Среди многих замечательных мест Уфы в центре исторической части города есть удивительное место, связанное сразу с несколькими знаковыми именами. Это липовая аллея по улице, названной в честь великого татарского поэта Габдуллы Тукая, которая раньше так и называлась: Тукаевская. С некоторых пор она почему-то официально называется им. Тукаева, что вызывает у гостей Уфы и даже у многих уфимцев вопрос: а кто такой Г. Тукаев, чем прославился, что его фамилией назвали далеко не второстепенную улицу Уфы? А так как Уфа по-прежнему не смыла с себя имена великих палачей России: Ленина, Свердлова, Воровского и проч. – может, пламенный революционер местного разлива вроде террористов братьев Кадомцевых или Егора Сазонова, в свое время возведенных в ранг национальных героев?
Шестидесятые годы XIX в. занимают особое место в истории российского государства. Начатые императором Александром II «Великие реформы» необходимо было самым решительным образом претворять в жизнь. Успех преобразований во многом зависел от политической воли, последовательности и четкости, решительности региональных лидеров – губернаторов. В их руках была сосредоточена вся административная власть во вверенных им территориях. Губернаторы возглавляли губернские правления и более десятка различных совещательных учреждений, присутствий, комитетов и комиссий.
Первые десятилетия ХХI века стали тем рубежом, когда на наших глазах из российской жизни стремительно уходят некогда опорные сословия и классы, составлявшие прежде её базисную основу – советский народ. Революционные события начала ХХ века дали колоссальный толчок развитию рабочего класса, крестьянства и народной интеллигенции в Советском Союзе, но, к великому сожалению, слепое подражание худшим иноземным образцам и забвение своих собственных религиозных и нравственных традиций привели к тому, что когда-то великий народ превратился в толпу «образованцев», «кибер-хоббитов» и «бандерлогов». И лишь отдельные островки прежней культуры ещё кое-где возвышаются среди бескрайнего болота современной потребительской цивилизации. Одним из таких центров в Уфе вот уже более двадцати лет остаётся дом-музей С.Т. Аксакова. И совсем не случайно, что лауреатами Всероссийской литературной премии имени С.Т. Аксакова, учреждённой при непосредственном участии директора этого музея, писателя М.А. Чванова, стали последние русские и башкирские крестьянские писатели, пусть и живущие сейчас в городах, В.И. Белов, В.Г. Распутин, А.Ю. Генатулин да и сам Чванов.
Славянофильство достаточно сложно анализировать как целостную доктрину: в нем не было жесткого «идеологического» диктата, взгляды участников данного направления зачастую расходились. Наблюдаются, разумеется, также существенные изменения не только акцентов концепции, но ключевых положений во времени, ведь история славянофильского движения насчитывает около пятидесяти лет – с конца 1830-х до середины 1880-х гг., когда последние представители «классического» славянофильства сходят в могилу [6]. В данной статье мы и не ставим своей целью дать монографическое описание философско-правовых взглядов славянофилов – наша цель выявить ключевые положения, построить концептуальную модель, позволяющую в целом проанализировать философию права славянофилов, скрывающуюся за разнообразием отдельных суждений и формулировок.
Письма писателей имеют не только биографическое, но и большое историко-культурное и историко-литературное значение. В частности, переписка С.Т. Аксакова с родными характеризует его как прекрасного семьянина, тем самым подтверждая единство его личности. Идеал семьи сложился вначале в жизни автора «Семейной хроники», отразившись затем в творчестве. Значительный интерес представляют в этом плане письма 1840 года, который был непростым для Аксаковых.