.Т. Аксакова заключается в особенностях их предметной изобразительности. Они отличаются, прежде всего, гораздо большей достоверностью фактического материала, так как создаются на основе непосредственно личного опыта писателя.
В отличие от предшествующих охотничьих руководств в аксаковских рассказах использованы детали, апеллирующие ко всем органам чувств. Автор позволяет буквально осязать, физически прочувствовать охоту. Благодаря его мастерству читателю передаются звуки, наполняющие охоту, даже обонятельная гамма окружающей природы. В рассказах в основном задействовано зрительное восприятие, так как автору приходится описывать охотничьи снасти, каждый шаг в действиях охотника, окружающую природу, рыб, зверей, птиц, места их обитания.
Правдивость в аксаковском изображении охоты поддерживается благодаря достоверно формируемым пространственно-временным ощущениям охоты. Так, каждой охоте соответствует строго определенное время и своя местность с характерным для нее рельефом, растительным миром. Здесь можно отметить органичное соединение литературно-художественного изображения охоты с научными и специальными знаниями, показательное и для обрисовки животного мира.
Так, в описании зверей и птиц в нескольких выражениях передаются почти энциклопедические знания. В изображении, например, хорька автор объясняет этимологию названия, сообщает о месте его обитания, затем описывает внешний вид: величину хорька, достоинства и окрас меха, образ жизни. Далее передаются вкусовые предпочтения, описывается способ передвижения зверька. Особое внимание С.Т. Аксаков уделяет полному и обстоятельному описанию его нравов, в ходе которого отображаются и издаваемые им звуки.
В охотничьих рассказах не только называется (причем приводятся различные диалектные именования), но обязательно детально описывается внешний вид охотничьих снастей, ловушек.
Перейдем к образу охотника в «Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах». В «технической» части произведений это собирательный образ рыбака, либо птицелова, либо зверолова, имеющий значение профессионального эталона. В собственно художественной части повествователь предстает как охотник, которого увлекает не только процесс ловли, добычи. Он, пренебрегая добычей, готов часами наблюдать за повадками, образом жизни зверей, птиц и рыб.
В отличие от детализированного описания мира природы, образ человека, на первый взгляд, лишь очерчивается соответственно жанровым особенностям очерка. Однако в отличие от предшествовавших «Записок…» в цикле «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» создается художественный тип русского охотника. Раскрывая его психологические качества, позволяющие не только преуспевать в охотничьих делах, но органично войти в мир природы, С.Т. Аксаков воссоздает характер охотника, его душевный склад. Во «Вступлении» он представляет четыре разряда охотников.
Таким образом, в «Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах» С.Т. Аксаков продолжает и развивает заложенные еще в очерке «Буран» и в «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» принципы предметного изображения, которые позволяют читателю познать русскую природу, войти в мир охотника, физически и эмоционально прочувствовать саму охоту.
Сравнение аксаковских охотничьих рассказов с предшествующей русской охотничьей литературой дает возможность увидеть преемственное и в то же время индивидуальное в стиле С.Т. Аксакова. Он определяется следующими особенностями: выдержанностью произведений в определенном ритмическом ключе; доминирующей формой монологического изложения; тесным взаимодействием стилистически нейтральной лексики с разговорно-бытовыми, просторечными и охотничьими оборотами; пространностью, но точностью и ясностью описаний; типизацией изображаемых событий и явлений; документальностью изображения, органично сочетающейся с «поэзией в прозе», что проявляется на всех уровнях художественной формы: ритмико-интонационный строй произведений передает ритм природы и человеческой жизни; все картины представляются в хроникальном порядке; «объективный» хронотоп, динамичность словесных картин, художественные детали, апеллирующие к различным органам чувств, усиливают впечатление полной достоверности.
Гусейнова Т.В., аксаковский стипендиат 2003, 2006 гг.,аспирантка БГПУ им. М.Акмуллы, Уфа,Художественное своеобразие.
«Рассказов и воспоминаний охотника о разных охотах» С.Т. Аксакова
*Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 10-04-12152в)
Литература
1. Аксаков С.Т. Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах // Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 5-ти т. / Вступительная статья, подготовка текста и примечания С. Машинского. – Т. 5. – М.: Правда, 1966.
2. Егоров О.А. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» С.Т. Аксакова и русская охотничья литература до них // Охотничьи просторы. – 1995, № 2. – С. 241-254.