Архиеп. Никанор (Бровкович) (1826-1890) – выдающийся деятель православного просвещения XIX века, богослов и философ, автор замечательного трехтомного труда «Позитивная философия и сверхчувственное бытие», посвященного критике материализма и позитивизма. С декабря 1876 года по декабрь 1883 года владыка Никанор был уфимским епископом, а в 1883-1890 архиепископом Херсонско-Одесским. Но большую часть своей жизни он посвятил педагогической деятельности. С 1856 по 1871 гг. архиеп. Никанор был ректором в Рижской (с 1856 г.) Саратовской (с 1858 г.), Витебской (с 1865 г.) Семинариях, в Казанской Духовной Академии (с 1868 г.). Его деятельность и философские идеи имели большой резонанс в среде русского православного общества последней четверти XIX века. И деятельность архиеп. Никанора пресекалась со сферой интересов И.С. Аксакова именно в аспекте формирования самосознания русского народа.
В. Вульф в статье «Современная литература» писала: «В самых предварительных заметках о современной английской литературе едва ли можно обойтись без упоминания о русском влиянии, а уж если упомянуты русские, рискуешь почувствовать, что писать о какой бы то ни было литературе, кроме ее собственной, - пустая трата времени. Если мы ищем понимание души и сердца, где еще мы найдем понимание такое глубокое?»[1,281]. Среди русских писателей она выделяет не только Толстого, Тургенева и Чехова, но и Аксакова, человека «исключительной свежести и внутреннего здоровья»[2,194]. Из-за любви ли Аксакова к природе, этой бессознательной тяги к красоте, стоявшей за его охотой, ловлей рыбы и собиранием бабочек, или из-за щедрого, великодушного характера, но книги его внушают чувство изобилия и счастья [2,196].
Еще в гимназические годы Аксаков был организатором самодеятельного театра, его первым «директором» и соавтором некоторых драматических сочинений. Затем благодаря встрече со знаменитым трагиком Я.Е. Шушериным Аксаков получил возможность войти в театральный мир Петербурга, а затем Москвы. Он мечтает стать «русским Мольером», переводит его «Школу мужей», сатиры Буало, трагедию Софокла «Филоктет» для очередного бенефиса Шушерина.
Три года подряд почетным гостем Международного Аксаковского праздника был президент Самарского регионального общественного фонда содействия развитию культуры и нравственности «Всенародное достояние» Павел Анатольевич Коровин. В настоящее время фонд собирает единомышленников для сохранения места, где находился дом глубоко почитаемого самарского губернатора Григория Сергеевича Аксакова, и создания здесь благоустроенного детского сквера «Аленький цветочек» со скульптурой писателя С.Т.Аксакова.
Сергей Тимофеевич Аксаков – художник могучего и яркого дарования. Писатель не раз говорил о себе, что ему свойственно помнить, а не фантазировать, не выдумывать, не создавать сюжеты и образы для своих книг. Данную черту С. Т. Аксаков считал своим недостатком, но нам думается, что это нисколько не умаляет достоинств его творений, наоборот, является особенностью таланта великого художника слова, который видел, подмечал, хранил в памяти все, что окружало его.
Имя С.Т. Аксакова в культурном сознании прочно связано с так называемым «русским направлением», последовательную и неизменную приверженность которому писатель сделал одной из опорных констант собственного «авторского мифа». Истоки такой национально ориентированной модели жизненного поведения и соответствующих мировоззренческих установок сам Аксаков, судя по его собственным автобиографическим и мемуарным сочинениям, если не напрямую, то не в последнюю очередь обусловил тем мощным влиянием, которое оказала на него в ранней юности книга А.С. Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге». Именно она сделала студента Казанского университета «отчаянным шишковистом», «обожателем Шишкова» и с логической закономерностью приобщила тем самым к когорте принципиальных «противников карамзинского направления» [1, 2, 159].