Осенью 2011 года исполнилось двадцать лет, как в старинном уфимском доме после реставрации, наконец–то, был открыт Мемориальный дом–музей С.Т. Аксакова. За эти годы он был согрет теплом души и любовью, наполнен живительной творческой энергией очень многих людей. Наверное, пришло время вспомнить их поименно и отдать дань светлой их памяти. Зинаида Ивановна Гудкова (1933 –2008) с супругом Георгием Федоровичем Гудковым (авторы фундаментального труда по аксаковедению и краеведению «С.Т.Аксаков. Семья и окружение». Уфа. 1991 г.) были первыми, кто поднял свой голос в защиту аксаковского дома. В 1966 году квартал у парка имени Салавата Юлаева подвергся масштабной реконструкции со сносом всех старых зданий. Архитектору З.И.Гудковой передали для доработки проект многоэтажного дома, который планировалось возвести на месте старинной уфимской усадьбы, где прошли ранние детские годы Багрова–внука. Тогда–то и началась компания в его защиту. В ней участвовали самые достойнейшие жители Уфы, хорошо знающие историю родного края, литературу, искусство. 14 июля 1966 г. на страницах газеты «Советская Башкирия» была опубликована статья пламенного борца за сохранение исторических памятников города Г.Ф.Гудкова «Дом Аксакова?». А 27 октября в «Ленинце» вышла статья Р.Г.Кузеева, возглавлявшего в те годы республиканское общество охраны памятников истории и культуры. Общими усилиями на данном этапе Аксаковский дом был сохранен от уничтожения.
Однако в течение ряда лет, с 1967 по 1972 гг., чиновники вновь и вновь поднимали вопрос о переносе дома на новое место – в сад имени Н.К.Крупской... Наконец, в 1974 г. после ремонта в здании (где долгое время располагался кожный диспансер) разместили библиотеку Обкома профсоюзов. Несомненно, настоящей победой в деле сохранения Аксаковского дома стало появление 17.07.1976 г. в московской газете «Правда» маленького анонса на книгу Михаила Чванова «Аксаковские места в Башкирии», выпущенной Башкирским книжным издательством в 1976 г. (Следует отметить, что после фундаментального труда С.Машинского «С.Т.Аксаков. Жизнь и творчество», опубликованного в 1961 г., это второе, пусть небольшое и скромное, издание о великом русском писателе, написанное в советское время). Сам факт публикации анонса в центральном издании служил своеобразной гарантией тому, что дом не будет снесен втихомолку. Но только 10 ноября 1978 г. вышло долгожданное Постановление Совета Министров БАССР № 566 об организации музея Аксакова в доме по улице Благоева 4. С 1981 по 1984 в здании был произведен повторный ремонт. По документам, хранящимся в НМ РБ, оно «было передано на баланс Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова в 1981» г., в реальности же библиотека продолжала оставаться на прежнем месте вплоть до 1988 года.
Маленькие музейные экспозиции были открыты в комнатах мезонина в 1983 и 1984 годах.
Последней атаке аксаковский дом подвергся в 1986 году, когда уфимских чиновников осенила новая идея – снести левую половину дома (где размещалась в ХУШ веке зубовская канцелярия) для увеличения площади зеленых насаждений вокруг будущего музея. Охранная зона - огромный сад вокруг дома был уничтожен в 1960-х гг. во время строительства многоэтажных зданий. И теперь тревогу забили и пробудили общественное мнение статьи М.Чванова в газете «Советская Башкирия» - «Бережно донести до потомков. О судьбе дома С.Т.Аксакова» и Г.Агишевой в газете «Ленинец» - «В наш край лечу душою…». Какая участь ожидает Дом-музей С.Т.Аксакова?»
В 1988 г. в канун 200-летнего юбилея С.Т.Аксакова начались реставрационные работы по проекту молодого уфимского архитектора Земфиры Маккиевны Хатмуллиной. До 1989 г. штатное расписание Башкирского краеведческого музея (ныне НМ РБ) не предусматривало должности «заведующего Аксаковским отделом» (так назван в документации будущий мемориальный дом-музей. См.: Р-1, Оп.1, Ед. хр.360). Однако с мая 1986 г. эти обязанности исполняла Эльмира Давыдовна Терегулова (1925-1997), работавшая ранее зав.отделом истории дореволюционного периода БКМ. Хорошо зная старожилов Уфы, она собрала уникальный материал: старинная мебель, редкие книги, картины, фотографии составили небольшую экспозицию в мезонине аксаковского дома.
Самое прямое отношение к созданию цельной экспозиции, разместившийся во всех залах отреставрированного дома-музея, имела московский архитектор и компетентный музейный художник Елена Николаевна Лаврова (1927-1997). Сегодня очевидно, что причастность ее к делу сохранения аксаковского дома была не случайной. Так родилась Елена Николаевна в старинной московской семье, где все было напитано атмосферой творчества. Ее отец – поэт круга С.Есенина, был его близким другом; мать – художница, дружила с В.Маяковским. Е.Н.Лаврова автор замечательных музейных экспозиций, заслуживающих отдельного перечисления: Дом-музей М.Ю.Лермонтова в Москве, Музей-усадьба М.П.Мусоргского в с. Наумово Псковской области, Дом-музей А.П.Чехова в Москве и пр. Впоследствии, выполняя волю Елены Николаевны, семья передала в дар Аксаковскому музею большую коллекцию дореволюционных фотографий, открыток и кружев.
Своеобразной визитной карточкой Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова в Уфе стала Голубая гостиная. Создание ее экспозиции, связанной с деятельностью первого уфимского губернатора Г.С.Аксакова, среднего сына писателя, стало возможно благодаря Владимиру Анатольевичу Скачилову (1923–1996), известному уфимскому коллекционеру и краеведу второй половины ХХ века. Работа в качестве главного врача привилегированной совминовской поликлиники и «чрезмерная, по словам супруги, мягкость характера» не позволяли ему открыто и смело выступить в защиту аксаковского дома. Однако вклад его в аксаковское движение не менее значителен. В.А.Скачилов никогда не сомневался, что рано или поздно правое дело восторжествует, и сохранил для будущего музея уникальные экспонаты. Поликлиника разместилась в одном из домов на усадьбе дворянина В.Э.Ляхова. На протяжении десятилетий в ее холлах находились два старинных мебельных гарнитура, обитых черной кожей, украшенных богатой резьбой и декоративной скульптурой. По воспоминаниям, они были экспроприированы у лесопромышленника и купца А.С.Манаева. Обладавший безграничной властью первый секретарь Обкома КПСС М.З.Шакиров, приехавший однажды в поликлинику, велел Скачилову заменить «рухлядь» на современную мебель (в то время началась мода на полированную мебель из прессованных опилок). Владимир Анатольевич проявил несвойственную ему твердость и посмел сказать, что сохранит мебель для будущего аксаковского музея. После реставрации в 1990 г. мебель заняла достойное место в экспозиции. В 1994 г. В.А.Скачилов подарил музею две раритетные книги из своей коллекции: «Сочинения Державина» (1834 г.), «Семейную хронику» С.Т.Аксакова (1879 г.) и уникальную фотографию кавалерист-девицы Надежды Дуровой 1860-х гг. В 2002 г. вдова врача передала в музей книги из библиотеки Скачилова, среди которых было известное издание 1914 г.– «Иллюстрированная Уфа» А.А.Гуляева.
В 1990-е гг., в так называемый «период перестройки», в Уфе, как и по всей России, создавались различные общественные объединения, такие как: Фонд культуры, Клуб интеллигенции, студия «Соцветье», Лермонтовский центр, Шаляпинский центр, Детский фонд и, наконец, Аксаковский фонд. Дом-музей С.Т.Аксакова стал в те годы своеобразным духовным центром, объединяющим, подчас, людей совершенно разных интересов. В 1993 г. в музее появилась очень энергичная дама и заявила, что все сотрудники аксаковского музея должны принимать самое активное участие в деятельности недавно зарегистрированного Шаляпинского центра, потому что Аксаков, Шаляпин и Нестеров – это «визитные карточки» Уфы. Так началась многолетняя дружба с Галиной Александровной Бельской (1925 – 2004), флагманом Шаляпинского движения в Уфе, инициатором проведения Международного фестиваля оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе» и конкурса юных вокалистов имени Ф.И.Шаляпина «Дебют». Благодаря ей была установлена памятная доска Ф.И.Шаляпину на здании Академии искусств, по ее предложению и самом активном участии началось создание памятника великому певцу. Каждый год в канун дней памяти Ф.И.Шаляпина 13 февраля и 12 апреля в музее раздавался телефонный звонок, и Бельская напоминала, что ждет нас у входа в институт искусств, где состоялось первое выступление великого певца, возлагать цветы. Ее настойчивому и ласковому обращению «голубчик» невозможно было противостоять. И мы, конечно, делали все, что она просила: на выступе стены общими усилиями как-то прикрепляли замерзший букетик красных гвоздик, несколько минут смотрели на то место, где когда-нибудь появится памятная доска Шаляпину и расходились. Однажды в самом конце рабочего дня Бельская появилась в музее с группой активистов и большой картонной коробкой с горячими маковыми баранками. Мы пили чай по-шаляпински и говорили о совместных программах. Об энергичности и неутомимости Бельской ходили легенды. Лично мы были свидетелями загадочной истории. На протяжении многих лет в канун проведения Аксаковского праздника в музее по неизвестным причинам дней на десять переставал работать телефон. Приходили мастера, искали порыв кабеля, но все было напрасно, пока не истекал «положенный» срок. Вот в один из таких дней вдруг раздался звонок: Бельская с воодушевлением оповестила нас об очередном своем проекте… И сразу после разговора телефон вновь отключился на несколько дней. 18 декабря 1994 году в Аксаковском музее состоялось открытие очередных «Шаляпинских дней». После конференции и награждения участников республиканской детской выставки «Ф.И.Шаляпин, музыка. Театр» начался концерт талантливой молодежи. Бельская принимала самое деятельное участие во всех аксаковских программах, выступая с докладами на «Аксаковских чтениях» и круглых столах. Она познакомила сотрудников музея с молодым историком, преподавателем БашГУ Ларисой Черниковой, которая, находясь несколько лет в командировке в Китае, по ее просьбе в свободное время работала в архивах Шанхая и Харбина, разыскивая уникальные материалы о жизни и деятельности композитора и исполнителя С.С.Аксакова, правнука писателя, о его контактах с Шаляпиным. Однажды после летнего отдыха в Самаре Бельская привезла добытый через третьи руки любительский портрет Сергея Сергеевича Аксакова, написанный маслом. Для поддержания молодых талантов Галина Александровна организовывала в музее незабываемые вечера «Уфимские басы», концерты юных исполнителей памяти знаменитой пианистки уроженки Уфы Веры Тимановой. Среди исполнителей были и знаменитые теперь братья Абдразаковы.
Музей всегда жил насыщенной музыкальной жизнью. Несколько лет в Голубой гостиной стояло сразу три инструмента, в том числе и клавесин, принадлежавший Академии искусств. Один из них был передан заслуженной артисткой РБ Светланой Галеевной Хамидуллиной, возглавлявшей в те годы башкирское отделение Фонда культуры. С ее легкой руки в музее и поныне собираются в канун старого нового года участники программы «Новые имена».
В начале 1990-х годов стала активно возрождаться православная церковь. И даже, как ни парадоксально, стало модным «идти в батюшки» и приглашать священников на все крупные мероприятия. Конечно, старинный дом, где прошли ранние детские годы великого русского писателя, и который был осквернен находящимся здесь много лет кожно-венерологическим диспансером, дом, интерес к которому постоянно подогревался прессой историей о приведении, нуждался в освящении и очищении. Сотрудникам музея во главе с директором М.А.Чвановым пришлось устроить своеобразные смотрины. Какие-то священники заходили в музей, однако ни к одному из них не лежала наша душа: были они какие-то ненастоящие. Однажды, уже не вспомнишь по какой причине, в аксаковском доме оказался худенький скромный молодой человек Дмитрий Покровский, священник из разрушенного Троицкого храма в д. Красный Яр. Как выяснилось позднее, его дед был уфимским священником, к тому же в музее находился приобретенный ранее в этой семье старинный стол (позже была передана и кушетка 1880-х годов, которую сегодня можно увидеть в экспозиции «Гостиная Ольги Григорьевны Аксаковой»). После разговора мы поняли, что это тот человек, которого мы ждали, который освятит дом и отслужит панихиду по Аксаковым. В фондах музея сохранились черно-белые фотографии этой службы: на первом плане уфимские казаки с фуражками в руках и лица самых разных людей, пришедших по объявлению в газете. Так скромно, по-домашнему, начался в музее второй Аксаковский праздник. Потом было открытие выставок живописи А.Дворника и лаковой миниатюры Л.Гордеевой. В Голубой гостиной впервые вручали аксаковские студенческие стипендии, коими были награждены выпускница педагогического института художник-керамист Марина Нелюбина и студентка Венецианского университета итальянка Микол да Ре, изучающая творчество С.Т.Аксакова. Фотографии сохранили просветленные лица присутствующих на торжестве: врача Виктора Михайловича Соколова, художника Александра Дворника, скульптора Александра Калинушкина, искусствоведа Валентины Сорокиной, представителя горсовета Александра Баранова, молодого предпринимателя, помогающего музею, Виктора Петрова и др.
В 90-е годы прошлого века в отсутствии компьютера роль газеты, как средства коммуникации, была незаменима. На страницах газеты «Вечерняя Уфа» новую для читателя аксаковскую тему поднимала и разрабатывала талантливый журналист Тамара Ивановна Нефедова(1951-2005). Совместно с музеем и Аксаковским фондом ею в эти годы были осуществлены интересные проекты по изданию подарочного аксаковского календаря, по организации благотворительного вечера «Аксаковская копеечка», республиканского фестиваля «Аленький цветочек» с последующей выставкой лучших детских рисунков в залах «Гостиного двора», выставки «Дамское счастье». Многие вспоминают литературный вечер по итогам конкурса на лучшую охотничью байку. Тогда из разных мест республики съехались бывалые охотники и рыбаки, обладавшие литературным талантом. Победители получили оригинальный подарок – «охотничий» ужин в ресторане «Купец», который выступил спонсором мероприятия. Незабываемые впечатления оставил краеведческий вечер «Двенадцать стульев Аксаковского музея», познакомивший уфимцев с историей семей, передавших в музей свои реликвии. Легкая на подъем Т.И.Нефедова живо откликалась на предложение поехать в деревню Киешки – имение Аксаковых, чтобы посадить деревья в будущем Аксаковском саду, или в санаторий имени Аксакова, чтобы написать о его основательнице Ольге Григорьевне Аксаковой, внучке писателя. Живые статьи Тамары Ивановны помогли музею найти новых друзей, приобрести новые интересные экспонаты. К сожалению, Тамара Ивановна не успела осуществить свой самый большой аксаковский проект – издать двухтомник «Родина Аксакова».
Конечно, малый объем статьи не позволяет перечислить имена многих и многих уфимцев, стараниями и любовью которых музей постепенно приобрел привычный всем нам сегодня облик, любовью которых была соткана теплая атмосфера Дома, где согреваются сердца приходящих сюда людей.
Иванова Г.О., старший научный сотрудник, Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова, Уфа.